19 мая пресс-служба Киевской областной государственной администрации сообщила о возобновлении проекта Большой кольцевой автомобильной дороги (БКАД). Первый заместитель председателя Киевской областной государственной администрации Лев Парцхаладзе заявил о начале поиска средств. «Основная задача – стать заказчиком проекта, привлечь инвестиции, отвести земли. Это должна быть наша ответственность, и мы сможем справиться с такой задачей», – заявил чиновник.
Проект предусматривает строительство дороги протяженностью
Новое кольцо автодороги было очерчено еще в 2008 году. Предполагается, что трасса будет проходить на расстоянии в среднем
Для привлечения такой суммы власти пытались в 2013 году договориться с Международной финансовой корпорацией и с китайскими инвесторами. «Но это были всего лишь разговоры. Такие деньги даже в период экономического роста не смогли найти», – вспоминает бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава.
В марте 2016 года Киевская облгосадминистрация вернулась к идее проекта. Вместе с «Укравтодором» областная власть создала предприятие «Развитие инфраструктуры Киевщины», которое совместно с рабочей группой при Министерстве инфраструктуры будет координировать все работы по БКАД.
Первой частью дорожного кольца должен стать участок от Житомирской до Одесской трассы длиной
За чей счет
Предусматривается, что финансирование проекта будет происходить на условиях концессии. Частный инвестор полностью отвечает за строительство и берет на себя 100% всех затрат. А возвращать вложенные деньги и получать прибыль будет за счет платы за проезд по БКАД. Деталей о сроках окупаемости и возможной стоимости проезда еще нет. Это в сфере ответственности Кабинета министров.
«Ни один серьезный концессионер проект не рассматривает»,– замечает Кава. По его словам, окупаемость БКАД находится на критически низком уровне. В проекте неправильно просчитан объем транспортного потока. «По предположению «Укравтодора», трафик на новой трассе составит 30 тыс. автомобилей в сутки, – рассказывает эксперт. – Но сегодня поток из Львова и Одессы составляет 35 тыс. и 40 тыс. и львиная доля этих автомобилей не транзитная, а движется в Киев. Поэтому им не нужно переориентироваться на кольцевую», – объясняет причины своего пессимизма Кава.
БКАД может стать убыточной затеей. Если трафик на кольцевой дороге будет ниже проектного, то покрывать затраты инвесторов по условиям концессии будет украинское государство.
С Кавой соглашается и бывший директор департамента стратегического развития дорожного рынка и автоперевозок Министерства инфраструктуры Роман Хмиль. «Инвестор сможет вернуть деньги за строительство дороги через 10-15 лет. Но только в случае, если Киев запретит проезд грузовикам по нынешней окружной», – предупреждает он. Тем не менее, Хмиль считает БКАД наиболее привлекательным из всех концессионных проектов. Напомним, в 2015 году правительство искало деньги для строительства трассы Львов – Краковец (
Если оставить все как есть
«Укравтодор» не устает расхваливать преимущества проекта: снижение количества и масштабов пробок в столице, уменьшение ДТП в четыре раза, защита окружающей среды. «Через десять лет, возможно, вырастет трафик; сократится время транзита по дороге из Львова до Харькова. Плюсы, которые будут все обосновывать, можно найти» – соглашается Хмиль.
Но оба эксперта сходятся во мнении: уровень затрат на строительство БКАД существенно превышают уровень ее востребованности. Существующая окружная дорога справляется с транзитным потоком. Нужно лишь модернизировать ее и повысить эффективность. «Трассу нужно расширить, построить двухуровневые развязки, исключить светофоры и наземные переходы», – предлагает Александр Кава. По его подсчетам, стоимость модернизации составит $300-500 млн.