Быть или не быть? Районные рады в Киеве

Автор: Олег Кресан
14:06 06.04.2018

Уже почти восемь лет как в Киеве ликвидированы районные рады. Одной из причин исчезновения этого института называют создание жесткой вертикали…
Читать дальше

Быть или не быть? Районные рады в Киеве

Уже почти восемь лет как в Киеве ликвидированы районные рады. Одной из причин исчезновения этого института называют создание жесткой вертикали власти. С тех пор дискуссия о необходимости райрад в столице продолжается

Главным аргументом сторонников реанимации власти на районном уровне остается слабая обратная связь между городскими депутатами и общинами. Другими словами, люди имеют меньше возможностей «достучаться» до своих избранников на местном уровне. Что, впрочем, неудивительно. Ведь уже на протяжении восьми лет один депутат представляет интересы более 20 тысяч киевлян. Уделить необходимое время всем желающим у него физически не хватает времени.

Итак… Что принесет бОльшую пользу общинам Киева. Возвращение райрад как инструмента управления городом или сохранение нынешнего статус-кво? Мнения по этому поводу у представителей разных ветвей власти столицы несколько расходятся.

«Преимуществ функционирования районных рад есть несколько, – отмечает лидер фракции «Объединение «Самопомич» в Киевраде Сергей Гусовский. – Прежде всего нужно понимать, что речь идет о мегаполисе. 120 депутатов не могут удовлетворить запросы своих избирателей, даже, если бы каждый из них работал 24 часа в сутки. Важной функцией для райрад должно было бы стать участие вместе с городской властью в формировании местных бюджетов. Естественно, если районными депутатами будут становиться местные жители. Понятно, именно представители общины знают, на что в первую очередь необходимы деньги из городского бюджета».

Райрады важны и с точки зрения приобретения опыта для молодых политиков, которые учатся принимать решения на более низком уровне. Хотя роль их не менее актуальна для людей.

Нужно учитывать также специфику Киева, где в каждом районе работают государственные администрации. Соответственно, чиновники формально отвечают перед КГГА. По большому счету – встроены в президентскую вертикаль. Это, по сути, означает, что интересы жителей для них имеют второстепенное значение, поскольку они напрямую не отчитываются перед общиной. Не несут непосредственной ответственности за свои решения. Именно потому структура местного самоуправления в Киеве нуждается в серьезном реформировании.

Что касается оптимального количества депутатов, Сергей Гусовский считает, что 500 районных представителей общин для Киева немного. Говорит, что в таком случае один народный избранник будет защищать интересы приблизительно 5-6 тысяч человек. Что, по его мнению, будет вполне по силам местному политику.

А вот в КГГА никакого ущемления прав местных общин в Киеве не видят.

Заместитель мэра Киева Алексей Резников, юрист по образованию, ссылается на Европейскую хартию о местном самоуправлении. Согласно этому документу, у территориальной общины может быть только один представительский орган. В свою очередь все международные договоры, ратифицированные Украиной, автоматически становятся частью национального законодательства. «Именно поэтому в Киеве может быть только один представительский орган – Киевская городская рада, – поясняет Резников. – Если же говорить о развитии демократии и децентрализации, то есть участии киевлян в управлении своим городом, я только за райрады. Но не в их старом формате. Это должен быть новый, продуманный инструмент. В первую очередь сбалансированный. Например, в центральных районах Киева зарегистрировано намного больше предпринимателей, чем в спальных. Соответственно, эти образования платят больше налогов. Но это же не должно означать, что денег они получат меньше, чем другие. Далее. Работа райрад должна стать прозрачной для каждого жителя района».

Много киевлян прекрасно помнят, как местные депутаты распродавали подчистую всю коммунальную недвижимость – в том числе помещения детских садов, почты, библиотек. Причем отдавалась собственность города за копейки тем, кто готов был щедро отблагодарить за соответственное решение комиссии, а затем сессии райрады.

«Безусловно, организация местного самоуправления в Киеве сейчас недостаточно эффективна. Однако возвращение старой системы обсуждать нецелесообразно», – считает заместитель мэра. По его мнению, сегодня есть смысл говорить даже о продвижении более мелких структур самоорганизации. Например, рад микрорайонов. По разным оценкам, сегодня в Киеве исторически образовалось около 80 микрорайонов. Каждая такая территория имеет свою специфику, ментальность… обычаи, если угодно. Шулявка, Нивки, Березняки, Позняки, Совки, Мышеловка и так далее…

Все эти давно сложившиеся образования вполне заслуживают права отстаивать свои интересы в городе. Если восстанавливать полноценное местное самоуправление, имеет смысл начинать с малого. В результате получить не двух-, а трехуровневую систему. С четко выписанными правами и компетенциями для каждой территориальной единицы города. Такой подход в управлении используют во многих больших европейских городах.

А вот 50-70 депутатов на каждый район Алексей Резников считает неоправданным количеством. По его мнению, достаточно и десяти представителей общины на каждую территориальную единицу. Причем важно, чтобы эти люди получали достойную зарплату, а не работали на общественных началах. Неудачный опыт прошлых лет является лучшим подтверждением этого тезиса, добавляет собеседник «Большого Киева».

В то же время на рассмотрения столичных депутатов регулярно поступают предложения возродить райрады. Однако эта инициатива не вызывает энтузиазма у большинства представителей киевской власти. Одни утверждают, что реанимация районных рад – не что иное, как новые возможности для коррупционных схем. Другие уверены: представительство районов в городе – дорогое удовольствие для Киева. По подсчетам специалистов, содержание дополнительных органов самоуправления до их ликвидации обходилось местному бюджету в несколько десятков миллионов гривен ежегодно.

Великий Київ у Google News

підписатися