В последнее время тема квартплаты стала предметом не только государственных регуляций, но и судебных разбирательств. Не так давно в КГГА радостно сообщили, что им удалось не допустить повышения стоимости услуг коммунальных ЖЭКов. В то же время общественники через суд отменили действующие тарифы, которые с лета 2017 года стали в два раза больше. «Большой Киев» разбирался, кто, сколько и за что должен платить.
Размер тарифа, его структура и перечень услуг определяется для каждого дома отдельно.
Что случилось
В конце декабря 2018 года Нацкомиссия по регулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭК) решила, что электроэнергия, используемая для работы инженерных систем дома (работы лифтов, различных насосов, освещения в подъездах и т. п.) должна оплачиваться дороже, чем та, что идет на потребление непосредственно жильцами квартир. Это могло бы повысить квартплату уже в январе на 15-20%. К счастью, этого пока удалось избежать.
По словам замглавы КГГА Петра Пантелеева, данное постановление НКРЭК удалось отменить, оставив тем самым прежние расценки коммунальных предприятий на обслуживание домов и придомовых территорий. Так как стоимость электроэнергии является одним из ключевых факторов, влияющих на квартплату.
Напомним, сейчас ЖЭКи являются структурными подразделениями десяти столичных коммунальных управляющих компаний – по одному КП на район. Стоимость их услуг составляет в среднем 5-6 грн за каждый квадратный метр общей площади квартиры. Но конкретная сумма зависит от перечня оказываемых услуг в конкретном доме. Так, где-то есть лифт, а где-то его нет, у кого-то большой двор и, например, спортплощадка, а где-то лишь газон для полива и т. п.
Как рассчитываются конкретные затраты на вывоз мусора, уборку лестничных клеток, содержание лифтов и т. п. указано в постановлении КМУ № 869 от 1 июня 2011 года. Здесь же есть и конкретный перечень из 17 видов услуг, которые могут быть оказаны и включены в тариф. Соответствующие расчеты по каждому дому, который обслуживается коммунальными ЖЭКами (это примерно 8,3 тыс. домов) утверждены отдельным распоряжением КГГА № 668 от 6 июня 2017 года на пяти сотнях страниц приложений
Кому лень листать, может сразу найти свой дом в специальном сервисе «Ваш дом» по ссылке и ознакомиться с тем, за что он платит.
Надо отметить, что это не касается членов ОСМД или ЖСК, члены которых сами определяют размер взносов на содержание дома и прилегающей территории.
Что нам должны
По закону организация, на балансе которой находится дом, обязана следить за технической исправностью всех его конструктивных элементов, внутридомовых инженерных сетей, чистотой и порядком на прилегающей территории. Как уже было сказано, примерный перечень возможных услуг состоит из 17 пунктов, среди которых:
- уборка придомовой территории;
- уборка лестничных клеток;
- уборка подвалов, технических этажей и кровли;
- вывоз бытовых отходов;
- травля крыс (дератизация);
- травля насекомых (дезинсекция);
- техобслуживание лифтов;
- техобслуживание систем диспетчеризации;
- техобслуживание внутридомовых систем: горячего и холодного водоснабжения, канализации, отопления, ливневой канализации (водостоков);
- ремонт этих систем водоснабжения, канализации, отопления и прочих внутри дома, а также объектов внешнего благоустройства (спортивных и детских площадок);
- обслуживание дымовентиляционных каналов;
- техобслуживание и текущий ремонт систем электроснабжения, противопожарной автоматики и дымоудаления;
- полив дворов, клумб и газонов;
- уборка и вывоз снега, посыпка проходов и проездов противогололедными смесями;
- эксплуатация номерных знаков на домах;
- освещение мест общего пользования, подвалов и подкачка воды;
- энергоснабжение лифтов.
Мало того, есть утвержденная периодичность проведения тех или иных работ в киевских домах. Так, согласно распоряжению КГГА № 307 от 9 марта 2011 года, балансодержатель дома обязан ежедневно подметать территорию и убирать мусор. Влажная уборка лестничных клеток должна проводиться два раза в месяц, а протирание окон, подоконников, стен, батарей, поручней – раз в месяц.
Уборка листьев, снега, борьба с гололедом – по мере необходимости. Зато чистить ливнестоки положено раз в неделю, а проводить влажную уборку площадки перед входом – ежедневно. Плюс ЖЭК должен следить, чтобы на мусоропроводах были ковши, хотя проверки показывают, что этому не многие уделяют внимание. ЖЭК обязан проводить промывку и дезинфекцию мусоропроводов и баков. Причем это только основной перечень работ, под которым подразумевается уборка в доме и на придомовой территории.
Кроме замены перегоревших лампочек, организация должна обеспечить периодический осмотр и проверку электроприборов, электросетей. Она же отвечает за ремонт и ликвидацию аварий. Например, обеспечить ликвидацию остановки лифта в любое время дня и ночи.
Ремонты бывают разные
Дважды в год (весной и осенью) сотрудники ЖЭКа должны проводить сезонные осмотры жилых зданий и по мере надобности ремонтировать крышу, фасады, трубы и прочие инженерные конструкции дома. Подробнейший перечень возможных ремонтов утвержден еще приказом Госкомитета Украины по вопросам ЖКХ в 2004 году (№ 150).
«Все ремонты должны проводиться немедленно, как только неполадки обнаружены. Кроме того, силами и средствами ЖЭКа осуществляется замена труб общего стояка, электрощитка на лестничной площадке и лампочек в подъезде», – говорит адвокат ЮКК «Де-юре» Евгений Ляшук.
Но здесь есть важный нюанс: специалисты должны выполнять все работы в доме бесплатно до порога вашей квартиры. Как рассказала основатель управляющей компании «Затишна оселя» Диана Гранцева, все ремонты, в том числе коммуникаций внутри квартиры, производятся за дополнительную плату, без разницы, приватизировано жилье или нет.
Водопроводчики, электрики, работающие в ЖЭКах, не обязаны производить работы внутри квартиры: менять краны, прочищать канализацию, чинить розетки и проводку.
Другое дело – ликвидация аварии в доме. Устранять аварийные ситуации в квартирах и домах обязаны аварийные службы районов. Их работа оплачивается из вносимой гражданами квартплаты. Например, прорыв канализации в подвале дома должен устраняться максимум за 2,5 часа.
Заметив, что какие-то услуги не оказываются или отражены только на бумаге, жильцы имеют право на перерасчет квартплаты.
Какие есть варианты
Мы уже подробно писали о том, как оформить акт-претензию на некачественные услуги. Поэтому лишь вкратце напомним суть и порядок действий.
Прежде всего, факт нарушения надо зафиксировать документально в акте-претензии. Для его составления, надо вызвать представителя ЖЭКа или компании, поставляющей услугу. Если он не пришел – заверить акт при помощи подписей двух свидетелей.
Если вам ответили отказом, можно пожаловаться в городское управление жилищно-коммунального хозяйства или в райгосадминистрацию, предоставив местным чиновникам копии решений ЖЭКа.
Наконец, можно оспорить решение ЖЭКа в суде. Как отмечает руководитель юрдепартамета Центра защиты киевлян Юрий Власенко, закон о защите прав потребителей освобождает в таких случаях от необходимости уплаты судебного сбора, который сейчас в среднем составляет 800 грн.
Кстати, недавно появился еще один способ, которым рекомендует воспользоваться в Центре защиты киевлян. Дело в том, что решение КГГА о повышении тарифов в 2017 году было отменено Окружным админсудом г. Киева и это решение вступило в силу с 20 декабря 2018 года. То есть, фактически жители столицы могут требовать уменьшения квартплаты до прежних величин – примерно 3 грн за кв. м. жилья. Образец соответствующего заявления в адрес управляющего КП размещен на сайте этой организации.
«КГГА больше не сможет принять новое решение о повышении тарифов, так как по новому законодательству местные госадминистрации лишены такого права, но ранее утвержденные ими тарифы действуют», – рассказал Юрий Власенко.
Впрочем, по словам Петра Пантелеева, в КГГА надеются отстоять свою правоту в Верховном суде, а потому пока не будут снижать размер начислений в платежках.
Также чиновник напомнил, что существующие договоры с обслуживающими компаниями действуют, пока не будут заключены соответствующие договоры на услугу по управлению многоквартирным домом. Напомним, в сентябре 2018 года было принято постановление КМУ № 712, которым был утвержден новый типовой договор теперь уже на услуги по управлению многоквартирным домом (а не содержания дома и прилегающей территории).
То есть, жильцы могут собраться и принять решение поменять управляющую компанию, если работа нынешней их не устраивает. Люди также могут выбрать перечень услуг, которые должны входить в квартплату.