Мы живем в эпоху экранизации комиксов, и эпический бой двух главных тяжеловесов супергеройских вселенных – Marvel и DC Comics – в самом разгаре. «Черная пантера» от Marvel в этом бою – уже засчитанный нокдаун для соперника. Такого фильма в супергеройском мейнстриме еще не было. Не пропустите премьеру и рецензию от «Большого Киева»
Это уже восемнадцатый фильм из киновселенной Marvel. На первый взгляд, для тех, кто не является фанатом, это несколько запутывает картину, ведь сейчас все фильмы про отдельных супергероев сливаются в одну историю, и понять, кто все эти люди в костюмах и что они делают, невозможно, разве что посмотрев предыдущие части. Но вот вам хорошая новость: сейчас это неважно. «Черная пантера» – самостоятельный фильм со своим сюжетом, обособленный от остальной вселенной как можно дальше. Самое интересное – почему.
Черная Пантера – первый в истории бумажных комиксов черный супергерой. Он был создан в 1966 году как второстепенный персонаж и сначала не имел своей серии комиксов. А спустя пару месяцев после его появления в США возникла самая известная черная политическая организация – «Черные пантеры». Она быстро радикализировалась. В начале 70-х Marvel пытались избежать нежелательных ассоциаций и переименовали своего героя в «Черного леопарда», но имя не прижилось. Вдобавок герой «Черной пантеры» переместился из своей вотчины, вымышленной африканской страны Ваканда, в США и начал бороться с Ку-клус-Кланом. В общем, имя «Черная пантера» щелкает переключателем в мозгу каждого американца, хочет он того или нет. И когда вы увидите, что вступление к фильму происходит в городе Окленде, штат Калифорния, то знайте – именно там и основали «Черных пантер».
Но если вы уже ждете от фильма истерического радикализма, то вам не сюда. Да, этот комикс, снятый за 200 миллионов долларов, отражает политические идеи, но сегодня они вовсе не так прямолинейны, как полвека назад. Собственно, этот смысловой поворот и делает «Черную пантеру» очень особым фильмом.
Действие фильма практически полностью развивается в Африке, в той самой стране Ваканда (на карте можно не искать), король которой при коронации проходит соответствующий ритуал наделения его сверхспособностями и с тех пор является и символическим, и вполне реальным защитником своей страны. Ни разу не захваченной и не колонизированной, к слову. Поэтому отдалившись от американских реалий всех остальных фильмов вселенной, он и смотрится стилистически совершенно иным. Это роскошное и буйное поп-безумие на африканской почве, но оно не выглядит еще одной попыткой ограбить черную культуру. К слову, над фильмом работал если не весь цвет сегодняшнего темнокожего Голливуда, то очень заметная его часть.
«Черная Пантера» – фактически драма о кризисе власти и смуте междувластия, преодоление которой и вольет главного героя фильма в остальную вселенную Marvel. О нем сейчас много говорят как о первом шедевре Marvel и даже сравнивают с шекспировскими драмами. Возможно, это перебор, но уже точно понятно, что этот фильм дотягивает до того, чтобы стать своеобразным поп-культурным символом не только для потомков африканских народов, но и для глобальной аудитории. Это комикс с позиции силы, снятый с пониманием того, что сильные не обижают слабых.