«Я рад, что Киев среди столиц, над которыми летают воздушные шары»

Автор: Татьяна Коломыченко
12:19 09.02.2017

Когда летишь между шестнадцатиэтажек Троещины, отчетливо чувствуешь, как просыпается город. Это особенный запах: здесь жарятся оладушки, там варится кофе… При…
Читать дальше

«Я рад, что Киев среди столиц, над которыми летают воздушные шары»

Когда летишь между шестнадцатиэтажек Троещины, отчетливо чувствуешь, как просыпается город. Это особенный запах: здесь жарятся оладушки, там варится кофе… При взгляде с воздушного шара все районы Киева прекрасны. Но улицы видятся по-другому — другие масштабы 

Поэтому сначала, чтобы сориентироваться, даже звонил живущим по курсу полета друзьям.

В Киеве душевные крыши. Я не говорю о новых пентхаузах, хотя там тоже встречаются приметные мансарды с качелями и мангалами. Но самодельные домики Карлсона душевнее: поломанные диваны на старых выцветших коврах встречаются и в центре, и на Лесном. Мы часто обмениваемся дружескими приветствиями с теми, кто на этих диванах смакует свою утреннюю чашечку кофе.

У земли летаем медленно: только если ветер не больше трех метров секунду. Бывает, стоят люди на мосту в пробке, им скучно, а тут мы — машут, фотографируют. А когда над дачами движемся, всегда зовут: «Садитесь! Садитесь! У нас тут шашлыки, только сняли». Мне нравится переговариваться с теми, кто внизу, но горелка шумная, не все удается расслышать.

Сергей Скалько, воздухоплаватель

Над облаками другие скорости, как-то на высоте трех тысяч метров я летел 110 км/ч. Это был рекордный полет. Стартанули в Хмельнике, преодолев за 12 часов 700 км, сели под Донецком. С помощью рекордов я пытаюсь привлечь внимание соотечественников к воздухоплаванию. Уже почти десять лет руковожу школой пилотов.

Полеты проходят ранним утром или поздним вечером. Впервые постановку шара увидел на соревнованиях в Крыму, куда в конце 90-х меня пригласили в качестве спонсора, так как я владел магазином авиационной атрибутики. Тогда я не представлял себе, как из куска ткани, которая умещается в маленький прицеп, может вырасти шар размером с пятиэтажный дом. Но из окна гостиничного номера — а я жил на шестом этаже, я такой шар мог пощупать рукой.

Постановка шара — всегда таинство. А представьте, когда надувают десяток одновременно! Не забуду, как носился утром по полю с пленочным «Олимпусом», весь в грязи… Сначала шар — это просто тысяча метров разноцветной специально пропитанной ткани. Он раскладывается по ветру, и пилот включает вентилятор, который начинает нагнетать в него воздух. Шар надувается, но еще лежит. Чтобы он приобрел положительную плавучесть, воздух подогревается горелкой.

Шар летит только туда, куда дует ветер. Но какой будет воздухоплавательная картина, зависит от тебя. В спорте важно уметь найти нужные воздушные потоки и добраться до цели. Но для прогулок с пассажирами я тоже продумываю траекторию полета: как проплыть по водичке, как подняться по деревьям, когда выйти в другой слой атмосферы. Часа для впечатлений обычно хватает. Но случается всякое. Собирался как-то, помню, показать напоследок село — за ним шли сплошные поля. Говорю: «Помашите мальчишкам внизу и будем садиться». И тут мы замечаем эту пшеницу: зеленую, высокую, переливающуюся в лучах восходящего солнца. И мы, едва касаясь краешком корзины, идем по колоскам, и прямо на наших глазах разлетаются росинки… До сих пор вижу, скользящую по полю корзину, за которой тянется след. Совсем как инверсионный след от самолета.

Я знал, что буду летать на истребителе. Мое детство прошло в гарнизонах: отец военный летчик. Но когда развалился Союз, пришлось перевестись из военной авиации в транспортную, но поскольку и там полетов было мало, поступил в юридическую академию. Одно время даже продавал вертолеты.

Когда был пилотом самолета и вертолета, не видел ничего. Истребитель — это мощь и скорости. Перед тобой только огромные облака с туннелями, в которые ты ныряешь. На транспортном самолете свое: приятно взлететь в заснеженном Борисполе и приземлиться в Неаполе, где море и солнце. Здорово, когда пассажиры воздушного судна тебе хлопают…  Но все же восторг — это летать на малых высотах! Только на истребителе ты это делаешь, когда запланирует воинская часть — в год может быть всего два часа налета. А на воздушном шаре я поднимаюсь почти ежедневно. Пробивать облака — самый кайф: тут все серое и будничное, и вдруг раз, синее небо, и светит солнце. Это ярче, чем из Киева в Неаполь.

Украина — не ветреная страна. У нас погода целых 100 дней в году. На зиму, правда, иногда приходится всего два-три из них. Чтобы подняться на шаре, нужно, чтобы нижний край облаков находился хотя бы на высоте 200 метров, а горизонтальная видимость была два километра.

Беседы о погоде для нас это работа. Мониторим погоду на профессиональных сайтах для спортсменов, но есть и своя метеостанция. Прогнозы сверяем с «Жулянами». Но всегда непосредственно перед вылетом мы запускаем гелевые шарики и проверяем направление ветра.

От Европейской площади до гостиницы «Салют» не летаем. Правительственный сектор закрыт для полетов на стандартных 300 метрах — можно только на 900. Однажды меня понесло прямо на Верховную Раду. Запрашиваю «Жуляны», чтобы набрать высоту, а мне говорят: «Нельзя. Самолет заходит на посадку». Красивый был полет, но потом мне звонили все. Вообще сутки до вылета обычно посвящены согласованиям с различными инстанциями. В мире множество столиц, над которыми летают шары, и, несмотря на некоторые сложности, я рад, что Киев среди них.

Когда ребята рассказали, что предполагают, где в море лежит бюст Нестерова из разграбленного в 90-е крымского музея авиации, я решил поучаствовать в поиске. Бюст подняли и вернули в экспозицию. Тогда заинтересовался подводной археологией. Хотел поднимать самолеты, затонувшие во времена Второй мировой. Два года ушло на получение исторического образования и поиск тех, кто знал места. Сам тоже научился нырять.

Не забуду, когда мы нашли затонувший Ил-2! Пилота захоронили в Черноморске, а самолет передали музею. Это очень интересное занятие, но с 2014 года, после событий в Крыму, я, к сожалению, не ходил «под воду». Остается пока воздушная стихия.

Великий Київ у Google News

підписатися