Утраченный Киев: старые и новые виды

Автор: Тетяна Ніжинська
14:05 29.05.2019

Недалеко от редакции «Большого Киева» находится интересный дом – бывший особняк Терещенко. Этот памятник архитектуры привлекает внимание сразу по двум…
Читать дальше

Утраченный Киев: старые и новые виды Фото: Особняк Терещенко, бульвар Т. Шевченко, 34
Світлодіодне освітлення

Недалеко от редакции «Большого Киева» находится интересный дом – бывший особняк Терещенко. Этот памятник архитектуры привлекает внимание сразу по двум причинам. Во-первых, он находится в ужасном состоянии, хотя следы былой роскоши еще видны. Во-вторых, его непосредственным соседом стал современный и роскошный отель Hilton Kyiv. Этот странный союз прошлого и настоящего наталкивает на размышления о том, каким был Киев и каким мы его больше никогда не увидим.

Майдан Незалежности

Здание Киевской городской думы
Здание Киевской городской думы

 В 1876 году началось строительство здания Киевской городской думы, а уже в 1878 году депутаты сменили адрес и переехали из дома на Контрактовой в новое здание на площади, которая с этого момента стала называться Думской. В те годы здание представляло собой двухэтажную постройку с высоким шпилем в центре. Интересно, что на шпиле возвышалась фигура защитника города – архангела Михаила.

Майдан Незалежности
Майдан Незалежности

Построенное с размахом новое обиталище для чиновников оказалось им велико, поэтому в нем размещались разные учреждения, например, легендарная художественная школа Н. Мурашко. Кроме того, был здесь и пункт ночного дежурства врачей, который по некоторым сведениям стал первым в Европе заведением подобного рода. Но аппетиты чиновников росли и уже в 1900 году некогда большое здание стало тесным, поэтому к боковым его частям аккуратно пристроили третий этаж.  

После революции в здании Киевской городской думы разместился комитет Коммунистической партии. А 1 ноября 1941 года в центре города бушевал страшный пожар, который сильно повредил здание. В послевоенные годы власти посчитали нецелесообразным восстанавливать центр Киева, поэтому многие постройки были снесены, а на их месте возведены новые – так окончательно исчезла Киевская городская дума.

Днепр

Николаевский цепной мост
Николаевский цепной мост

Вторая мировая война стерла с карты Киева и еще один объект – Мост имени Евгении Бош. История этого моста, а точнее места, на котором он был возведен, преисполнена потерями. Еще до революционных событий правый и левый берега Днепра соединял Николаевский цепной мост. Это был первый мост, которым обзавелась украинская столица, и надо сказать, что масштаб проекта впечатлял. Конструкции моста были сделаны в Великобритании, затем морем отправлены в Одессу, а оттуда уже по суше  доставлены в Киев. В 1853 году строительство одного из самых больших мостов в Европе завершилось. В 1912 году, после реконструкции, по Николаевскому мосту поехали киевские трамваи на бензиновых двигателях, но радоваться киевлянам оставалось недолго. В 1920 году мост был взорван.

Мост Евгении Бош
Мост им. Евгении Бош

Практически сразу же, в 1921 году, возникла необходимость восстановить соединение между берегами Днепра, и проект получил тогда еще довольно молодой Евгений Патон. Для инженера Мост им. Евгении Бош стал вторым в жизни, а для Киева – первым в длинном списке мостов Патона. Цепную конструкцию заменили на балочную, а высоту моста увеличили больше чем на четыре метра. Заказывать металлические конструкции в Великобритании не стали, а изготовили своими силами в рекордные сроки.

Вид на Днепр
Вид на Днепр

Уже в 1925 году строительство было окончено, а  мост получил название в честь революционерки Евгении Бош. Интересно, что до торжественного открытия моста женщина не дожила буквально четыре месяца. Евгения Бош предпочла покончить жизнь самоубийством, не выдержав сильно мучившей ее болезни. Что же касается моста, то его взорвали в 1941 году, а в 1950-х были уничтожены еще виднеющиеся опоры, которые мешали при строительстве моста Метро.

Улица Городецкого

 Конный цирк П. С. Крутикова
Конный цирк П. С. Крутикова

Киеву всегда было чем похвастаться, не только один из самых больших мостов в Европе, но и один из крупнейших цирков были достоянием дореволюционного города. История создания Гиппо-Паласа типична для Киева, ведь многие грандиозные здания возводились на частные средства.

В конце XIX столетия члены Городской думы озаботились вопросом строительства цирка и решили выделить 60 тыс. рублей, но даже с учетом ничтожности суммы вопрос затягивался. Киевлянин Петр Крутиков, который обожал лошадей, не дожидаясь решения  властей, купил участок на Николаевской улице (ул. Архитектора Городецкого) и только за землю выложил 100 тысяч.

Кинотеатр «Украина»
Кинотеатр «Украина»

Но это было лишь начало великих трат – строительство Конного цирка по проекту архитектора Э. Ф. Брадтмана обошлось еще в 325 тыс. рублей и окончательно разорило Крутикова. Но надо признать, что цирк оказался уникальным – надежные железобетонные конструкции, стеклянный купол, паровое отопление, электрическое освещение, две арены и зал на две тысячи мест. В 1903 году состоялось торжественное открытие Гиппо-Паласа.

Праздники, правда, продолжались недолго – уже в 1918 году в здании цирка состоялось историческое собрание, на котором гетманом Украины был избран Павел Скоропадский. Затем здание было национализировано большевиками, а в 1941 году – взорвано. В 1964 году на его месте построили кинотеатр «Украина».

Дом Гинзбурга
Дом Гинзбурга

Цирк Крутикова располагался по адресу улица Николаевская, 7, а под номером 9 был «Киевский Париж» – дом Гинзбурга. Соавтором проекта самого высокого дома Киева стал все тот же архитектор Э. Ф.  Брадтман.

Строительство завершилось в 1901 году. Фасад здания украшали многочисленные балконы, а на крыше располагались пять башенок, но каким бы впечатляющим ни был экстерьер здания, главное было все же внутри. Мраморная лестница, лепнина и росписи, лифт стоимостью в 11,5 тыс. рублей – все это делало доходный дом действительно роскошным жильем.

Интересно, что уже в 1910 году дом Гинзбурга потерял статус самого высокого дома Киева – его затмил 12-этажный небоскреб Гинзбурга (улица Институтская), который стал первым в истории империи подобным зданием.

Улица Городецкого
Улица Городецкого

Тем не менее, проиграв схватку по высоте, дом Гинзбурга выиграл во времени. Дело в том, что в 1941 году здание на Николаевской улице сильно пострадало от взрывов, но все же сохранилось, в уменьшенном виде оно существует и на сегодняшний день. А вот небоскреб остался только на редких снимках, теперь на его месте находится гостиница «Украина».

Список утраченных объектов архитектуры Киева можно продолжать. Достаточно вспомнить легендарный Сенной рынок, Караваевы бани, дом Алешина, и становится понятно, что город неумолимо меняет свое лицо. Это, наверное, естественный процесс, но одно дело, когда горожане добровольно отказываются от надоевших и устаревших домов, а другое, когда красивейшие здание стирают с лица города взрывы, пожары и войны.

Великий Київ у Google News

підписатися