В Иране потерпел крушение украинский пассажирский самолет Boeing 737 «Международных авиалиний Украины» (МАУ). Авиалайнер направлялся из Тегерана в Киев и упал недалеко от аэропорта имени Имама Хомейни сразу после взлета.
Жертвы
На борту было 168 пассажиров и 9 членов экипажа. СНБО Украины сообщает, что на борту, помимо экипажа находились еще двое украинцев.
Большинство погибших – иранцы, но с паспортами других стран, в частности, Канады. По данным МИД Украины, 82 погибших – граждане Ирана, 63 – Канада, Швеция – 10, Афганистан – 4, Германия – 3, Британия – 3, Украина – 2 пассажира и 9 членов экипажа.
Что касается экипажа, по словам вице-президент МАУ по летной работе Игоря Сосновского, в него входили:
- Гапоненко Владимир – командир, 11 тысяч часов налета;
- Наумкин Алексей – инструктор на самолете, 12 тысяч часов налета;
- Хоменко Сергей – второй пилот, 7 600 часов налета;
- а также 6 бортпроводников.
Фамилии всех 11 украинцев, которых мы потеряли в Иране – здесь. Также известно, что двое людей спаслись: они не сели на самолет.
Погибло около 26 детей и подростков до 18 лет. Самый младший пассажир смертельного рейса родился в 2018 году, самый старший – в 1945-м.
Имена и фамилии всех присутствующих на борту опубликованы здесь, на официальном сайте МАУ.
“Большой Киев” подготовил статью о судьбах 10 погибших. Подробнее – здесь.
Вылет из Тегерана состоялся в 6:10 по местному времени.Самолет должен был приземлиться в Киеве сегодня в 8:00. Онлайн-табло аэропорта “Борисполь” утром выглядело так:
Реакция МАУ
Представители Международных авиалиний Украины обнародовали такую информацию:
- Воздушное судно вылетело из аэропорта Тегерана в 06:10 по местному времени. Самолет исчез с радаров через несколько минут после вылета из международного аэропорта Тегерана. Самолет набрал 2400 метров высоты. Экипаж был квалифицированным, его ошибка минимальна.
- По предварительным данным, на борту самолета было 167 пассажиров и 9 членов экипажа (из них 6 бортпроводников). На данный момент сотрудники авиакомпании выясняют точное количество пассажиров на борту (обещают в течение получаса обнародовать).
- Рейс выполнялся на самолете Boeing 737-800 NG, регистрационный номер UR-PSR. Самолет 2016 года производства, был получен авиакомпанией напрямую с завода концерна. Последнее плановое техническое обслуживание самолет прошел 6 января 2020 года.
- Будет проведено тщательное расследование происшествия с привлечением авиационных властей Украины, Ирана, представителей компании-производителя Boeing, авиакомпании, а также Национального бюро расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Украине.
- Начиная с сегодняшнего дня, авиакомпания МАУ приняла решение о приостановке выполнения рейсов в Тегеран на неопределенный срок.
Версии
Изначально рассматривали две версии произошедшего: самолет упал из-за технических неполадок или был ошибочно сбит иранскими ПВО. Позже официальный представитель аэропорта заявил, что причиной крушения стало возгорание двигателя.
“Самолет взлетел из международного аэропорта Имама Хомейни в иранской столице, после чего один из его двигателей охватил пожар. Затем пилот потерял контроль над самолетом, направив его в землю, после чего он врезался в землю”, – заявил пресс-секретарь Министерства дорог и транспорта Ирана Кассем Биниаз, сообщает УНН со ссылкой на иранское государственное информационное агентство IRNA.
Сразу после катастрофы этой версии придерживались у украинские государственные органы. Однако днем Посольство Украины в Иране вначале скрыло из официального сайта, а потом опубликовало отредактированное сообщение о катастрофе.
Было:
Стало:
«Любые заявления о причинах аварии до решения комиссии не носят официального характера», — идется в сообщении.
По информации интернет-сервиса по трекингу авиарейсов Flightradar24, данные с транспондеров воздушного судна поступали только первые две минуты после взлета.
We are following reports that a Ukrainian 737-800 has crashed shortly after takeoff from Tehran. #PS752 departed Tehran at 02:42UTC. Last ADS-B data received at 02:44UTC. https://t.co/qXWHUPGDTu pic.twitter.com/vuAi6TOqTp
— Flightradar24 (@flightradar24) January 8, 2020
Расследование
Премьер-министр Украины Алексей Гончарук на брифинге сообщил, что официальный Киев договаривается с властями Ирана о совместном расследовании авиакатастрофы. «Мы сейчас договариваемся с иранской стороной о том, чтобы туда улетел самолет с нашими экспертами и специалистами, будут участвовать в расследовании этой трагедии», – говорит Гончарук.
Отдельное расследование будет проведено украинским Правительством, о чем также сказал премьер. Цель – выявить, могла ли украинская сторона предотвратить катастрофу.
После обеда в среду стало известно, что Иран не собирается передавать черный ящик производителю самолета американской компании Boeing. Одно из логических объяснений этому – Иран находится фактически в шаге от войны с США, о чем ниже.
Boeing отреагировал в Twitter вот так: “Это трагическое событие, и мы искренне сочувствуем семьям команды и пассажиров. Мы находимся в контакте с нашими клиентами-авиакомпаниями и поддерживаем их в это трудное время. Мы готовы оказать любую необходимую помощь”, – говорится в сообщении.
Позже стало окончаательно известно, что экспертиза черного ящика будет проведена в Иране. Руководитель Организации гражданской авиации Ирана Али Абедзаде заявил, что “данные будут изучаться в нашей стране, нашими организациями. Но представители украинской стороны и производителя смогут присутствовать при этой работе”.
Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что в Иран вылетает самолет с украинскими специалистами экспертной и поисково-спасательной группы. Среди них – представители Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, Минобороны, МИД, МВД, СБУ, СНБО, Государственной авиационной службы, Нацбюро по расследованию авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами и Международных авиалиний Украины. Все они будут привлечены к расследованию, идентификации и репатриации тел украинский, погибших в авиакатастрофе.
Контекст
Трагедия случилось в ночь, когда Иран нанес несколько ракетных ударов по военным базам США, которые находятся в регионе.
Ответственность за удар взяла на себя организация КСИР – “Корпус стражей Исламской Революции”. Она существует в Иране параллельно с официальными военными силами.
По разным сообщениям, всего было выпущено более 10 баллистических ракет. По разным данным, поод удар могли попасть две базы американцев в Ираке Аль-Асаде и Эрбиле.
Могли ли эти действия стать причиной крушения украинского самолета официально не сообщается. Издание “Громадське”, со ссылкой на иорданский сайт Al-Hadath пишет, что, по одной из версий, самолет могли случайно сбить ракетой.
Горячяя линия
Предварительно, все пассажиры и экипаж погибли. Как сообщается на официальной странице президента Украины в Telegram, на данный момент посольство уточняет информацию об обстоятельствах трагедии и списках погибших.
Заявление представителей МАУ на брифинге в среду утром: “Самолет набрал 2 400 метров высоты. Ошибка экипажа минимальна”.
В Департаменте консульской службы создана оперативная кризисная группа, телефон горячей линии: +38 (044) 238 16 57.
Больше – здесь.
Видео и фото
Появились фото и видео авиакатастрофы.
? تصاویر اولیه از حریق هواپیمای اوکراینی در منطقه شهریار#سقوط_هواپيما pic.twitter.com/UhdpNx0NME
— خبرگزاری تسنیم ?? (@Tasnimnews_Fa) January 8, 2020
Спасатели занимаются поиском тел погибших.
Другое
Также мы подготовили такие публикации:
Фото дня. Пассажиров разбившегося в Иране самолета МАУ ждут в Борисполе. Больше – здесь.