За долгую историю своего существования Киев переживал несколько строительных бумов. Благодаря меценатам и промышленникам киевские архитекторы имели возможности воплотить в жизнь масштабные проекты, которые впечатляют и сейчас. Но в истории города были и разрушения, которые уничтожили многие уникальные здания. Так что же осталось от наследия Эдуарда-Фридриха Брадтмана?
Творческий тандем
Первое значительное событие в карьере архитектора Эдуарда-Фердинанда Брадтмана связанно с именами Владислава Городецкого и Георгия Шлейфера. В 1895 году Киев переживал очередной строительный пик, огромная усадьба Фридриха Меринга должна была превратиться по проекту в плотно застроенные кварталы. Сейчас это центр украинской столицы (улицы Крещатик, Банковая, Лютеранская, Институтская), а тогда пространство представляло собой лакомый кусок для амбициозных архитекторов.
Конкурс выиграли сразу несколько зодчих, в том числе Владислав Городецкий и Горгий Шлейфер. Но Шлейфер предпочел только разработать проект будущей застройки, а курировать строительство и вносить серьезные изменения в существующий план должен был именно Эдуард Брадтман.
Тандем Шлейфер-Брадтман подарил Киеву знаменитый театр Соловцова, теперь Национальный академический театр им. И. Франко. Кстати, интересно, что не обошлось в проекте и без В. Городецкого, который принял участие в отделке сцены и зрительного зала.
Но большая часть невероятных зданий соавторства Шлейфера-Брадтмана не сохранилась. Красивейшая и шикарная гостиница «Континенталь» была построена в 1897 году, и сейчас располагалась бы в самом центре города – на Майдане. Тогда она пользовалась популярностью и по ценам могла сравниться с лучшими отелями Европы – 15 рублей в сутки, это были приличные деньги.
За свою недолгую историю «Континенталь» видела многих знаменитостей, в ней останавливался Федор Шаляпин, Всеволод Мейерхольд, Осип Мандельштам и многие другие. В революционные годы гостиница ненадолго, с 1918 по 1919 годы, стала приютом для общества «ХЛАМ» (художники, литераторы, артисты, музыканты).
Но в 1941 году Крещатик сильно пострадал в пожаре, здание гостиницы не удалось спасти. После окончания войны из эвакуации вернулась консерватория. Именно музыкантам и передали часть гостиницы «Континенталь», которая теперь скрыта под зданием Киевской консерватории на Майдане Незалежности.
Прогуливаясь по улице Архитектора Городецкого, вы можете не заменить дом № 9, но в свое время это было впечатляющее зрелище. Дом Гинзбурга был построен в 1901 году по проекту того же Георгия Шлейфера и курировал строительство Эдуард-Фердинанд Брадтман.
Надо сказать, что одно из грандиознейших зданий того времени стоило Брадтману усилий, ведь кроме архитектурных изысков в нем было много новинок. Мраморная лепнина на потолке – сложные элементы, но более-менее понятные. А вот обустройство первого в Киеве лифта с моторным отделением в подвале – действительно впечатляет. Дом Гинзбурга был задуман и как торговый, и как жилой. Для элитных жильцов на верхних этажах были обустроены большие квартиры (9 или 11 комнат) с собственной кухней, и квартиры поменьше – две-три комнаты.
Пожар 1941 года не разрушил здание полностью, но нанес серьезный ущерб, поэтому сегодня дом № 9 – лишь тень былой славы и красоты: нет больше башенок на крыше, скульптур античных богов. Дом стал гораздо меньше, чем был и приобрел много новых, несоответствующих замыслу, элементов.
Свободное плаванье
Постепенно Эдуард-Фридрих Братдман начинает реализовывать собственные проекты, среди которых невозможно не вспомнить Конный цирк П. С. Крутикова, 1903 год.
Стоимость одного из крупнейших цирков в Европе обошлась любителю лошадей Крутикову в невероятную сумму в 325 тыс. рублей и практически обанкротила его. Но у Брадтмана появилась возможность реализовать смелые фантазии.
Во-первых, архитектор обратился к новому направлению – модерн и использовал дорогой тогда бетон. Практически все в цирке было выполнено из бетона и железа, что сказывалась и на смете, и на результате.
Во-вторых, Брадтман подошел к вопросу с размахом и построил единственный в Европе двухэтажный цирк. Одной арены показалось мало и была построена дополнительная – для репетиций. Гиппо-Палас имел самый большой в Киеве зрительный зал на две тысячи мест, который можно было превратить из циркового в концертный.
В-третьих, архитектор сделал цирк максимально комфортным. Все, от электрического освещения и парового отопления до просторного фойе и первого в Киеве гардероба, должно было сделать посещение цирка действительно увлекательным и приятным.
Располагался Гиппо-Палас рядом с домом Гинзбурга. В 1941 году он был уничтожен, подрывники НКВД заложили в подвал цирка мины.
Чуть менее трагично сложилась история других зданий Эдуарда Брадтмана. Наверное, самым лучшим состоянием на сегодняшний момент, может похвастаться легендарный дом плачущей вдовы по улице Лютеранской.
Вокруг этого дома ходит огромное количество слухов и легенд и все благодаря маскарону на фасаде. Выражение лица женщины на фасаде здания многим кажется печальным и никого не оставляет равнодушным. Согласно слухам, авторство маскарон приписывают и В. Городецкому, и М. Врубелю.
Но доподлинно известно, что дом выполнен по проекту именно Брадтмана на заказ купца Сергея Аршавского. Модерное, видимо, слишком масштабное здание с кухней, буфетом, прачечной и холодильной камерой, разорило Аршавского. Поэтому купец продал дом семье Апштейн, именно смерть Товия Апштейна и стала толчком к возникновению легенды о безутешной вдове. Но на деле мистических трагедий не происходило, а отдаленность от Крещатика спасла дом от пожара.
От пожара, правда, значительно более позднего, пострадало другое детище Брадтмана – Кружевной дом. Свое название он получил из-за отделки фасада, количеством ажурных элементов, напоминающей кружева. Дом расположен по адресу ул. Б. Хмельницкого, 10 – буквально в ста метрах от Крещатика. Но этого расстояния хватило, чтобы дом пережил пожар 1941 года, а вот в 2015 году случилась трагедия. Последствия нового пожара пока не ликвидированы, и дом с двором-колодцем требует реставрации, которая оценивается больше чем в 10 млн грн.
В Киеве сохранились еще насколько зданий авторства Эдуарда-Фридриха Брадтмана, но их состояние не всегда идеально, и, к сожалению, это не самые яркие работы архитектора. Пожар 1941 года уничтожил много уникальных зданий и навсегда изменил лицо украинской столицы.