Зачем городу новый тариф на вывоз отходов

Автор: Ирина Касьянова
16:13 22.02.2019

В Киеве опять хотят поднять коммунальный тариф. На этот раз на вывоз мусора, в среднем на 14%. Хотя эта услуга…
Читать дальше

Зачем городу новый тариф на вывоз отходов Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

В Киеве опять хотят поднять коммунальный тариф. На этот раз на вывоз мусора, в среднем на 14%. Хотя эта услуга уже подорожала с 1 января. При этом практически во всех районах жители жалуются на мусорные горы, их фотографиями пестрят ленты соцсетей. Жители столицы винят во всем власти. Коммунальщики жалуются на киевлян, выбрасывающих габаритную рухлядь возле баков и окурки с балконов, на бомжей, роющихсяся в баках и раскидывающих отходы на землю, и на мусороперевозчиков, которые иногда нарушают графики вывоза из-за ломающегося транспорта и болезней сотрудников. 

«Большой Киев» разбирался, как новые тарифы изменят ситуацию. И сможет ли столица превратиться во Львов, где мусор – одна из главных проблем.

Каким станет тариф

мусор
Фото: Константин Ильянок

В мэрии хотят с 1 апреля сделать вывоз мусора дороже для киевлян. Согласно распоряжению КГГА «Об установлении тарифов на услуги по вывозу бытовых отходов с учетом операций обращения с бытовыми отходами (сбор, перевозка, утилизация, захоронение) исполнителю услуг  КП «Киевкоммунсервис», тариф повысится на 8,1%-19,8%. Так, для населения цена поднимется с 159,1 грн до 176,26 грн за кубометр. Стоимость вывоза крупногабаритных отходов составит 210,68 грн за кубометр (с НДС) при нынешних 175,82 грн/куб. м. Для бюджетных организаций и офисов сумма будет еще выше.

Напомним, с 1 января этого года тариф на вывоз мусора уже повысился на 19%. С 1 июля вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) стал отдельной услугой https://dzki.kyivcity.gov.ua/news/825.html. А оплата рассчитывается с учетом количества прописанных в квартире жильцов. Ранее тариф начислялся из расчета на квадратный метр жилья и был частью платы за содержание придомовой территории.

Для конкретной семьи стоимость услуги может увеличиться в среднем на 5 грн с человека. Хотя и сейчас все платят очень по-разному. «Большой Киев» задал вопрос в Facebook, кому во сколько обходится вывоз мусора сейчас, и вот такие ответы мы получили:

  • 28,97 грн, прописан один, один подъезд в доме и один бак;
  • 32,29 грн на двоих, проблем с вывозом нет;
  • 64,58 грн на двоих, бак находится далеко от парадного;
  • 41,46 грн за двоих, в доме всего 17 квартир.

А вот в ОСМД услуга обходится дешевле. «Вывоз мусора входит в тариф за обслуживание придомовой территории, за все 6,11 грн/метр», – написала жительница многоэтажки на левом берегу. Такой тариф в других ОСМД составлял от 5 до 7 грн.

Как часто вывозят

дворник с метлой
Фото: Константин Ильянок

Мы спросили у коммунальщиков, почему же во дворах сейчас так грязно, часто ли вывозят мусор и кто виноват.

Глава Союза совладельцев жилья Днепровского района Антонина Тимошенко назвала несколько причин: сами жильцы, бомжи и перевозчики. «В нашем доме вывоз мусора – три раза в неделю. ЖЭКи убирают шесть раз в неделю, кроме одного выходного. Но главная проблема, и особенно это заметно зимой, – грузчикам тяжело добраться до мусорных баков. Многие дворы для этого не приспособлены. Кроме того, машины паркуют как попало. А дотащить бачок до транспорта ночью по узкому пространству очень тяжело», – поясняет собеседница «Большого Киева».

Кроме того, по ее словам, в нарушении графика иногда виновны и сами перевозчики. «Бывает, они не могут приехать – то внезапно водитель мусоровоза заболел, то машина сломалась. К сожалению, в наших компаниях по вывозу мусора никто не вкладывает деньги в новый транспорт, покупают бэушные машины, которые часто ломаются. Ставят бэушные контейнеры, которые быстро выходят из строя», – поясняет Антонина Тимошенко.

Ее коллега, глава ОСМД дома на ул. Владимирской Жанна Сытенко подтверждает такие проблемы. «У нас с мусороперевозчиками хорошие отношения. Мы создали ОСМД еще в 2003 году, и тогда же впервые заключили договор с компанией по вывозу мусора. У нас жильцы интеллигентные люди, платят исправно, хотя платежи немаленькие из-за больших квартир, дом так называемый академический. И соответственно мы не задерживаем оплату услуг. Но бывало, что по несколько дней не вывозили отходы из-за болезни сотрудника или поломки. Мы звоним, вопрос стараются решить в течение двух-трех дней», – делится она.

По словам Сытенко, в доме следят за тем, чтобы не был занят проезд для коммунального транспорта. А жильцы не загрязняют двор негабаритным мусором. «Я требую, чтобы жильцы сами вывозили строительный мусор, а также старую мебель и технику. У нас нет таких гор возле баков, как в других дворах», – добавляет руководитель ОСМД.

А вот в Деснянском районе, по словам Антонины Тимошенко, с жильцами еще нужно работать и работать. «Культура людей пока еще хромает. И часто они создают всем проблемы сами – то портят бачки, то сваливают свои отходы рядом. Мне кажется, что нужна информационная кампания для жителей Киева, чтобы они понимали, что тяжелый строительный мусор портит подъемную технику, те же контейнеры, и его нужно вывозить на другом транспорте самому. Кроме того, мы платим за объем, а не за вес, нужно максимально дома ужимать бутылки, коробки», – напоминает она. По словам Тимошенко, еще одна проблема для коммунальщиков – бомжи. «Они орудуют по ночам, выбрасывая все из баков. А утром дворники едва успевают обратно все сложить перед приездом мусоровоза», – жалуется Тимошенко.

Почему баки ставят вдоль дороги, даже в историческом центре, портя общий вид? Наши собеседницы объясняют это нехваткой места во дворах, хотя им самим не нравится такая «новинка». «Раньше баки стояли в карманах возле парадных, или сносили все в мусоросборники посреди двора. Правда, баки были поменьше. Но жителям первых этажей такая близость к гниющему мусору не нравилась», – объясняет Антонина Тимошенко.

«Тариф должен быть в четыре раза выше»

Олег Костюшко, КГГА

Мы поговорили обо всех проблемах с генеральным директором Ассоциации обращения с отходами «Украинский экологический альянс», депутатом Киеврады Олегом Костюшко.

– Олег Петрович! Коммунальщики жалуются, что часто графики нарушают компании по вывозу мусора. Говорят, что у них старый транспорт, часто ломается, также срабатывает человеческий фактор – кто-то заболел, не вышел, машина не пришла.

– Давайте начнем с простого. А видели ли вы, как заставлены наши дворы автомобилями очень высокого уровня? И люди, которые хотят ночью вывезти бачок, по 150-200 метров вручную вынуждены его тащить, чтобы опорожнить и поставить его на свое место. А иногда бачок может быть поврежден – колеса смотрят в разные стороны.  Это вина перевозчиков? Скорее нет чем да. Вывоз мусора в Киеве осуществляется согласно документу, который называется «Дислокация». Это договор на вывоз мусор, и к нему в дополнение идет приписка, например, что в доме № 15 вывоз должен осуществляться три раза в неделю или ежедневно. И очень часто бывает, что ЖЭК или ОСМД занижает количество вывозов или бачков. Ну, например, должны вывозить все будние дни, а вывозят три раза в неделю. И получается, что есть бачки, оговоренные в договоре, а рядом еще столько же. И перевозчики плохо работают. На самом деле перевозчик заинтересован, вывезти больше, чтобы больше заработать. Это его бизнес. И тем, кто спешит опубликовать в соцсетях очередной полный бачок, я советую обратить внимание на две важные вещи. Во первых, где он ставит свою машину (а по статистике, в каждой семье есть как минимум один автомобиль). Во-вторых, поинтересоваться в своем ЖЭКе графиком вывоза – а может, можно его откорректировать. Некоторые ЖЭКи в связи с повышением тарифа пытаются сократить графики вывоза.

мусор
Фото: Константин Ильянок

– С кем сложнее соблюдать договор – с муниципальными ЖЭКами или ОСМД?

– Со всеми особых проблем нет. Есть сложности с обслуживанием отдельных микрорайонов, где затруднен заезд во двор и выезд, особенно в центре города. Есть ЖСК, которые плохо платят, и, наоборот, которые рассчитываются очень хорошо и вовремя. Такое же есть и с ЖЭКами.

– А с чем связано очередное повышение тарифа, ведь не пройдет и трех месяцев?

– Последние десять лет я занимаюсь мусором и могу сказать, что тарифы уже очень много лет не пересматривались. Это было связано с разными причинами, одна из которых – тариф на вывоз мусора входил в тариф на содержание придомовой территории, вычислить эту его составляющую было сложно. Сейчас вывоз мусора выведен в отдельную услугу, которая отдельно калькулируется. И интересный факт, я бы хотел, чтобы об этом написали. Вот сколько лично вы платите за вывоз мусора?

– У нас ОСМД, и эта услуга входит в квартплату. Более конкретно не могу сказать.

– Ну вот. 90% населения Киева не знает, какой сейчас тариф на мусор. А то и 99%. Я это утверждаю, поскольку веду опрос в разных аудиториях. И никто не знает, но при этом кричат, что дорого. Следующий момент, люди видят мусор только в своем маленьком мусорном ведре, которое они выносят на улицу. А ведь сюда включается и мусор, сметенный дворниками (окурки и другое), крупногабаритный мусор (диваны, холодильники), который выбрасывают во двор, упавшие деревья, листья. Это все мусор. Строительный мусор. Отходы использования автомобиля – шины, ветоши, аккумуляторы, упаковка от мебели. Машины для вывоза мусора, да, бэушные, отреставрированные, потому что тарифная составляющая сейчас не позволяет закупить новый спецтранспорт. Такой автомобиль, самый плохонький, стоит 110 тысяч евро. Это 3 млн 520 тысяч гривен. Если он вывозит 200 бачков в день, то он окупится за … 48 лет. При нынешнем тарифе. Получается, что мы хотим, чтобы по нашим чистым улицам ходили новенькие чистые автомобили, но при этом мы не знаем, какой у нас тариф, но говорим, что дорого.

А как же должно быть? В Киеве нормальный сотрудник мусоровоза стоит 17-18 тысяч. За меньшее никто не пойдет этим заниматься. Из 250 автомобилей, которые выезжают на улицы, их обслуживают всего один – два киевлянина. Это структура рынка. И это создает определенные проблемы. Иногда на работу приходят очень странные люди. Самый простенький мусорный бак объемом  1,1 кубометра стоит 8 тысяч гривен. В наших условиях он «живет» от силы два года, в то время как за границей … 20 лет. Потом еще бэушные сюда приезжают, и здесь еще годик эксплуатируются. И это все входит в себестоимость услуги.

мусор
Фото: Константин Ильянок

– Почему у нас так мало держатся бачки?

– Причин две. Первая – отношение людей, которые его эксплуатируют, включая дворников, и отношение перевозчиков, точнее, грузчиков, их квалификация. И те и другие его уничтожают со страшной силой. И это все влияет на тариф. И мы хотим, чтобы у нас стоял красивый оцинкованный бак, чтобы он не с горкой был наполнен. Но при этом хотим платить за мусор меньше, но сами не знаем сколько. Но и этот тариф слишком мал.

– Сколько, по-вашему, он должен составлять?

– Его нужно увеличить в два-три-четыре раза. Общепринятый в мире критерий – оплата вывоза и других процедур с отходами должна составлять 1% от совокупного дохода семьи в месяц. То есть если взять среднюю семью по Киеву, где двое работающих и дети. То эта плата должна быть…. Какая там условная средняя зарплата по Киеву?

– По статистике 13 500 грн.

– То есть условно семья получает 27 000. Значит, за мусор эта семья должна платить 270 грн. Но такого сейчас нет. И если мы 99% своего дохода тратим на то, чтобы, извините, гадить, то можно же потратить 1% на то, чтобы вывезти мусор? Взять, например, мой округ в селе Жуляны. Там есть централизованный вывоз мусора. Местные жители любят постить фотографии остановок, забросанных мусором, другие места. Но договоры на вывоз мусора заключили всего 70% жителей. Могу сделать вывод – эти 30% бросают его везде, где видят. Почему-то считается, что виноват кто-то, но не я.

– А что вы думаете о раздельном сборе мусора?

– Дальше разговоров дело не доходит. Как только этот вопрос поднимается, никто не готов сбрасываться на дополнительные контейнеры, даже в самом благополучном ОСМД.

– Что входит в тариф на вывоз мусора?

– Самых больших составляющих три. Это стоимость захоронения на полигонах, зарплата и содержание основных фондов. Это машины, бачки, ремонт. Все это стоит в евро, поскольку наш автопром не выпускает подобную технику. И эти все три составляющих растут.

– Сколько компаний на рынке?

– «Белых» перевозчиков, которые платят налоги и утилизируют мусор на официальных полигонах, десять. И столько же так называемых «серых». Но с ними активно сотрудничают – кафе, парковки, рынки, заправки, даже ЖЭКи, поскольку их услуги стоят меньше. Это, как правило, компании, у которых две-три машины. Но куда они вывозят мусор, знают только они сами.

мусор, бачок
Фото: Константин Ильянок

– Может ли Киев превратиться во Львов?

– Нет, не может. Потому что у нас есть место для маневра – полигон № 5 в Подгорцах, полигон № 6 на Корчеватом, для крупногабаритного мусора, завод «Энергия». А у Львова – всего один – в Грабовичах.

– Какую проблему этого рынка вы считаете самой главной?

– Низкий тариф, который не позволяет нанимать на работу высококвалифицированные кадры. В Вене, например, настолько высокие заработки у водителей мусоровозов, что очередь стоит два человека на место, к слову, все – местные жители. Но там высокий тариф и сильный профсоюз.

– Говорят, что мусорный бизнес – это мегаприбыли, когда-то писали про мусорную мафию. Сколько в месяц получают компании? Есть в этом бизнесе известные бизнесмены, депутаты?

– Жители коммунальных домов (приблизительно 70% от общего количества) платят в месяц за вывоз мусора 38 млн грн. Чуть больше чем миллион евро. Согласитесь, мелковато для мафиози и многовато проблем. Но я не исключаю, что этот штамп, эта картинка о мафии – одна из причин нежелания платить за мусор. За услуги интернета ведь готовы выкладывать 130 млн в месяц. Хотя этот бизнес не такой напряжный.

Великий Київ у Google News

підписатися