Велосипедное будущее Киева. Как жителей столицы стимулируют крутить педали

Автор: Елена Гурумжи
08:04 11.04.2018

Велосипедистам разрешат ездить по столичным магистралям. Это часть утвержденной Киевской городской радой Концепции развития велосипедной инфраструктуры города Только в 2018…
Читать дальше

Велосипедное будущее Киева. Как жителей столицы стимулируют крутить педали
Світлодіодне освітлення

Велосипедистам разрешат ездить по столичным магистралям. Это часть утвержденной Киевской городской радой Концепции развития велосипедной инфраструктуры города

Только в 2018 году на ее реализацию планируют потратить более 50 млн грн. В планах столичных властей в следующие семь лет пересадить максимальное количество жителей города на велосипеды.

Согласно Концепции развития велосипедной инфраструктуры города, при подготовке заданий на разработку проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов дорожной инфраструктуры, выполняемых по заказу «Киевавтодора», обязательным условием является рассмотрение возможности устройства велосипедных полос или дорожек.

Сейчас в столице начались ремонты и реконструкции ряда улиц и других объектов. В рамках таких работ на этих улицах может появиться и велосипедная инфраструктура. Волонтеры Ассоциации велосипедистов Киева проанализировали, где планы ремонтов улиц, зеленых зон и других объектов пересекаются с картами велосипедных маршрутов, определенных в велоконцепции. и запустили кампанию #будуй_велодоріжку, в рамках которой каждый сможет принять участие в создании качественной велоинфраструктуры города.

Догоняя Амстердам

Велоконцепция Киева включена в общую стратегию развития города до 2025 года и содержит всю необходимую информацию о велосипедной инфраструктуре города и мероприятиях для ее усовершенствования в дальнейшем. Этот документ, важный для всех любителей крутить педали, в целом готовили около четырех лет.

Как говорит Марина Блудшая, медиакоординатор Ассоциации велосипедистов Киева, участвовавшей в разработке велоконцепции, наиболее трудоемким было создание актуальной карты веломаршрутов.

«Понять, где именно в первую очередь нужны велодорожки в Киеве, где во вторую и т. д., и сопоставить это с реальным опытом велосипедистов Киева – вот что отняло много времени. Первую карту велодорог мы начали разрабатывать еще в 2015 году, создавали ее с привлечением жителей Киева, которые пользуются велосипедом как транспортом. В течение 2016-2017 годов проводились публичные обсуждения материалов Концепции для учета мнения общественности», – отмечает Марина.

8 февраля 2018 года документ был официально утвержден. Он ставит перед городом амбициозные цели: фактически с нуля создать комфортную среду для велосипедистов и к 2025 году повысить долю передвижений на велосипеде до 5% от числа всех поездок по Киеву. Сейчас этот показатель –  0,25%. Для примера у Амстердама, который называют одной из велосипедных столиц Европы, он составляет 36%.

«Реализовать эту цель можно только за счет создания безопасной велоинфраструктуры, без которой велосипед в Киеве не станет массовым видом транспорта. Если сравнивать с Амстердамом или другими признанными велосипедными городами мира, то 5% – это незначительная доля, но в отличие от Киева  Амстердам начал работать над своей велосипедной инфраструктурой в 60-70-х годах прошлого столетия», – добавила Блудшая.

Тернистая дорога к велосипедному будущему

В действующей велоконцепции прописано создание 240 километров веломаршрутов в ближайшие годы и более 1000 километров (в том числе и пригородные) в дальнейшем. Стоит отметить, что сейчас в столице существует только один веломаршрут Троещина – Европейская площадь, длиной 41 километр. «Киевавтодор» планирует в этом году обновить маршрут новой разметкой, освещением и оградить некоторые его участки.

Еще одна велодорожка в ближайшее время может появиться от Почтовой площади до моста Патона. Все благодаря капитальному ремонту Надднепрянского шоссе.

К тому же в рамках эксперимента в этом году предлагается проложить до 16 км велодорожек, совмещенных с полосой движения коммунального транспорта. В частности, некоторые автобусные полосы, по которым будет разрешено движение на велосипеде, будут обозначены специальными знаками – пиктограммами велосипеда прямо на дорожном полотне. Для начала, в качестве эксперимента, в Национальной полиции позволили обустроить полосы для велосипедистов и общественного транспорта на следующих улицах: ул. Дружбы Народов, ул. Валерия Лобановского, Чоколовский бульв., ул. Вадима Гетьмана, ул. Александра Довженко, ул. Елены Телиги, просп. Степана Бандеры, Северный мост, просп. Шухевича, ул. Перова, проспект Освободителей, ул. Строителей и просп. Мира.

Что касается финансирования велоконцепции, то Киеврада уже заложила в бюджет 2018 года 50 миллионов гривен на ее реализацию. Кроме того, в рамках проекта общественного бюджета Киева предусмотрено 400 тысяч гривен на велосипедные парковки у синей ветки метро. А в 2019 году «Киевавтодор» планирует закончить строительство новой магистральной дороги из жилого района ДВРЗ до Броварского проспекта. И там, на улицах Олексы Довбуша, Ольховой и Макаренко, появится 3 км велодорожки, отделенной от проезжей части.

«В городе постоянно проводятся капитальные ремонты и реконструкции улиц. Мы обнаружили в планах капремонта «Киевавтодора» на 2018-2020 годы 64 объекта, совпадающие с веломаршрутами. Это прекрасная возможность для города продолжить развитие велосети Киева, которая сейчас ограничивается одним веломаршрутом Троещина – Центр и отдельными велодорожками в различных районах», – подчеркивает Марина Блудшая, медиакоординатор Ассоциации велосипедистов Киева.

В общем, согласно утвержденной Концепции до 2025 года в Киеве должны появиться три главных направления: Виноградарь – Центр, Соломенка – Центр, Оболонь – Подол. Кроме этого, планируется создать перехватывающие велопарковки возле станций метро. Таким образом любители покрутить педали смогут на велосипеде доехать до ближайшей станции метро, оставить его на парковке и продолжить путь подземкой или прокатить его в специально оборудованном общественном транспорте.

Вот так сейчас выглядит карта развития маршрутов

Схема планируемых маршрутов

Схема рекреационных маршрутов

Велосипедисты на 15% реже берут больничные

Курировать проекты велосипедной и пешеходной инфраструктуры будет новый, созданный при Департаменте транспортной инфраструктуры КГГА отдел, состоящий из 2-4 человек. Именно этот отдел будет заниматься популяризацией велосипеда, как самого удобного транспорта для населения столицы. Один из ключевых аргументов – велосипедист не будет простаивать в пробках. Помимо промокампаний для популяризации велосипеда планируется также стимулировать работодателей создавать комфортные условия для сотрудников, которые едут на работу двухколесным транспортом.

Главное условие для организаций и компаний, которые за свой счет обустраивают места для стоянки и хранения велосипедов – упрощение процедуры получения разрешений и согласований на их установку. Сейчас в Киеве нет определенной и четкой процедуры установки велопарковок.

При этом самим работодателям тоже выгодно, чтобы их сотрудники пересели на велосипеды. По статистике, велосипедисты на 15% реже берут больничный и в среднем живут на два года дольше, чем те, кто не пользуется велосипедом регулярно.

Лучше экология и никаких пробок

Ожидается, что воплощение в жизнь велоконцепции позволит уменьшить количество выбросов в воздух вредных веществ почти на 362 тонны в сутки. Ведь именно транспортные выбросы составляют 84% загрязнений внешней среды Киева. Но экологический эффект не единственный позитив от внедрения концепции. Есть в ее реализации и экономическая выгода.

«По критерию социально-экономической целесообразности, реализация Концепции прогнозирует сокращение годовых транспортных потерь от 8,4 до 16,4 миллиарда гривен в год. То есть это срок окупаемости капиталовложений до 1 года. Если принять во внимание тот факт, что в транспортном планировании объектов дорожно-транспортной инфраструктуры эффективным считается срок окупаемости от 5 до 15 лет, то это отличные показатели», – отметил директор Департамента градостроительства и архитектуры КГГА и главный архитектор города Александр Свистунов.

Также это поможет развить малый и средний бизнес. Без сомнения, выиграют предприниматели, которые занимаются прокатом, продажей, ремонтом велосипедов и сопутствующих товаров, а также заведения общепита, которые позаботятся о создании, например, велокафе как в Цюрихе. Там организовали специальные столики для велосипедистов на террасе.

В Киеве уже планируется создать сеть велопрокатов. Правда, пока не решили, будет это частная компания или же муниципальная, но одно оговорено точно – единый стиль. 

Своим примером

Как все это будет воплощаться или не воплощаться в жизнь киевляне смогут наблюдать в динамике. Но уже сейчас есть фанаты, которые, несмотря на существующие проблемы, активно пользуются велосипедом.

Мария Кляйн не только катается сама, но и ведет страницу в Instagram, где в основном демонстрирует свой байк в разных местах города. За перемещениями девушки и ее железного коня следят более 12 тысяч человек.

«Сложности с количеством и качеством велопарковок! Их очень мало, а часть установленных неудобные, узкие, не приспособлены для крепежа крупных велосипедов таких, как мой», – делится опытом девушка.

Велосипедистку со стажем Анну Ковалеву мы попросили порассуждать о том, как привлечь женщин к велопрогулкам. Ведь данные, приведенные в велоконцепции, показывают, что среди всех велосипедистов столицы лишь 13% женщины. 

«Тут, как мне кажется, у женщин два вида страха. Первый – это когда страшно выехать на дорогу. Хотя тут никто не застрахован, почти каждый день в новостях жуткий рассказ о том, как люди стояли на тротуаре и их покалечил автомобиль. Второй страх – «Как я буду выглядеть?». Толстая, худая, видно колени, большая попа, нет подходящей одежды. А еще многие считают, что велосипед создан для неудачников, у которых банально нет денег на машину. Однако стоит помнить, что в нашей стране очень много людей, живущих не по средствам, с айфонами, LCD-телевизорами и авто в кредит. Но от всего этого пользы гораздо меньше, чем от прогулок и катаний на велосипедах», – считает женщина.

Теперь слово за чиновниками. Станет ли Киев в следующие семь лет достойным конкурентом европейским городам с развитой велосипедной инфраструктурой или же слова чиновников и разработанная концепция останутся лишь словами и обещаниями.

С полным текстом Концепции можно ознакомиться по ссылке

Великий Київ у Google News

підписатися