Традиция плюс украинизация: высшее образование – 1918

Автор: Евгений Голодрига
07:47 08.05.2018

Больше года, с марта 1917 года, Киев лихорадило. Менялась власть, уменьшались пайки, на улицах свистели пули, рвались снаряды, горели и…
Читать дальше

Традиция плюс украинизация: высшее образование – 1918

Больше года, с марта 1917 года, Киев лихорадило. Менялась власть, уменьшались пайки, на улицах свистели пули, рвались снаряды, горели и рушились здания. А в аудиториях киевских вузов, невзирая ни на что, шли занятия и читались лекции

Киев издавна являлся одним из крупнейших образовательных центров и Юго-Западного края, и всей империи. Ни Великая война, ни эвакуация, ни революция не пошатнули этого статуса. Сто лет назад в городе действовали университет св. Владимира, Политехнический и Коммерческий институты, Педагогическая академия, Высшие женские курсы (Университет св. княгини Ольги), Женский медицинский. Внушительный список даже без учета военных и духовных учебных заведений, а также всевозможных курсов.

Университет св. княгини Ольги

С провозглашением в январе 1918 года государственной независимости Украины перед киевскими вузами встала новая задача – подготовка национальных кадров. Украинизация всех сфер жизни общества коснулась и области образования.

Началось все раньше. С октября 1917 года в помещениях Педагогического музея и университета св. Владимира шли занятия Украинского народного университета – вуза, призванного подготовить научные кадры для украинизации образования.

Он был основан по инициативе снизу. Как пишет один из его преподавателей, историк А. С. Грушевский: «Начиная с июня 1917 года, с деятельности небольшой инициативной комиссии из 14 душ неуклонно росло и развивалась дело Украинского университета без постоянного надзора, приказов и руководства правительственных сфер».

А. С. Грушевский

Народный университет сыграл важную роль в создании новых учебных курсов: украиноведения, политической экономии, правоведения, а также развития национальной науки.

За украинизацию образовательной сферы взялись не только энтузиасты. Министерство народного образования УНР в апреле 1918 года своим циркуляром обязало руководство прежде всего педагогических вузов предоставить ряд сводок: какие предметы преподаются на украинском, какие учебники, какие преподаватели уже ведут обучение на украинском и какие могут это делать в дальнейшем, и т. д. Для улучшения ситуации предлагалось организовать курсы, чтобы к началу нового учебного года владеть языком в необходимом объеме.

Среди запланированных мер по украинизации были также расширение сети кафедр украиноведения в вузах и организация кафедр географии, этнографии, искусствоведения Украины; сохранение кадров украиноязычных специалистов за счет государственных стипендий и т. д.

В. К. Прокопович

Переворот 29-30 апреля сопровождался сменой руководства всех украинских министерств и ведомств. Не избежало этой участи и Министерство образования. Министру УНР В. К. Прокоповичу даже грозил арест. Сдавая свой пост преемнику, он обратился к служащим с заявлением, мол, «уступая физической силе, слагаю с себя обязанности, благодарю товарищей за общую работу и призываю их к энергичной работе в министерстве и при новых обстоятельствах…».

Относительно руководителя министерства при гетмане Н. П. Василенко Вячеслав Константинович отметил: «Видите ли, аппарат Министерства образования уже сложился и работает хорошо. Намерений Н. Василенко я не знаю, но далее по личному составу его аппарата будет видно, какая образовательная политика у нас наступит».

Н. П. Василенко

Надо отдать должное новому чиновнику, он не стал разрушать с таким трудом построенное его предшественниками. 9 мая в ходе совещания в министерстве Н. П. Василенко отметил: «…Я сюда пришел не ломать, а продолжать сделанное здесь и стремлюсь к широчайшему и глубочайшему развитию национальной украинской школы… Я имею своим заданием мирить национальные течения, …но никоим образом не оставляя лозунг нашего правительства: самостоятельная национальная Украинская Держава».

Проект государственного университета

Термин «диктатура» в современном мире носит ярко выраженный негативный оттенок. Это касается и исторических оценок периода гетманата.

Да, действительно, в стране в это время существенно сузились права и свободы граждан. Монархические убеждения П. Скоропадского и его стремление к союзу с Россией, хоть и не большевистской, способствовали выходу на киевскую политическую арену многих реакционных сил. Украинскому крестьянству не нравился возврат старых земельных хозяев и фактически дореволюционных порядков. Германофильские настроения новой власти усиливали убеждение обывателя, что союзники «грабят Украину».

Но справедливости ради стоит отметить, что во время гетманской диктатуры в Украине были основаны институции, без которых немыслимо ни одно уважающее себя государство. И пусть часть этих проектов разрабатывалась еще старыми правительствами УНР, реализованы они были именно в соответствии с грамотами гетмана.

Министерство образования

Вооруженные силы, государственная символика, Украинская академия наук, Национальный архив и многое другое – все это будет позже и появится на протяжении семи с половиной месяцев гетманата. Но буквально в первые дни после переворота пресса поднимает тему национального вуза.

Информационным поводом здесь, вероятно, послужило окончание академического года. И наибольшее внимание газет досталось Украинскому народному университету. Подводя итоги первого года его работы, А. С. Грушевский отмечает, что, несмотря на сокращенное до двадцати недель время занятий, опыт удался: «И для историко-филологического, и для правоведческого факультетов одинаково была разработана программа… с преобладанием украиноведения… История Украины, украинский язык, история украинской литературы – это основа, обязательная для всех студентов… Эти новации дали хорошие полезные последствия: … наметили основной характер обучения в Украинском университете, его атмосферу». А за счет организации летнего семестра в июне-июле до уровня двух упомянутых факультетов планировалось подтянуть физико-математический и естественнонаучный.

Серьезной проблемой в работе вуза стало материальное обеспечение: «Университет до сих пор не получал никакой субсидии от министерства и жил от месяца к месяцу на свои небольшие средства, которых ему еле-еле хватало. Теперь в деле субсидий и командировок лекторам обязательно должно прийти на помощь министерство».

В Министерстве народного образования УНР согласились выделить средства – до 500 тыс. карбованцев на поддержку Народного университета, и до 122,5 тыс. карбованцев для Киевской педагогической академии.

Уже при гетманском режиме, отмечал министр Н. П. Василенко, «правительство… считает, что на этом поле нужно сделать возможным даже невозможное, исходя из современных обстоятельств жизни. Это доказывает и мой разговор с министром финансов, который подчеркнул, что ограничиваться в расходах Министерство образования ни в коем случае не должно, и обещал нам очень широкие ассигнования».

Именно Украинский народный университет рассматривался в образовательных кругах как основа будущего Государственного университета. Еще при УНР «в Совете лекторов Украинского народного университета, в совете профессоров государственного университета св. Владимира и в специальной комиссии при народном Министерстве образования… дебатируется воплощение в жизнь украинской высшей школы… Дело относительно объединения двух университетов в один государственный далеко еще не решено, но оно стало злобой дня».

университет св. Владимира

Правда, ряд преподавателей предостерегали от поспешных решений. Так, А. С. Грушевский отмечал: «При всех комбинациях и планах относительно объединения двух университетов нужно обязательно иметь в виду интересы Украинского университета. Кому действительно дороги интересы и развитие украинской науки, тот верно оценит состояние и работу Украинского университета и удержится от опасного эксперимента».

Все эти планы никак не могли пройти мимо внимания киевского студенчества. Создание государственного университета в этой среде предлагалось провести одним из двух путей:

– объединением Народного университета и Университета св. Владимира;

– на базе Народного университета, но с передачей ему материальной базы Университета св. Владимира.

К преподаванию должна допускаться лучшая сознательная киевская профессура.

Министерство образования

Оставить Университет св. Владимира в прежнем состоянии невозможно было из-за противостояния там студенческо-профессорских, проукраинских и антиукраинских групп. Выдвинуто также требование прекратить великорусскую агитацию в его стенах.

Для проведения в жизнь этих мер решено было добиваться представительства от главного студенческого совета – не менее пяти делегатов в профессорской комиссии.

В письме объединенного совета студентов Университетов св. Владимира, Народного и Высших женских курсов выдвигается еще более радикальный тезис о необходимости закрытия Университета св. Владимира вообще и о полной украинизации всех вузов страны. В то же время в них должны открываться кафедры для национальных меньшинств.

Так или иначе, но трехстороннее согласие – государства, профессуры и студенчества – к лету 1918 года наметилось. Дело осталось за малым – за гетманской грамотой. И она последовала в августе, накануне нового академического года.

Великий Київ у Google News

підписатися