В город хотят вернуть райрады и приспособить его для пешеходов

Автор: Ирина Касьянова
09:50 28.02.2019

Киеврада решила всерьез заняться транспортной инфраструктурой Киева. Сегодня на сессии будут рассмотрены несколько городских целевых программ, направленных на ее развитие….
Читать дальше

В город хотят вернуть райрады и приспособить его для пешеходов Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Світлодіодне освітлення

Киеврада решила всерьез заняться транспортной инфраструктурой Киева. Сегодня на сессии будут рассмотрены несколько городских целевых программ, направленных на ее развитие. Одна из главных идей – город хотят превратить из автомобилецентристского, в город, где главным будет пешеход.

Кроме того, депутаты опять возвращаются к вопросу о районных радах. С таким проектом в Киевраду обратилась общественность.

Вернут ли райрады

киеврада
В Киевраде рассмотрят проект киевлян о возвращении райрад. Фото: Константин Ильянок

Согласно документу, авторы проекта – инициативная группа киевлян – предлагают вернуть в Киев райрады в порядке децентрализации власти. Авторы, среди которых глава комитета Общественного совета при КГГА по вопросам децентрализации, самоуправления и агломерации Тарас Билинский, напоминают, что решение о создании райрад во всех десяти районах Киева было принято Киеврадой еще 23 июля 2015 года. Однако, назначенные на 27 марта 2016 года выборы в райрады не состоялись из-за законодательных нюансов. Теперь инициаторы проекта решения предлагают внести изменения в решения с целью восстановить райрады.

Одно из важных изменений, которое предлагает инициативная группа, разместившая свое видение вертикали власти на странице Ассоциации местного самоуправления в Facebook, – главы районов Киева не назначаются президентом, а избираются из состава избранных киевлянами районных депутатов путем открытого голосования. А районные администрации подотчетны депутатам. Районные депутаты распоряжаются и районными бюджетами, и имуществом.

Как уже сообщал «Большой Киев», в Киевраде среди сторонников возвращения райрад в Киеве члены депутатской группы «Киевская команда» (бывшая «Самопомич»). И вчера в отделе коммуникаций группы подтвердили, что проголосуют за проект. «Тем более, что проект – инициатива самих граждан».

Депутаты считают, что райрады должны выбирать главу районов. Фото: Констатин Ильянок

А глава группы Сергей Гусовский ранее в интервью «Большому Киеву» заявлял, что для столицы важен вопрос местного самоуправления.

«Мы ставим с 2015 года вопрос о возвращении райрад. Сейчас председателя района назначает президент. Куда это годится? У нас каждый район как областной центр. Да, во власть придут еще больше 500 человек. Они будут разбираться, куда лучше в районе вложить деньги, какие приоритеты. Кто-то скажет – столько новых нахлебников! Но ведь это зависит от избирателей, кого они выберут — нахлебников или представителей своих интересов. 500 районных депутатов — это, условно, один депутат на пять тысяч жителей. К слову, в Европе от 2,5 до 6 тысяч людей имеют своего депутата. Сегодня же в Киеве на каждого депутата Киеврады приходится более 20 тысяч человек», – говорит Гусовский.

Правда, проголосуют ли за этот вопрос депутаты, еще вопрос. Ведь проект о возрождении райрад уже не первый раз в повестке. К примеру, вчера в самой большой фракции Киеврады – в «Солидарности» еще не определились с позицией по этому вопросу. А экс-глава Днепровского района, депутат от «Солидарности» Ярослав Горбунов сказал «Большому Киеву», что проект пока сырой и в таком виде он не готов его поддержать.

«Я поддерживаю развитие местного самоуправления. Но в проекте должны быть четко определены полномочия города и районов. В свое время Леонид Черновецкий, первым заявивший о том, что райрады не нужны, забрал многие функции районов и переподчинил их городу. И сейчас резко разрушить вертикаль власти – внести хаос в управление городом. Кроме того, бюджета районов существенно отличаются. Например, Днепровский, в котором раньше было много предприятий-налогоплательщиков, сейчас постепенно превращается в спальный район, но при этом количество жителей и домов в нем увеличивается из-за новостроек. А Печерский район – маленький, но с большим бюджетом. Это не равные условия. Кроме того, нужно менять вертикаль власти не только в городе, но и в стране», – подчеркнул он.

По его словам, перед ликвидацией райрад, в 2010 году у депутатов был фонд на депутатские полномочия 25-30 тысяч гривен.

Напомним, райрады в Киеве были ликвидированы в сентябре 2010 года, инициатором выступили депутаты от Партии регионов, против были представители БЮТ и УДАРа, называя ликвидацию узурпацией власти. Накануне Верховная Рада разрешила Киевраде создавать и ликвидировать райрады в Киеве.

Киев для пешеходов и велосипедистов

Фото: Константин Ильянок

Также на сессию в числе неотложных будет вынесено несколько проектов, связанных с развитием транспортной инфраструктуры Киева и безопасностью движения.

Городская целевая программа развития транспортной инфраструктуры столицы на 2019-2023 годы, согласно проекту, предлагает сконцентрировать внимание и ресурсы на развитии инфраструктуры для пешеходов, велосипедистов и городского транспорта. Сейчас Киев развивается, как сказано в обосновании проекта, типовым автомобилецентричным путем.

Новые троллейбусные маршруты появятся на магистральных улицах. Фото: Константин Ильянок

На сегодня транспортная система Киева не удовлетворяет потребности населения в мобильности целиком. Так, за последние три года, по данным департамента транспортной инфраструктуры КГГА, количество официально зарегистрированных автомобилей в столице увеличилось на 15%. И это без учета так называемых «евроблях». И по прогнозам экспертов, до 2015 года может увеличиться еще на 60%. Магистралями беспрерывного движения создана барьерная среда для других участников движения. При этом в городе 250 пешеходных переходов, которые не оборудованы пандусами, лифтами и подъемниками для маломобильных граждан.

В Киеве станет больше трамваев. Фото: Константин Ильянок

Согласно новой программе, приоритет будет отдаваться развитию электротранспорта – троллейбусам и трамваям, в том числе скоростным. Например, планируется объединить трамвайные сети левого и правого берегов, построить скоростной трамвай, который бы связал Троещину и Позняки, а троллейбусные линии хотят протянуть по многим магистральным улицам, в частности по Харьковскому шоссе.  

Общий бюджет программы – 76,4 млрд грн, из которых 69,8 млрд грн будет финансировать город, остальную сумму власти Киева рассчитывают получить из госбюджета, от инвесторов и кредиторов. Также в программе заложены расходы на строительство 20 новых станций метро, закупку более 400 трамваев, троллейбусов и электробусов, а также на капремонт дорог. В рамках программы в общественном транспорте внедряют единый электронный билет. Также планируется установить квоты на паркоместа в центре, повысить комфорт общественного транспорта. Это, по мнению разработчиков целевой программы, будет мотивировать киевлян отказываться от собственных автомобилей

Велосипедную сеть в Киеве хотят расширить. Фото: Константин Ильянок

По мнению экспертов, необходимость такой программы назрела давно, хотя отмечают, что в ней мало конкретики.

«Киев отстал от европейских городов с переходом на транспортную систему, в которой главные уже не автомобили, лет на 40. В Программе говорится о необходимости разработать План устойчивой городской мобильности Киева, оптимизации маршрутной сети общественного транспорта, разгрузки центра города от транзитного трафика, расширении зон пешей доступности и т. д. Это прекрасно, что власти намерены уделять больше внимания общественному транспорту, велосипедистам, пешеходам, маломобильным группам населения. Хотя пока не совсем понятно, когда же этим наконец-то займутся. Надеюсь, что после принятия мы увидим конкретные решения, а не просто принятие программы ради ее принятия. Хочется уже видеть реальные изменения», — сказала «Большому Киеву» координатор по Киеву Ассоциации велосипедистов Киева Яна Брик.

Город хотят сделать более приспособленным для общественного транспорта и пешеходов. Фото: Константин Ильянок

А директор агентства по моделированию транспортных потоков «А+С Украина» Дмитрий Беспалов говорит, что его смущает очень большие затраты на программу.

«До сих пор не закончены некоторые затратные проекты Киева: не построены метро на Троещину, спуски с Дарницкого моста, развязка на Почтовой площади. Я не сомневаюсь, что проект хороший, он прекрасно выписан с точки зрения урбанистики. Но хочу дождаться, когда он начнет реализовываться. Пока это только красивые слова», – сказал Беспалов.

Безопасность движения

Также депутаты рассмотрят еще один затратный транспортный проект – Городскую целевую программу повышения организации и безопасности дорожного движения до 2022 года. Затраты на ее выполнение разработчики оценивают в 2,4 млрд грн, из которых 1,3 – из городского бюджета, остальные из разных источников.

Маршруток на улицах будет все меньше и меньше. Фото: Константин Ильянок

Необходимость создания такой программы, которая разработана по решению Киеврады от 2 октября 2018 года, разработчики объясняют огромным количеством ДТП и пострадавших в них людей. В частности, в 2017 году, по сравнению с 2016-м количество смертельных ДТП выросло на 47,5%.

«Опыт многих европейских столиц свидетельствует о том, что качественная и главное комплексная организация дорожного движения значительно повышает безопасность для водителей и пешеходов, минимизирует заторы и оптимизирует время, затрачиваемое горожанами на дорогу», – отмечает автор инициативы, депутат Киеврады от «Солидарности» Александр Пабат.

В частности, депутат предлагал убрать маршрутки, обновив парк автобусов, троллейбусов и трамваев.

«Сейчас 40% маршрутных такси в столице курсируют незаконно и действенного контроля за работой таких перевозчиков не наблюдается. Целевая программа должна решить эту проблему», – считает Пабат.

В числе мер для организации безопасности, которые предлагает ввести программа: увеличение количества регулируемых и инженерно-оборудованных наземных переходов, модернизацию перекрестков, строительство, реконструкцию и капремонт светофорных объектов. Кроме того, планируется замена дорожных знаков, внедрение и ремонт устройств принудительного снижения скорости, приспособление тротуаров и переходов для маломобильных слоев населения.

В Киеве появится больше мест, где автомобилям будет неудобно ездить. Фото: Константин Ильянок

Но эксперты также отмечают в программе мало конкретики.

«Из адресов указан только мост Патона, где предлагается перераспределить транспортные потоки. Остальное – общие слова, неоднократно сказанные», – подчеркнул Дмитрий Беспалов.

А Яна Брик заметила, что общая тенденция к снижению скорости противоречит ранее принятому решению, в котором Киеврада разрешила ездить со скоростью до 80 км/час на 17 улицах Киева, о чем уже сообщал «Большой Киев».

«Может, после этой программы депутаты задумаются и отменят свое решение о скоростном режиме для этих улиц»? – подчеркнула Яна Брик.

Также в проекте предлагается увеличить количество камер видеонаблюдения с распознаваемости госномеров на машинах на дорогах Киева, металлических оград.

Великий Київ у Google News

підписатися