Новини Важливо

В этом сезоне в Киевраде будет много политики

Автор: Ирина Касьянова
18:24 10.09.2018

С главой фракции «Солидарность» в Киевраде и руководителем бюджетной комиссии Андреем Странниковым «Большой Киев» встретился после первой сессии в этом…
Читать дальше

В этом сезоне в Киевраде будет много политики
Світлодіодне освітлення

С главой фракции «Солидарность» в Киевраде и руководителем бюджетной комиссии Андреем Странниковым «Большой Киев» встретился после первой сессии в этом сезоне. На ней обсуждался вопрос долгов перед «Нафтогазом», от которого зависит не только обеспечение горячим водоснабжением 3000 домов, где оно отсутствует, но и отопление зимой. Сессию пришлось прервать, поскольку у депутатов не было единого решения. А заседание перенесли на 11 сентября

Андрей Странников рассказал о перспективах подачи тепла, о том, с какими инициативами фракция входит в новый сезон. А также сколько человек могут покинуть фракцию и почему.

– Андрей, объясните, что в итоге произошло на сессии? Депутаты собрались по важному вопросу – решить вопрос с горячей водой и отоплением. Вы что, не договаривались заранее по этому поводу с другими коллегами?

– Договаривались. Но из-за политического давления некоторые фракции отказались от предварительных договоренностей. К сожалению, сессия совпала с началом политического сезона. Кроме того, все мысли о выборах – президентских, потом парламентских, потом местных. Я вообще предполагаю, что в ближайшие два года Киевраду накроет волна политического популизма и болтовни. Но за всей этой политической мишурой депутаты, к сожалению, не смогли разглядеть важные вопросы. Ведь киевлян на самом деле интересует не то, как депутаты красиво произносят политические лозунги и катят бочку все равно на кого – на мэра, Ахметова, президента, Путина, а то, когда будет горячая вода, судя по обсуждениям в соцсетях и в наших депутатских приемных.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

– Это как минимум. Главное – будут ли горячие батареи зимой.

– Да. К сожалению, нам досталось тяжелое наследство. Как мы понимаем, тот, кто отдал инженерные сети города в частную компанию, «Киевэнерго», возможно, и не подозревал, что произойдет вот такое расставание, заложниками которого станут киевляне. Вот и на прошлой сессии из-за «политики» обсудить ничего по делу не удалось. К тому же в день, когда проходила сессия, мы так и не получили постановление Кабмина о выделении 730 млн грн для погашения долга, который государство признало своим.  И это стало главной проблемой. Поскольку без этого постановления наше решение не имело смысла. Я уверен, что во вторник мы выйдем на конструктив.

– А как на решение Киеврады повлияет решение Апелляционного суда, который отказал «Киевэнерго», обязав выплачивать в бюджет все миллионы долга, которые накопило предприятие?

– Это решение лишний раз подтверждает, что попытки «Нафтогаза» автоматически переложить долги компании Ахметова на наше коммунальное предприятие – бесперспективны.

– Откуда вообще 5 млрд грн долга «Нафтогазу»? Ведь киевляне не были никогда супердолжниками.

– В числе этих 5 млрд есть и штрафные санкции – 1,2 млрд грн, и обязательства государства – 730 млн грн.

– Почему же нет решения Кабмина? Тоже политика?

– Это уже вопрос на Печерские холмы. Мы очень ждали эти 730 млн. Киеврада свою часть обязательств выполнит, надеюсь, во вторник мы примем это важное решение. Еще раз говорю: если бы не предстоящие выборы, все вопросы решались бы легче.

– Вашего коллегу, главу фракции «Самопомич» Сергея Гусовского руководство политсилы исключило из партии и предложило сдать мандат, как и нескольким другим депутатам. По-вашему, насколько справедливы их претензии? Может ли в вашей фракции произойти такое «очищение»?

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

– Когда в партиях или во фракциях происходят расколы, каждая сторона называет это очищением. Я стараюсь вообще не использовать этот термин, поскольку он очень субъективный. За свою политическую деятельность я наблюдал много подобных расколов. И даже исчезновение целых партий и фракций. И мой опыт показывает, что когда такие расколы происходят, на самом деле где-то внутри затронуты более глубокие интересы.

Фракция «Самопомич» потенциально могла бы сделать очень много полезного в Киеве. И делала. Мы находили общий язык по ряду важных для столицы проектов. И когда у наших партнеров «в хате» что-то не так, нас это тоже расстраивает. Но, уверен, что этот конфликт возник не сегодня. И он еще раз напоминает о приближении выборов.

В нашей фракции, слава Богу, разногласий нет. Вместе с мэром нас 53, и мы демонстрируем свою монолитность.

– А в кулуарах Киеврады говорят, что во фракции несколько групп влияния и именно сейчас идет их переформатирование. К тому же уже начинают вспоминать, кто «УДАР», а кто «Солидарность».

– Вы знаете, такие разговоры и слухи ходят с самого первого дня, когда мы зашли в VII созыве, то есть в 2014 году, в Киевраду и сформировали общую фракцию. И все эти четыре года «пророки» пугали расколом на две (или даже больше) фракции. Но как видите, этого не произошло.

– Вы все время говорите о выборах, и я не поверю, что этот процесс не коснулся вашей фракции. Говорят, что приблизительно треть депутатов планирует пройти в парламент.

– Я считаю такие желания благородными. Политики должны расти. Но это никак не отразится на работе фракции. Я желаю пройти всем, кто хочет. А на их место, согласно закону, зайдут следующие по списку.

– В этой каденции стало правилом растягивать сессию на несколько дней. И это не может не раздражать киевлян. Складывается ощущение, что с решениями умышленно затягивают, чтобы не брать ответственность на себя.

– Я не завидую, если честно, нашему секретарю Киеврады, который демонстрирует просто чудеса дипломатии и политического балансирования. Но вопрос в том, что в Киевраде чаще больше политики, чем хозяйственных вопросов. Я, правда, не из тех, кто считает Киевраду сугубо хозяйственным органом. Мы представляем интересы киевлян, которые могут быть в том числе и политическими. Главное соблюдать баланс – и покричать, и попиариться, но и решать важные для киевлян вопросы. Но у меня такое впечатление, что некоторые наши коллеги иногда путают трибуну горрады с трибуной Верховной Рады. Особенно когда речь идет о «вопросах», на которые Киеврада никак не влияет – отставка правительства, выборы судей, внесение изменений в Конституцию и т. д. А в это время действительно важные вопросы, связанные со школами, больницами и соцобеспечением, «провисают». Опять же, чем ближе выборы, тем больше популистских проектов будет внесено в сессионный зал. И это деструктив.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

– Какие проекты в новом политическом сезоне собирается предлагать ваша фракция?

– Из наших инициатив, например, проект о запрете пива и алкоголя во всех торговых точках с 23:00 до 10:00. Еще один важный проект – о перечне улиц, на которых ограничение скорости будет выше чем 50 км/час. И ряд других.

– Что, опять? Каждый сентябрь мы голосуем за запрет алкоголя?

– Мы вынуждены опять заниматься этим решением, поскольку предыдущее решение отменил суд. Но тогда у нас фактически не было правовых оснований. Сейчас законом определено, что мы имеем право это делать, и мы, конечно же, этим правом воспользуемся. Большинство киевлян, как мы можем судить по отзывам наших избирателей, его поддерживает. В подобных вопросах всегда сталкиваются два интереса – общины Киева, и нас как представительского органа, с одной стороны, а с другой – интересы бизнеса, который на этом зарабатывает. Но мы свою позицию как фракции давно задекларировали. Алкоголь – не продукт первой необходимости. А если кому-то очень хочется, никто не запрещает покупать заранее или пойти ночью в кафе или ресторан.

– На любое действие всегда есть противодействие – начнут продавать из-под полы, и не только пиво.

– Я согласен. Как-то в МАФе на своем округе я решил проверить, продадут ли. И попросил водку. Мне тут же ее выдали, я сделал видео. Понятно, что те, кто захотят нарушить запрет, найдут для этого возможность. Но решение должно быть, подобные успешно действуют в других городах. И никто особо не возмущается.

– Как вы оцениваете инвестиционный климат в столице? Куда хотят вкладывать инвесторы?

– За последние 25 лет вложили 23 млрд долларов. А в прошлом году освоено 136 млрд грн инвестиций. Среди них большая часть так называемых зеленых инвестиций, в частности на Бортническую станцию аэрации. Модернизация вагонов метрополитена – тоже инвестиции. Кроме того, Киеврада в 2016 году приняла новое решение об уплате паевого участия, что позволило поднять в рейтинге Doing Business Киев и Украину. Одним из мощных инвестпроектов мог бы стать Гидропарк. Там требуются инвестиции только на установку аттракционов в размере 400 млн грн. Сейчас идет процесс оформления соответствующей документации, ведь Гидропарк отнесен к природно-заповедному фонду, там существует масса ограничений. Но интерес к этому объекту стали больше проявлять и инвесторы, и киевляне, после того как в прошлом году там провели благоустройство, потратив 14 млн грн из бюджета.

– Почему опять затормозилось строительство метро на Виноградарь? Соцсети аж захлебнулись, обсуждая этот вопрос.

– В любом случае этот проект будет продолжаться. Хотя бы по той причине, что иначе государство не спишет городу 2,5-миллиардный долг. В соответствии с договоренностями, мы из нашего бюджета вкладываем в строительство метро на Виноградарь, а государство уменьшает наш долг как раз на эту сумму. Таким образом, город в двойной выгоде – и метро строит, и долг уменьшает. Точно так же с Подольско-Воскресенским мостом. В прошлом году на него было потрачено 1,1 млрд грн, и как раз на эту сумму наш долг перед государством уменьшился. В этом году предусматривается потратить еще 1 млрд грн. Очень надеюсь, что через несколько лет новый мост будет введен в эксплуатацию.

– Не связана ли приостановка строительства метро на Виноградарь с долгами метрополитена перед «Укррослизингом»?

– Нет, по «Укррослизингу» еще ни одной копейки в бюджете на это не предусмотрено на сегодняшний день.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

– То есть за все эти три года ничего не отдавали?

– Я имею в виду то, что в бюджете на эти потребности ничего не предусмотрено. Но так как есть решение суда, то, соответственно, счета метрополитена арестованы. И почему, собственно говоря, нам пришлось принять решение в июне-июле по «Укррослизингу», чтобы каким-то образом вступить в переговорный процесс и заключить договор о реструктуризации этого долга. Потому что арест уже накладывался на кассы метрополитена, то есть вся дневная выручка за продажу жетонов изымалась из касс. Сейчас идет переговорный процесс, который должен завершиться какими-то договоренностями о рассрочке этого большого долга. Но пока на работе метро это никак не отражается.

– А повышение тарифа на проезд не было связано с этим долгом?

– Нет. Повышение тарифа – это такое доведение до экономически обоснованного уровня.

– Там в том числе речь шла о повышении зарплаты сотрудникам, но их не подняли.

– Планируется поэтапное повышение зарплат сотрудникам «Киевпастранса» и метрополитена – до конца этого года, потом в следующем году. И в «Киевпастрансе», и в метрополитене сейчас большой недостаток кадров, большое количество вакансий, потому что многие уходят из-за низкой зарплаты. Это во-первых. Во-вторых – это вопрос безопасности, так как за что-то должен ремонтировать и подземный, и наземный транспорт. И тут такая ситуация: или повышение тарифа, или, фактически, дотация из бюджета, как было раньше. Но дотация из бюджета – это тоже деньги из карманов налогоплательщиков. Как ни крути, все равно за какую-то услугу нужно заплатить.

– Не будете ли вы пересматривать возможность снизить тарифы, ведь в бюджете есть такие траты, без которых можно было бы обойтись, например, выделение средств на установку флагштока, поездка делегации мэрии в Китай, на которую ушло 500 тысяч гривен?

– О пересмотре тарифов на проезд пока речи не идет. В бюджете не так много вещей, где можно было бы сэкономить. Да, бюджет Киева перевыполняется, в 2018 году чуть меньше, чем в 2016-2017 годы, но в любом случае это не означает, что у нас уже настал рай. Ведь еще много других сфер, нуждающихся в финансировании. А что касается флагштока, есть разные мнения. Пока его устанавливать не будут, деньги сняты с этого проекта. Но установить самый большой в Украине флаг – символ государства, разве этого плохо? Хотя в последнее время в мэрии серьезно задумываются о привлечении меценатов к этому проекту, чтобы не тратить бюджетные деньги.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

– А есть уже данные по поводу выполнения бюджета за полгода?

– За восемь месяцев этого года перевыполнение по общему фонду – 8,3%, в абсолютных цифрах это ориентировочно 1,8 млрд грн. Нас радует то, что начиная с 2015 года бюджет Киева демонстрирует постоянный рост и перевыполнение. При этом у нас всегда реалистичный бюджет, то есть мы не раздуваем цифры.

– Но если сравнить 2016-й и 2017 год, разница в бюджете 10 млрд грн.

– Да, это и есть тот рост, о котором я говорил. В 2014-2015 годах были внесены важные изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы, которые позволили по-другому рассчитывать некоторые виды налогов и оплачивать их. Но сразу предусмотреть, как сработает та или иная норма кодекса, было сложно. Тем не менее это сработало. Например, такое нововвведение, как 10% налога на прибыль предприятия, которые были введены как раз в 2015 году, хорошо сказалось на наполняемости киевской казны. Это же касается единого налога, акцизного сбора и т. д. Также сейчас неплохо поступают платежи от аренды земли и земельного налога.

Единственное, что мы в свое время ввели норму для предприятий, юридических и физических лиц, не оформивших земельный участок, – 3% земельного налога вместо 1%, как для тех, кто оформил, чтобы стимулировать их все-таки оформлять землю. Как и в случае с алкоголем, не всех это устроило. Были судебные процессы, суд отменил эти нормы. Теперь если мы снова вернемся к 1% земельного налога на неоформленный участок, то и поступления в бюджет от платы за землю уменьшатся. Но, надеюсь, на ближайшей сессии будет принято новое решение о местных налогах и сборах, которое урегулирует это вопрос.

– А вот, например, от парковок мизерные поступления в бюджет. А ведь еще в 2015 году было решение, которое вы лично инициировали.

– Да, было такое. Но сейчас мы все-таки ждем, когда вступит в силу Закон о парковке. И мы верим, что он позволит нам наполнять довольно неплохо столичную казну.

– А может, наоборот, будут много машин во дворах ставить?

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

– По моему мнению, парковка – это в первую очередь вопрос культуры. Потому что у нас почему-то считается: у меня есть машина, есть деньги на ее содержание, на топливо, но почему-то заплатить за парковку две-три гривни невозможно.

– А если посмотреть на парковку возле БЦ «Гулливер», которая очень дорогая. Разве есть возможность у рядового менеджера, у которого имеется недорогая машина, ставить ее на парковку каждый рабочий день. Я не говорю о владельцах дорогих авто. Поэтому с кем-то договариваются подешевле или ставят по дворам.

– И все-таки это больше вопрос культуры парковки и вопрос организации самого парковочного процесса. То есть если в городе Киеве не останется бесплатных парковочных мест, то, соответственно, все начнут понемногу платить. И главное тут не перегнуть палку. То есть человек не должен ощущать дискомфорта, что он должен сразу много платить. Но приучиться платить за парковку, хотя бы небольшую сумму, нужно. Но поступления от парковки никогда не будут основой формирования бюджета. В среднем поступления в казну в этой сфере были до 30 млн грн в год при 30-миллиардном бюджете.

– Это потому что 1% шел в бюджет, а остальное по карманам.

– Да, в бюджет есть поступления от парковочного сбора, есть та ставка, которую устанавливает Киеврада, и именно она, независимо от дохода с парковочного места, должна идти в бюджет. Безусловно, эти ставки будут пересматриваться, но на самом деле, только когда заработает закон и когда будет контроль. Когда водитель поймет, что он не может не заплатить, а как раз на это закон и направлен, это и эвакуация, и блокировка колес, то тогда уже можно будет с этим работать.

– А на коллектор и ливнестоки деньги будут выделены?

– В прошлом году была запущена вторая канализационная ветка коллектора. Мы, считай, предотвратили экологическую катастрофу, потому что первая ветка была в таком аварийном состоянии долгие годы, что если бы что-то прорвало, то все бы пошло в Днепр и разнеслось по всей Украине, и я считаю, что в этом тоже есть заслуга городской власти.

По поводу ливнестоков и всего остального: нужно признать, что они тоже не в лучшем состоянии. Поэтому сейчас вместе с капремонтом основных магистралей обязательно закладываем в смету или ремонт, или полную замену, или модернизацию этих сточных сетей.

– Какие еще городские тарифы могут повыситься? Например, что будет с тарифом на тепло, учитывая всю ситуацию?

– Этот вопрос больше к НКРЭКУ. На самом деле у города не так много тарифов, которые можно повышать. Город влияет на транспортные тарифы, тарифы на обслуживание домов и придомовой территории. Большинство остальных расценок относятся к полномочиям регуляторов. «Киевэнерго», «Киевводоканал» и т. д. устанавливают свои тарифы.

– Периодически в прессе возникают скандалы по поводу премий чиновникам Киева. Каким образом они устанавливаются? Влияет ли ваша комиссия на это?

– Фактически это полномочия главного распорядителя денег. Но, конечно, при формировании бюджета мы внимательно смотрим в том числе и на такие моменты. Увеличиваются ли расходы на госуправление, потому что как раз в статье «государственное управление» закладываются зарплаты чиновникам, но тут нужно, как по мне, смотреть немного глубже. Если мы хотим победить коррупцию в чиновнической сфере, то есть два пути – это стимуляция и контроль. Стимулировать, чтобы чиновнику было выгодно работать за эти деньги, и контролировать, чтобы ему было невыгодно совершать коррупционные действия. Тот самый классический кнут и пряник. Поэтому зарплаты, о которых вы иногда слышите, рассчитываются согласно Трудовому кодексу. И зарплата чиновника состоит из разных частей – должностной оклад и разные надбавки: за выслугу лет, за ранг, за особые условия труда, за научную степень. Часто большая сумма выходит в оплате труда за август, когда начисляются отпускные. Я вообще считаю: если мы будем экономить на зарплатах чиновников, то никогда не привлечем высококвалифицированных менеджеров к управлению городом. Они уйдут в бизнес, уедут за границу, будут искать возможность себя поддержать.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

– Хочу еще спросить о Почтовой площади. Тут вопрос к вам не только как к главе бюджетной комиссии, а как к политику, главе фракции. Какие все-таки перспективы у Почтовой площади? Готов ли город компенсировать затраты инвестору? В какую сумму это может вылиться? Какие есть варианты развития событий? И почему вообще нужно что-то компенсировать?

– А потому что там были прямые затраты, около 200 млн грн. То есть если мы сейчас, условно говоря, разрываем договор, то будет, безусловно, судебный процесс, и у инвестора большие шансы его выиграть. Есть понятие утраченной выгоды. По нашим расчетам, если договор будет расторгнут, город будет вынужден выплатить до миллиарда гривен инвестору. Поэтому мы с большой осторожностью относимся к таким вещам. На Почтовой очень много политики. Для нас главное, чтобы был создан музей и все найденные артефакты были сохранены.

– Я от ваших коллег слышала идею перенести все в Гостиный двор. Какая тогда может быть аутентичность, если его перенесут? Все может пострадать по дороге.

– О Гостином дворе вспоминали в том смысле, чтобы перенести туда музей Киева. Кстати, Гостиный двор, его нынешний вид – пример того, что бывает, когда политики больше, чем здравого смысла. И нам бы очень не хотелось, чтобы Почтовая площадь превратилась в такой же объект-долгострой, который будет стоять, рассыпаться, а Киеврада будет судиться с инвестором и вытягивать из кармана киевлян деньги, чтобы компенсировать затраты инвестору. А ведь многие хотят просто наказать инвестора, не думая о последствиях.

– Насчет Гостиного двора, раз мы его уже вспомнили, там было уже столько решений, от частника государству отдали, город себе хотел забрать на баланс.

– Мы обратились в Кабинет министров и в Верховную Раду с просьбой подумать о передаче нам ряда объектов, которые в собственности государства, в том числе и Гостиного двора, поскольку показали, что можем быть эффективными собственниками на, казалось бы, уже потерянных для общества объектах. Живой пример тому – возрожденный велотрек.

Великий Київ у Google News

підписатися