Фильм «Віддана», вышедший на экраны 16 января, обещает стать культурным событием. Помимо того, что это удачная экранизация бестселлера Софии Андрухович «Феликс. Австрия» (книга ВВС 2014 года), так к премьере, по западному образцу, была еще выпущена книга «Галицькі смаколики» – с рецептами блюд, фигурирующих в ленте.
Это очень грамотный подход: как сложно представить мир «Звездных войн» Джорджа Лукаса без лучевых мечей и прочей космической атрибутики (которая выпускается в виде сотен тысяч игрушек), так и дебютную картину режиссера Кристины Сиволап невозможно вообразить без умопомрачительных по красоте яств, от которых ломятся столы австро-венгерского Станислава (Ивано-Франковск) на рубеже XIX-XX веков. Глядя на это, понятно, что львиная доля бюджета в 60 млн грн (25 млн дало Госкино) ушла на подробное изображение роскошной кухни, быта и домов зажиточных жителей Австро-Венгрии. Для этого, в частности, студией Film.UA был выстроен под Киевом на территории четырех гектаров целый минигородок, имитирующий Станислав той поры. И были пошиты 150 красочных костюмов того времени. В общем, к делу подошли основательно.
Сюжет. При пожаре погибает жена доктора (Александр Кобзарь). Удалось спасти только двух девочек — дочь домработницы Стефу (польская актриса Марианна Янушкевич) и дочь доктора Аделю (Алеся Романова). Доктор решает воспитывать девочек вместе и отдает их в одну школу.
Минуло 25 лет, девочки выросли и стали красавицами. Аделя – капризная барыня, Стефа – умелая домработница и кухарка. Уходя в мир иной, доктор просит Стефу продолжать служить дочери. Та выполняет его волю и не только не выходит замуж, но даже не берет жалованье за свою службу. В отличие от Адели, которая уже сочеталась браком с Петром (Роман Луцкий), делающим скульптурные надгробия.
Между Аделью, ее мужем Петром, и Стефой возникает некий треугольник напряжения: то ли Стефа влюблена в Петра, то ли Адель в нее – не слишком понятно. В ленте все подглядывают друг за другом через многочисленные глазки и окошки. Стефа моет в медной ванне Адель и ложится спать: мы видим кадры с женской обнаженной натурой – тонкую фигурку госпожи и мощный бюст служанки.
Не растраченная сексуальная энергия Стефы выливается в кулинарные шедевры, которые она делает не только вкусными, но и эстетически красивыми. Крупные и средние планы этих блюд в фильме напоминают натюрморты эпохи барокко. Ситуацию со служанкой емко выражает строчка из давней песни Земфиры «Девушка созрела». Давление гормонов внутри ее молодого организма продолжает расти, грозя «сорвать крышу». Что и происходит в финале.
Петра, помимо прочего, раздражает неопределенный статус Стефы – для прислуги она слишком норовиста, не лезет в карман за словом. Они даже втроем ходят в театр. И там Стефа тоже не стесняется: просит поменяться Петра местами во время представления потому, что ей не видно сцены из-за громоздкой шляпы впереди сидящей дамы. Как истый украинский джентльмен Петр упорно делал вид, что не слышит Стефиных просьб, пока та не осмелилась предъявить претензии, самой носительнице шляпы. И только тогда очаровательно-кучерявый блондин ( сейчас Роман Луцкий секс-символ № 1 украинского кино) бросается выполнять просьбу прислуги, стараясь замять скандал.
У молодоженов никак не появятся дети, пока случайно к ним в дом не попадает чумазый беспризорник Феликс. Точнее, как выяснятся, он – помощник гастролирующего итальянского иллюзиониста с сомнительной репутацией. К терпеливой Стефе ребенок сразу потянулся, в то время как Адель, с ее брезгливостью и высокомерием, мальчик встретил в штыки.
Минусы фильма. В сравнении с книгой несколько упрощены сюжетные линии и сопоставления. В показной роскоши Австро-Венгрии угадывалось предчувствие будущих грозных годин – Первой мировой, революций, когда благообразный имперский фасад рухнет, обнажив гнилые балки. Это видно только по некоторым деталям в фильме – например, по грубому отношению к Стефе охранников тюрьмы, беспардонно съевших пирожки из корзины, предназначенные для священника. Однако многие из таких эпизодов сглажены и пожертвованы ради глянцевой, идеалистической общей картинки, которая, повторюсь, с одной стороны, очень яркая, но с другой сообщает фильму некую одномерность, словно мы видим ожившую рождественскую открытку с пузатыми ангелочками и румяными девушками. Хотя косвенно глубинные мотивы можно «считать», если обращать внимание не только на серебряные блюда, наполненные красной икрой, но и на бесправно-рабское положение главной героини – и в сексуальном, и в социальном смысле.
Плюсы. Тщательность в показе деталей: нежные пеньюары, стеклянные витражи, уличные фейерверки, вычурные потолки с лепниной и хрустальными люстрами, «светящиеся» обнаженные тела – многие кадры фильма, словно живописные холсты.
В фильме впечатляют и компьютерные эффекты. Фокусник дома у героев фильма оживлял пальцами бумажных человечков. В фантазии Стефы, спархивали с мостовой, выброшенные в окно жаренные рыбины и, воскреснув, стремительно улетали в небеса. Подобные эпизоды эстетически завораживали зрителя.
Возможно, кого-то покоробит современность некоторых сцен, например, когда Стефа курит на подоконнике, словно студентка в общежитии, но мне, напротив, показалось, что такие эпизоды добавляют ленте милого очарования.
Любопытна инвариантность развития сюжета: сначала вроде однозначно звучит последняя воля доктора, но авторы дают понять, что, возможно, это фантазия главной героини, поскольку она в своем воображении потом видит эту сцену иначе, где из уст доктора звучат иные слова. Такой же флер неопределенности и в интимных отношениях между Аделью и Стефой, на которые только намекается, но ни какого четкого ответа нет.
На одной из столичных презентаций картины режиссер Кристина Сиволап сказала, что такая многозначность была сознательным художественным приемом, чтобы создать «атмосферу таинственности». Здесь важно было не затянуть, но у создателей все получилось потому, что финал картины вполне определенный.
Вывод. Весьма достойное кинополотно, уникальное для Украины с эстетической точки зрения. Фильм однозначно зацепит женскую аудиторию страны, которая с собой на сеансы возьмет и мужскую – не в одиночестве же барышням наблюдать за всеми этими страстями на фоне шикарных шляп, туалетов и интерьеров.
«ВІДДАНА»
Жанр: мелодрама
Бюджет: 60 млн грн
Режиссер: Кристина Сиволап
Продюсеры: Надежда Зайончковская, Полина Толмачева
Сценаристы: Алина Семерякова, София Андрухович
Оператор: Алексей Ламах
В ролях: Марианна Янушевич, Алеся Романова, Роман Луцкий, Александр Кобзарь, Екатерина Кухар, Ада Роговцева