Велосипедистам разрешат ездить по столичным магистралям. Это часть утвержденной Киевской городской радой Концепции развития велосипедной инфраструктуры города
Только в 2018 году на ее реализацию планируют потратить более 50 млн грн. В планах столичных властей в следующие семь лет пересадить максимальное количество жителей города на велосипеды.
Согласно Концепции развития велосипедной инфраструктуры города, при подготовке заданий на разработку проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов дорожной инфраструктуры, выполняемых по заказу «Киевавтодора», обязательным условием является рассмотрение возможности устройства велосипедных полос или дорожек.
Сейчас в столице начались ремонты и реконструкции ряда улиц и других объектов. В рамках таких работ на этих улицах может появиться и велосипедная инфраструктура. Волонтеры Ассоциации велосипедистов Киева проанализировали, где планы ремонтов улиц, зеленых зон и других объектов пересекаются с картами велосипедных маршрутов, определенных в велоконцепции. и запустили кампанию #будуй_велодоріжку, в рамках которой каждый сможет принять участие в создании качественной велоинфраструктуры города.
Догоняя Амстердам
Велоконцепция Киева включена в общую стратегию развития города до 2025 года и содержит всю необходимую информацию о велосипедной инфраструктуре города и мероприятиях для ее усовершенствования в дальнейшем. Этот документ, важный для всех любителей крутить педали, в целом готовили около четырех лет.
Как говорит Марина Блудшая, медиакоординатор Ассоциации велосипедистов Киева, участвовавшей в разработке велоконцепции, наиболее трудоемким было создание актуальной карты веломаршрутов.
«Понять, где именно в первую очередь нужны велодорожки в Киеве, где во вторую и т. д., и сопоставить это с реальным опытом велосипедистов Киева – вот что отняло много времени. Первую карту велодорог мы начали разрабатывать еще в 2015 году, создавали ее с привлечением жителей Киева, которые пользуются велосипедом как транспортом. В течение 2016-2017 годов проводились публичные обсуждения материалов Концепции для учета мнения общественности», – отмечает Марина.
8 февраля 2018 года документ был официально утвержден. Он ставит перед городом амбициозные цели: фактически с нуля создать комфортную среду для велосипедистов и к 2025 году повысить долю передвижений на велосипеде до 5% от числа всех поездок по Киеву. Сейчас этот показатель – 0,25%. Для примера у Амстердама, который называют одной из велосипедных столиц Европы, он составляет 36%.
«Реализовать эту цель можно только за счет создания безопасной велоинфраструктуры, без которой велосипед в Киеве не станет массовым видом транспорта. Если сравнивать с Амстердамом или другими признанными велосипедными городами мира, то 5% – это незначительная доля, но в отличие от Киева Амстердам начал работать над своей велосипедной инфраструктурой в 60-70-х годах прошлого столетия», – добавила Блудшая.
Тернистая дорога к велосипедному будущему
В действующей велоконцепции прописано создание 240 километров веломаршрутов в ближайшие годы и более 1000 километров (в том числе и пригородные) в дальнейшем. Стоит отметить, что сейчас в столице существует только один веломаршрут Троещина – Европейская площадь, длиной 41 километр. «Киевавтодор» планирует в этом году обновить маршрут новой разметкой, освещением и оградить некоторые его участки.
Еще одна велодорожка в ближайшее время может появиться от Почтовой площади до моста Патона. Все благодаря капитальному ремонту Надднепрянского шоссе.
К тому же в рамках эксперимента в этом году предлагается проложить до 16 км велодорожек, совмещенных с полосой движения коммунального транспорта. В частности, некоторые автобусные полосы, по которым будет разрешено движение на велосипеде, будут обозначены специальными знаками – пиктограммами велосипеда прямо на дорожном полотне. Для начала, в качестве эксперимента, в Национальной полиции позволили обустроить полосы для велосипедистов и общественного транспорта на следующих улицах: ул. Дружбы Народов, ул. Валерия Лобановского, Чоколовский бульв., ул. Вадима Гетьмана, ул. Александра Довженко, ул. Елены Телиги, просп. Степана Бандеры, Северный мост, просп. Шухевича, ул. Перова, проспект Освободителей, ул. Строителей и просп. Мира.
Что касается финансирования велоконцепции, то Киеврада уже заложила в бюджет 2018 года 50 миллионов гривен на ее реализацию. Кроме того, в рамках проекта общественного бюджета Киева предусмотрено 400 тысяч гривен на велосипедные парковки у синей ветки метро. А в 2019 году «Киевавтодор» планирует закончить строительство новой магистральной дороги из жилого района ДВРЗ до Броварского проспекта. И там, на улицах Олексы Довбуша, Ольховой и Макаренко, появится 3 км велодорожки, отделенной от проезжей части.
«В городе постоянно проводятся капитальные ремонты и реконструкции улиц. Мы обнаружили в планах капремонта «Киевавтодора» на 2018-2020 годы 64 объекта, совпадающие с веломаршрутами. Это прекрасная возможность для города продолжить развитие велосети Киева, которая сейчас ограничивается одним веломаршрутом Троещина – Центр и отдельными велодорожками в различных районах», – подчеркивает Марина Блудшая, медиакоординатор Ассоциации велосипедистов Киева.
В общем, согласно утвержденной Концепции до 2025 года в Киеве должны появиться три главных направления: Виноградарь – Центр, Соломенка – Центр, Оболонь – Подол. Кроме этого, планируется создать перехватывающие велопарковки возле станций метро. Таким образом любители покрутить педали смогут на велосипеде доехать до ближайшей станции метро, оставить его на парковке и продолжить путь подземкой или прокатить его в специально оборудованном общественном транспорте.
Вот так сейчас выглядит карта развития маршрутов
Схема планируемых маршрутов
Схема рекреационных маршрутов
Велосипедисты на 15% реже берут больничные
Курировать проекты велосипедной и пешеходной инфраструктуры будет новый, созданный при Департаменте транспортной инфраструктуры КГГА отдел, состоящий из 2-4 человек. Именно этот отдел будет заниматься популяризацией велосипеда, как самого удобного транспорта для населения столицы. Один из ключевых аргументов – велосипедист не будет простаивать в пробках. Помимо промокампаний для популяризации велосипеда планируется также стимулировать работодателей создавать комфортные условия для сотрудников, которые едут на работу двухколесным транспортом.
Главное условие для организаций и компаний, которые за свой счет обустраивают места для стоянки и хранения велосипедов – упрощение процедуры получения разрешений и согласований на их установку. Сейчас в Киеве нет определенной и четкой процедуры установки велопарковок.
При этом самим работодателям тоже выгодно, чтобы их сотрудники пересели на велосипеды. По статистике, велосипедисты на 15% реже берут больничный и в среднем живут на два года дольше, чем те, кто не пользуется велосипедом регулярно.
Лучше экология и никаких пробок
Ожидается, что воплощение в жизнь велоконцепции позволит уменьшить количество выбросов в воздух вредных веществ почти на 362 тонны в сутки. Ведь именно транспортные выбросы составляют 84% загрязнений внешней среды Киева. Но экологический эффект не единственный позитив от внедрения концепции. Есть в ее реализации и экономическая выгода.
«По критерию социально-экономической целесообразности, реализация Концепции прогнозирует сокращение годовых транспортных потерь от 8,4 до 16,4 миллиарда гривен в год. То есть это срок окупаемости капиталовложений до 1 года. Если принять во внимание тот факт, что в транспортном планировании объектов дорожно-транспортной инфраструктуры эффективным считается срок окупаемости от 5 до 15 лет, то это отличные показатели», – отметил директор Департамента градостроительства и архитектуры КГГА и главный архитектор города Александр Свистунов.
Также это поможет развить малый и средний бизнес. Без сомнения, выиграют предприниматели, которые занимаются прокатом, продажей, ремонтом велосипедов и сопутствующих товаров, а также заведения общепита, которые позаботятся о создании, например, велокафе как в Цюрихе. Там организовали специальные столики для велосипедистов на террасе.
В Киеве уже планируется создать сеть велопрокатов. Правда, пока не решили, будет это частная компания или же муниципальная, но одно оговорено точно – единый стиль.
Своим примером
Как все это будет воплощаться или не воплощаться в жизнь киевляне смогут наблюдать в динамике. Но уже сейчас есть фанаты, которые, несмотря на существующие проблемы, активно пользуются велосипедом.
Мария Кляйн не только катается сама, но и ведет страницу в Instagram, где в основном демонстрирует свой байк в разных местах города. За перемещениями девушки и ее железного коня следят более 12 тысяч человек.
«Сложности с количеством и качеством велопарковок! Их очень мало, а часть установленных неудобные, узкие, не приспособлены для крепежа крупных велосипедов таких, как мой», – делится опытом девушка.
Велосипедистку со стажем Анну Ковалеву мы попросили порассуждать о том, как привлечь женщин к велопрогулкам. Ведь данные, приведенные в велоконцепции, показывают, что среди всех велосипедистов столицы лишь 13% женщины.
«Тут, как мне кажется, у женщин два вида страха. Первый – это когда страшно выехать на дорогу. Хотя тут никто не застрахован, почти каждый день в новостях жуткий рассказ о том, как люди стояли на тротуаре и их покалечил автомобиль. Второй страх – «Как я буду выглядеть?». Толстая, худая, видно колени, большая попа, нет подходящей одежды. А еще многие считают, что велосипед создан для неудачников, у которых банально нет денег на машину. Однако стоит помнить, что в нашей стране очень много людей, живущих не по средствам, с айфонами, LCD-телевизорами и авто в кредит. Но от всего этого пользы гораздо меньше, чем от прогулок и катаний на велосипедах», – считает женщина.
Теперь слово за чиновниками. Станет ли Киев в следующие семь лет достойным конкурентом европейским городам с развитой велосипедной инфраструктурой или же слова чиновников и разработанная концепция останутся лишь словами и обещаниями.
С полным текстом Концепции можно ознакомиться по ссылке