3 августа президент Петр Порошенко подписал закон, позволяющий крупнейшему в Украине производителю авиационной техники ГП «Антонов» создавать совместные предприятия с иностранными компаниями. Кооперация авиапроизводителей – давно используемая мировая практика. По прогнозам депутатов Верховной Рады, закон поможет привлечь в отрасль 5-10 млрд грн до 2020 года и увеличить продажи украинской авиатехники на 20-25%
«Антонову» новый закон пришелся как нельзя кстати. После разрыва сотрудничества с Россией у госпредприятия возникли проблемы с поставками важных деталей. Доля комплектующих российского производства в самолетах Ан достигала 50%. А некоторые из них, например винтовентиляторы для Ан-70, кроме РФ, никто не производит.
«Поняв, что с Россией общего производства не будет, «Антонов» занялся поиском новых партнеров», – говорит исполнительный директор авиакомпании «Аэроджет» Анатолий Мазуренко. По его убеждению, производство самолетов Ан без участия России не остановится. Нужно лишь найти новых партнеров.
Сегодня госпредприятие развивает сотрудничество с двумя крупными заказчиками: с «Азербайджанскими авиалиниями» (AZAL) и компанией KACST из Саудовской Аравии. Конструкторское бюро «Антонова» разработало для крупнейшего государства на Аравийском полуострове небольшой транспортный самолет Ан-132D и рассчитывает продать заказчику 80 единиц. Потребность мирового рынка в новой модели компания оценивает на уровне 300 штук. «Самолет Ан-132D — это первый глобальный проект ГП «Антонов» с ведущими мировыми авиационными компаниями», – отмечает генеральный директор государственного концерна «Укроборонпром» Роман Романов.
Модель 132D станет первым продуктом ГП «Антонов», выпущенным без участия российских производителей. Двигатели – канадские, авионика – французская, фюзеляж – украинский. В настоящее время на киевском заводе идет сборка самолета-демонстратора. Важно, что Саудовская Аравия намерена не только купить украинские Ан, но и наладить их совместное производство на своей территории.
Сотрудничество с AZAL также предусматривает создание СП в Азербайджане. В начале июня Киев и Баку согласовали контракт на производство десяти военно-транспортных самолетов Ан-178. «Есть аванс, перечисленный на первые два самолета в июне», – уверяет вице-премьер Геннадий Зубко. Первые самолеты «Антонов» должен поставить до 2018 года.
Потенциал Ан-178 оценивается госпредприятием в $4 млрд, исходя из интереса к нему на азиатском рынке. «Антонов» ведет переговоры с Китаем, Индией и Объединенными Арабскими Эмиратами.
На чужом поле
Саудовская Аравия поставила «Антонову» жесткие условия – поднять Ан-132D в небо до конца текущего года. «Завод работает в три смены, и я уверен, что они успеют», – говорит Мазуренко. В апреле завод закончил крупноагрегатную сборку самолета-демонстратора и планирует в последнем квартале приступить к испытаниям.
Совместное производство Ан-132D на территории Саудовской Аравии позволит «Антонову» привлечь дополнительное финансирование и обрести партнера в поисках покупателей. «Выгоднее было бы производить самолет в Украине и потом продавать аравийцам», – признает Мазуренко, но сразу вспоминает пословицу о синице в руках и журавле в небе.
Бывший секретарь наблюдательного совета авиакомпании «ЮТэйр- Украина» Юрий Киселев такого оптимизма не разделяет, сетуя на неспособность госпредприятия принять участие в строительстве современного авиастроительного завода. «Оборудование, которое используют на «Антонове», – 50-летней давности. К тому же в Украине нет специалистов, способных спроектировать завод». Поэтому эксперт сомневается в возможностях Украины принять участие в СП с Саудовской Аравией, начиная с создания производственной площадки.
В то же время на международной авиакосмической выставке Farnborough-2016 директор научно-технического центра короля Абдулазиза Халид А-Алмалки заявил, что в его стране уже готовят инфраструктуру под совместный проект и рассчитывают в скором времени найти для Ан-132D первых покупателей.
Под знаком вопроса
На прошлогодней авиавыставке Le Bourget украинский транспортник Ан-178 был едва ли не главным объектом всеобщего внимания. Новая модель самолета, в разработку которого «Антонов» инвестировал полмиллиарда гривен, должна заменить устаревший Ан-12. Но авиационный эксперт Сергей Корж, который участвовал в конкурсе на должность генерального директора «Антонова», отмечает серьезные просчеты.
По его словам, Ан-178 создавался на базе пассажирского воздушного судна Ан-158. Несмотря на это, конструкторы сохранили прежние двигатели, увеличив объем фюзеляжа и массу самолета. По этой причине Корж предполагает, что при полной погрузке у 178-го начнутся проблемы. «Самолет уже больше года летает по разным выставкам, но его ни разу не испытывали на грузоподъемность», – объясняет он.
ГП «Антонов» называет максимальную грузоподъемность Ан-178 – 18 тонн.
Юрий Киселев добавляет: «Непонятно, сколько, чего и на какое расстояние он может перевозить». Поэтому эксперт сомневается в успешном сотрудничестве с Азербайджаном.
Ссылаясь на свои источники, он уверяет, что заявленного аванса на строительство первых Ан-178 со стороны AZAL не поступило. Источники «Большого Киева» в правительстве подтвердить или опровергнуть получение аванса не смогли, отметив лишь наличие подобных слухов, которые ходят в Министерстве обороны.
Но в начале июля азербайджанский бизнес-ресурс Fineko/abc.az, ссылаясь на свои источники, написал об осторожной позиции Азербайджана. «Здесь нужно четко понимать, что контракт между ЗАО «Азербайджанские авиалинии» и государственным предприятием «Антонов» – это контракт на поставку самолетов, которые еще не сертифицированы. Лишь после их сертификации можно будет переходить к обсуждению соглашения о сборке Ан-178 в Азербайджане», – сообщает издание.
Бумажные самолетики
На замену российских компонентов ГП «Антонов» планирует потратить в ближайшие три года 600 млн грн. Эти деньги предприятие направит на создание новых проектов, модернизацию нынешних самолетов и разработку соответствующей документации.
В начале июля «Антонов» уже заявил о планах модернизировать двигатели Ан-124 «Руслан», а также заключил контракт с канадской компанией Esterline CMC Electronics на поставку авионики для других моделей Ан.
Юрий Киселев напоминает о сложностях с решением «бумажных» вопросов. Каждый самолет должен пройти сертификацию: либо от страны-покупателя, либо от международного ведомства, сертификат которого признают другие государства. «Антонов» использует сертификаты Межгосударственного авиационного комитета (МАК), которые действует в ряде азиатских стран.
По словам эксперта, после замены российских деталей на западные ГП «Антонов» столкнется с необходимостью обновления сертификата. Здесь могут возникнуть трудности, поскольку МАК со штаб-квартирой в Москве не обязательно возьмет сторону украинского авиапрома.
Сервис важнее всего
Одними сертификатами проблемы госпредприятия не ограничиваются. «У «Антонова» есть только самолеты, но нет продукта, – считает Киселев. – Продукт – это самолет, который имеет соответствующее техобслуживание, обеспечение запчастями, налаженную систему логистики».
Анатолий Мазуренко разделяет такое мнение и берет для сравнения с Ан-178 его конкурента – бразильский Embraer. «178-й объективно дешевле. Но Embraer обладает важным преимуществом – обеспечением сервисного обслуживания по всему миру», – подмечает он.
Но при этом добавляет, что до тех пор, пока «Антонов» не запустит серийное производство самолета, острой потребности в развитии сервиса нет. «Запуск серии – это почти три года. За это время можно успеть заняться обеспечением сервиса», – подчеркивает собеседник «Большого Киева».
Следующая серия
Отвечая на вопрос, какое место на глобальном рынке может занять «Антонов», Корж называет нишу для украинского производителя – тяжелые и сверхтяжелые авиаперевозки с помощью известных в мире Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия».
Киселев добавляет, что для мирового авиапрома ГП «Антонов» представляет интерес как партнер и производитель комплектующих. Несмотря на свою критику, эксперт уверен, что госпредприятие ожидают изменения в лучшую сторону. «Если «Антонов» начнет выпускать полноценный продукт, он станет высокотехнологическим предприятием, генерируя на единице продукции 30-40% добавленной стоимости», – говорит он.
Мазуренко считает, что «Антонов» уже вышел на новый уровень развития. Подтверждением тому может послужить запуск серийного производства новой модели.
Приєднуйтесь до обговорення
Потрібно бути зареєстрованим користувачем, щоб коментувати.
Коментарі (0)