В воскресенье, 28 октября – Международный день анимации. Профессиональный праздник магов есть кому отметить и в Киеве. На левом берегу за обычными бетонными стенами спряталась волшебная страна, из которой одна сказка уже вышла и обошла 30 стран мира. Совсем скоро появится другая. Как это происходит, расскажет «Большой Киев»
Мир кино и анимационных фильмов
На входе – застывшие фигуры в старинных костюмах; в коридорах – печатные картины с фантастическими мирами и рисунки от руки; кабинеты – стеклянные, прозрачные и как будто тайные, темные, без окон; на рабочих столах – фигурки героев из кино и мультфильмов, настольные игры на стеллажах. Все это – анимационная студия «Анимаград», входящая в FILM.UA Group. Просто так сюда не попадешь, почти как в школу Хогвартс. «Большому Киеву» повезло – нашелся знакомый маг, который сюда провел.
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
По пути к экранам и зрителям мультфильм движется по так называемому пайплайну, на каждом этапе которого готовится одна из составляющих – от идеи в голове режиссера или наброска на салфетке художника, до высоко детализированных 3D-пространств, состоящих из миллионов деталей. И для каждого этапа есть специальный отдел.
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Производство мультфильма занимает около трех лет и состоит из этапов. Все детали должны быть придуманы, продуманы и разработаны, ведь, в отличие от кино, в кадре ничего не появляется просто так. А если учитывать период формирования идеи, то еще больше. Антон Цыбенко в «Анимаград» пришел в период создания фильма «Похищенная принцесса». До этого работал в рекламной сфере. Помнит свой первый день здесь и говорит, что было такое впечатление, будто вокруг творится магия. «А теперь?» – спрашиваю. «А теперь я знаю пару заклинаний», – улыбается бородатый маг.
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Как все начинается
Первые наброски будущего мультфильма появляются на первом этаже студии – там, где обитают художники, стори-бордисты и концепт-артисты. Анимация всегда начинается с концептов. Творческая группа определяется с образами героев, после чего, под чутким руководством арт-директора, задачи распределяются между художниками, которые прорисовывают каждый нюанс – от выражения глаз и улыбки главного героя, до формы опавшей листвы в чаще леса.
Когда с концептом все готово, его передают в отдел моделинга, где специалисты создают из концептов в рабочие 3D-модели. Это дело кропотливое, требующее не только знаний специальных программ, но и понимания анатомии, скульптуры, архитектуры, инженерии.
Готовые модели отправляются в отделы постановки сцен (lay-outs), где из деталей собирают целые локации с декорациями и персонажами и настраивают виртуальные камеры. Все как в живом кино, только на компьютере. Также каждый персонаж оснащается ригом – набором управляющих элементов, при помощи которых его можно анимировать.
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Каждое движение героя на экране – плод кропотливого труда аниматоров. Отдел аниматоров – это почти театр: его актеры пользуются всеми доступными методами, для оживления героев – от примеров и референсов до персональных зеркал, в которых можно рассмотреть, как выглядит «настоящая» мимика. Одна секунда анимации может создаваться несколько дней, а иногда и недель.
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Сотворение мира на Земле
Но работа не заканчивается анимацией. В жизни мы привыкли, что все вокруг взаимодействует само по себе. В 3D же ничего не происходит просто так. «Волосы, одежда, элементы персонажа – все, что висит и должно себя вести правдоподобно при движениях, реагировать на дуновение ветра или соприкосновение, делают здесь, в отделе персонажных спецэффектов», – ведет как в экскурсии Антон Цыбенко.
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Дальше – отдел визуальных спецэффектов: искры, снег, взрывы, огни, салюты.
Отдел разработок – это тайная лаборатория, где создают инструменты, компьютерные программы, с помощью которых потом работают и рисуют все другие отделы. То есть мультфильмы всего мира уникальны даже в техническом смысле. Конечно, некоторые инструменты анимационные студии продают друг другу, но какие-то остаются секретным знанием.
Сам Антон творит в отделе лайтинга и композитинга. Здесь в единое целое собирается готовая анимация, локации, спецэффекты и все остальное, а также создается освещение сцен.
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
В кадре может быть множество точек света, которые влияют на внешний облик героев и интерьеров, и каждая точка должна быть на своем месте. «Детализация создает чувство реальности, единения с героем. Если мультфильм не вызывает эмоций, настоящих, живых и разных – значит он плохой», – поясняет Антон.
«В трехмерном пространстве все требует настройки: каждой лампочке надо указать, как и на что ей светить», – делится Антон Цыбенко. Это в природе все регулируется автоматически: свет падает в стакан с жидкостью, проходит ее и рассеивается вокруг, другие лучи падают на плоскую поверхность стакана и отражаются обратно, а за стаканом появляются тень с разными по интенсивности зонами. Кто-то когда-то создал этот мир и тысячи его настроек. Мультфильм – как создание мира с начала.
«Все время ищу примеры в жизни, – отмечает Антон, – например, уши на просвет выглядят ярче. Это свойство нашего тела рассеивать свет внутри и выпускать наружу».
Найденные приемы входят в обиход и становятся рабочими. Но типовым этот процесс стать не может. Технологии и решения обновляются чуть ли не каждые полгода. На самом деле один фильм не делается одними и теми же технологиями – они меняются и совершенствуются вместе с ним. Но это незаметно для зрителей, поскольку эпизоды создают не один за другим хронологически, а одновременно работают над разными. В итоге самые новые находки есть и в первых секундах ленты, и посередине, и в конце.
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Моменты грусти и радости аниматоров
Самые тяжелые моменты в жизни мультипликаторов – это когда задачу, выполняемую обычно в течение недели по три часа каждый день, вдруг надо сделать сейчас и сразу. Такое может случиться перед отправкой сцены на рендер, когда все уже настроено и готово к окончательной обработке компьютером. Перед этим процессом может выплыть ошибка, которую не замечали раньше. Например, добавили лампочку для красивой тени от шкафа, а другая – начала светиться некорректно. У каждой такой лампочки около 100 настроек – найди, какая из них сбилась. Второй сложный момент в жизни – должно работать, но не работает. В таких ситуациях на помощь приходит отдел технической поддержки.
«В помещении есть свечи, которые должны светить мягко на все, кроме глаз персонажей. Но в какой-то момент у героев вместо глаз появляются золотые полусферы – связь свечей поломалась. Ищешь, где же произошел сбой, и не находишь. В таком случае нужно отвлечься, а потом вдруг видишь: да вот же оно!» – рассказывает лайтер.
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Перед выходом фильма в прокат студия может неделями работать без выходных, иногда даже по ночам. «За несколько месяцев до премьеры я устроил посиделки с близкими, поскольку знал, что это могут быть последние выходные до самого релиза», – говорит Антон. Мультипликаторы на киевской студии как семья, они вкладываются не в работу, а в общую цель: создавать такие фильмы, которые прославят страну в мире. «Викрадена принцеса: Руслан і Людмила» вышла в прокат более чем в 30 странах, теперь готовится «Мавка. Лісова пісня».
«Мы все с нетерпением ждем премьеры мультика, ведь для нас это будет первая возможностью увидеть целиком то, чему мы посвятили несколько лет своей жизни».
Приєднуйтесь до обговорення
Потрібно бути зареєстрованим користувачем, щоб коментувати.
Коментарі (0)