Законопроект о столице может угрожать национальной безопасности

Автор: Ирина Касьянова
18:45 08.10.2019

Законопроект «О городе Киеве — столице Украины», принятый в первом чтении Верховной Радой на прошлой неделе, угрожает не местному самоуправлению,…
Читать дальше

Законопроект о столице может угрожать национальной безопасности Фото: Катерина Френч, «Большой Киев»

Законопроект «О городе Киеве — столице Украины», принятый в первом чтении Верховной Радой на прошлой неделе, угрожает не местному самоуправлению, а национальной безопасности. Об этом заявил во время обсуждения проекта с экспертами секретарь Киеврады Владимир Прокопив, недавно возглавивший киевскую городскую организацию партии «Европейская солидарность». В то же время он считает, что в проекте есть и положительные стороны.

Какие риски заложены в проекте и какими последствиями это чревато не только для столицы, но и для всей Украины – об этом в материале «Большого Киева».

«Есть риски потерять унитарную Украину»

Владимир Прокопив

В понедельник, 7 октября, в Киеве прошел круглый стол, на котором эксперты по вопросам самоуправления, депутаты Верховной Рады и Киеврады обсуждали альтернативные законопроекты, а также перспективы развития местного самоуправления в Украине.

Среди участников обсуждения – народные депутаты Алексей Гончаренко, Сергей Алексеев, Ростислав Павленко, секретарь Киеврады Владимир Прокопив, управляющий делами Киеврады Игорь Хацкевич, политолог Сергей Таран, эксперт по вопросам самоуправления Юрий Ганущак и др.

По мнению Владимира Прокопива, в новом проекте много непродуманных вещей, требующих доработки.

«Как человек, занимающийся местным самоуправлением в Киеве, я изучил этот закон очень детально. И я бы хотел остановиться на основных рисках этого проекта в общенациональном масштабе. О них не говорят или говорят очень размыто. Мы видим в этом законе риски для существования Украины как унитарного государства. Что я имею в виду? Конституция говорит о том, что все граждане Украины имеют одинаковые избирательные права. А данный проект наделяет киевлян правами, отличающимися от всех остальных граждан. Я не говорю сейчас, лучше они или хуже. Об этом можно долго дискутировать. Они другие. Я приведу один пример. Законопроект дает право и возможность городским председателям единолично заключать международные договоры, касающиеся города. Представьте себе, к чему может привести подписание определенных международных договоров, например, с Российской Федерацией?» – говорит Прокопив.

Владимир Прокопив

Он подчеркнул, что законопроект о столице угрожает не местному самоуправлению, а национальной безопасности.

«Если мы введем для одного города или территории отдельные правила игры и отдельную структуру подчинения и управления, мы создадим опасный прецедент. Кто будет следующий? Закарпатье? Это настоящая мина под фундамент унитарного строения государства. Которая может быть использована сепаратистами всех мастей и местными сторонниками центробежных процессов», – поясняет Прокопив.

Он также отметил ряд положительных изменений для самоуправления в столице, которые предлагает проект.

«Скажу с уважением, что и хорошего в проекте закона много. Это создание районных советов, возможность для киевлян иметь более близкий доступ к депутатам, их большее количество. Правда, непонятно, почему в райсоветы предлагается избирать именно по 20 депутатов. Ведь численность районов существенно отличается – в одном 150 тысяч жителей, в другом 350 тысяч. И представительство таким образом будет нарушено, что будет влиять на эффективность работы. Еще один позитивный момент, который хотел бы отметить, – введение независимого аудита деятельности Киеврады, что хотят закрепить законодательно. Киеврада будет обязана предоставлять результаты такого аудита общественности, что будет способствовать уменьшению коррупции и положительно влиять на общественное мнение по поводу использования бюджетных средств», – отметил Прокопив.

Владимир Прокопив

Еще одна новинка, на которую обратил внимание Прокопив, создание ратуш в районах. По его словам, это фактически то, чем занималась Киеврада, создавая Центры предоставления административных услуг в районах. Теперь это будут ратуши, в которых, кроме получения админуслуг, можно будет попасть на прием к депутату, что очень удобно.

В то же время секретарь Киеврады подчеркнул, что избирательная система, предложенная в проекте, не будет де-факто отображать волеизъявление людей.

«Применение законопроекта №2143-3 точно не позволит получить достоверные результаты ни на очередных, ни на внеочередных выборах», – уверен Прокопив.

«Избирательная система не отражает волеизъявления киевлян»

Владимир Прокопив

Как уже сообщал «Большой Киев», законопроект предлагает избирать депутатов Киеврады по сложной пропорциональной системе: исключительно по спискам (которые будут открытыми) партий, набравших больше 5% голосов на выборах. Голосовать придется и за партию, и за конкретного кандидата на своем округе.

В проекте это звучит так: «Выборы депутатов Киеврады проводятся в многомандатных избирательных округах (численность которых при этом хотят сократить с 13 до 10). Выборы проводятся по открытым избирательным спискам городских организаций политических партий способом, который дает право избирателям определять приоритетность позиции кандидата в списке партии, за которую он голосует. Право на участие в распределении депутатских мандатов приобретают кандидаты в депутаты, включенные в избирательные списки городских организаций партий, получивших пять и более процентов голосов избирателей по отношению к суммарному количеству голосов избирателей, поданных за кандидатов в депутаты. Участие в выборах в Киевраду в порядке самовыдвижения кандидатов не допускается. Городской центр политической партии может выдвинуть кандидатом на выборную должность как члена политической партии, так и беспартийного». Кроме того, городская парторганизация утверждает общегородской список с общим количеством от восьми до восьмидесяти кандидатов для участия в выборах в Киевраду и распределяет кандидатов, утвержденных в общегородском рейтинговом списке в количестве от одного до восьми кандидатов на округ».   

Как подчеркнул Прокопив, в таком виде закон не может быть принят.

«Надо менять законодательство о столице? Да. Но точно не на скорую руку. В законе много непродуманных вещей. Я очень надеюсь, что этот законопроект не будет принят в таком виде. Надеюсь, что представителей местного самоуправления услышат и те вещи, на которых мы заостряем внимание, будут исправлены, иначе мы получим неработающий закон, который приведет к катастрофическим последствиям», — подчеркнул Прокопив.

Великий Київ у Google News

підписатися