В Киеве устают не только дороги и мосты, но и жилые дома. Только по предварительным оценкам треть из них уже давно пережила свой граничный срок эксплуатации, серьезно поистрепалась – а значит, несут угрозу для жильцов. На проблему устаревшего жилфонда в очередной раз пытаются обратить внимание столичные депутаты. Выясняли, какое будущее может ждать столичные хрущевки.
Предлагают все пересчитать
В Киевраде дожидаются рассмотрения проект решения «О проведении инвентаризации устаревшего жилого фонда Киева». Он уже внесен в повестку сессии, которая, увы, пока откладывается из-за политических баталий. Авто проекта депутат Ольга Балицкая предлагает провести детальную «ревизию» домов первого периода индустриального домостроения – 50-60-х годов прошлого века, которые в столице называют не иначе, как хрущевки. Согласно документу, на инвентаризацию отводится два месяца после вступления решения в силу. А через три месяца в Киевраду должен быть подан отчет с подробными данными об общем числе таких домов по районам Киева, об общей площади с распределением на жилую и нежилую. О количестве собственников нежилых помещений, о площади земучастков, на которых размещены хрущевки, о наличии детальных планов территорий в микрорайонах с устаревшим жилфондом и другой информацией. Уже на основе этих данных должны быть разработаны и поданы предложения о реновации таких «больных» зон. В пояснительной записке к документу приводятся и некоторые приблизительные цифры.
«По состоянию на 2018 год по ориентировочным подсчетам Министерства регионального развития на территории Киева находится около 3 тысяч домов, которые относятся к устаревшему жилфонду. Одновременно непригодны для проживания и аварийные – около 9 млн квадратных метров жилья. Граничный срок эксплуатации этих домов однозначно истек, а их состояние вызывает беспокойство. С каждым годом оно ухудшается и угрожает жизни и здоровью жителей», – говорится в документе.
Также в проекте напоминают, что по действующему закону Украины «О комплексной реконструкции кварталов устаревшего жилфонда» от 2006 года органы местного самоуправления имеют ряд полномочий в этой сфере. К примеру, могут самостоятельно принимать решение о реконструкции кварталов с ветхим жильем, проводить конкурс по привлечению инвестора-застройщика, утверждать и согласовывать проектную документацию и т. п.
Новый закон и программа
Напомним, на карте Киева есть около двух десятков «пятен» с хрущевками. Это кварталы в районах улиц Маршала Гречко, Стеценко в Подольском районе, улица Алишера Навои и бульвар Перова в Днепровском, улицы Щусева, Телиги в Шевченковском, Милютенко и Шолом-Алейхема в Деснянском. Есть такие на Нивках, Отрадном, в Голосеево, и даже на Печерске.
Вопрос о судьбе дряхлых домов поднимался уже неоднократно как в КГГА, так и в Киевраде, и даже на высшем уровне. Так, в апреле прошлого года депутат Александр Пабат подавал проект решения, в котором заявил о необходимости разработки Комплексной целевой городской программы реконструкции кварталов устаревшего жилфонда на 2019-2024 годы. Но этот документ до сессии так и не дошел, его отклонили на профильной комиссии. Тем не менее уже в ноябре 2018 года о планах разработки такой программы заявил заместитель главы КГГА Вячеслав Непоп. Был даже перечислен перечень задач, которые она должна охватывать. Среди них указывались:
- анализ существующей застройки;
- определение очередности реализации программы;
- расчеты потребности жилья для отселения жителей из реконструируемых домов;
- определение возможных форм реконструкции жилого фонда: переобустройство старых зданий или их полный снос и строительство новых;
- расчеты стоимости необходимых работ;
- механизмы реализации инвестиционных проектов и другое.
«Реконструкцию устаревшего жилого фонда сдерживают неурегулированные вопросы в законодательстве», – отмечал тогда Непоп.
В частности, в КГГА сетовали, что Кабмином не утверждена типовая форма инвестиционного договора, по которому должна осуществляться реконструкция. А без нее непонятно, как местные власти должны строить отношения с инвестором-застройщиком и прописывать ответственность и права каждой стороны. Как бы там ни было, до сегодняшнего дня программа так и не появилась.
Что касается законодательной базы, то над ее изменением в 2018-2019 годах активно работали в Минрегионстрое (напомним, это министерство в начале сентября было переименовано в Министерство развития общин и территорий). Здесь вместе с Украинским государственным НИИ проектирования городов «Діпромісто» разработали новый законопроект «О комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилого фонда» вместо неэффективного старого.
Он предусматривает на выбор варианты решения проблем всех старых домов – не только пятиэтажек, но и другой высотности: реконструкцию, модернизацию или снос ветхих и постройку новых зданий. При этом в законопроекте закрепили норму, что в последнем случае сначала строится пусковой дом, в который отселяются люди, и только потом сносятся старые объекты. Прописали, что новое жилье должно выдаваться в том же районе, где находилось старое. А перед сносом дома свое согласие должны дать не менее 75% владельцев недвижимости (в действующем законе – 100%). Увы, перспективы доработки и принятия этого законопроекта пока туманны – захочет ли голосовать за него новый состав Верховной Рады, пока вопрос.
Но эксперты уверены, рано или поздно необходимость реконструкции кварталов устаревшего жилфонда в Киеве станет неизбежной.
«Вопрос уже сегодня актуален по нескольким причинам. Во-первых, эти дома исчерпали свой ресурс с точки зрения комфорта проживания и по другим показателям. И вторая причина: в Киеве площадок, свободных под застройку, практически не осталось. Сейчас инвесторы активно осваивают промышленные территории тех предприятий, которые не выполняют свою функцию, не создают продукцию, не платят налоги, не имеют рабочих мест. Эти территории сейчас активно меняют назначение, а это сотни и даже тысячи гектаров. Но нужно понимать, что и они не безграничны. В столице есть и второй «пласт» – территории застройки 50-60-х годов. Это сотни гектаров, которые необходимо будет осваивать. Как только инвесторы поймут, что резервов земли больше нет, а строить методом уплотнения не дают граждане и справедливо этому возмущаются, они приступят к освоению территорий устаревшей застройки», – считает начальник КО «Киевгенплан» Сергей Броневицкий.
По его мнению, пока старые хрущевки не трогают по двум причинам. Инвесторов отпугивает, что около 30% квартир в новых домах придется отдать отселенным жителям хрущевок.
«Второе – это отсутствие нормального полноценного закона по реконструкции кварталов. Когда отселение и реконструкция могут начаться при согласии 70% граждан. Ведь получить стопроцентное согласие невозможно, это утопия. Не исключаю, что в ближайший год такой закон может быть принят. Однозначно, законодательство должно быть готово еще до того момента, когда инвесторам станет это интересно», – говорит Броневицкий.
После того как эффективная документальная база будет готова, реализовывать первые «хрущевские» проекты смогут уже через несколько лет.