Киевлянину, изобретателю вертолета Игорю Сикорскому исполняется 130 лет. Рисунки да Винчи, фантастические романы и счастливый билет на концерт стали частицами одного пути. Трудного, иногда фанатичного, полного взлетов и падений в прямом и переносном смысле. Какое оно, движение к мечте и успеху в истории Игоря Сикорского?
Где появляется мечта
Если бы дом по улице Ярославов Вал, 15б не был в таком плачевном состоянии, то сегодня, 6 июня, там был бы праздник. Ровно 120 лет назад здесь родился пятый ребенок в семье Сикорских – мальчик Игорь. Отец – Иван Сикорский – профессор, врач, специалист по детской психиатрии. Семья разместилась в дворовом трехэтажном флигеле. Мама Игоря – Зинаида Темрюк-Черкасова привила мальчику любовь к музыке, познакомила его с романами Жюля Верна, показала ему рисунки летательных аппаратов Леонардо да Винчи. В одном из романов детского писателя была воздушная машина, которая взлетала по принципу вертолета. Так Игорь навсегда увлекся техникой.
В поисках своего призвания мальчишка мечется по учебным учреждениям: поступает в самую престижную в Киеве Первую гимназию, потом в Морской кадетский конкурс в Петербурге, далее едет во Францию в техническую школу Дювиньо де Ланно. В одиннадцать лет, по признанию самого Игоря Сикорского, ему приснился сон: будто он идет по кораблю, пол которого не качается от волн, а почему-то вибрирует. Еще в период кадетства Игорь увидел в газете изображение пилота и самолета. Тогда это были не сегодняшние внушительные конструкции, кабин не было, кресло пилота находилось в открытом воздухе. Посещая техническую школу во Франции, парень почти каждый день ходит на аэродромы и наблюдает взлеты. Там он изучает эксплуатацию летательных аппаратов и моторов.
В 1907 году Сикорский возвращается домой и поступает на механическое отделение КПИ. В университете уже действует воздухоплавательная секция. Через два года она перерастет в Киевское общество воздухоплавания — один из сильнейших центров авиастроения в Российской империи. Киевляне, увлеченные небом, такие как Федор и Михаил, князь Александр Кудашев (двоюродный брат философа Бердяева) не жалеют сил и денег для создания аппарата, который поднимет человека в небо. За два дня до дня рождения Игоря Сикорского в 1910 году впервые в империи с Сырецкого аэродрома поднимается в воздух аэроплан собственной конструкции «Кудашев-1». В этой среде растет и развивается Сикорский.
Непроторенный путь
Будущий конструктор понимает, что строительство самолетов слишком популярно, и решает заняться созданием более экзотической техники – машины, которая будет взлетать с места. В 1908 году в своем саду за тем самым флигелем, на краю Афанасьевского яра, по которому теперь пролегает улица Гончара, студент оборудовал мастерскую и построил свой первый геликоптер. Здесь же проходили первые испытания. Сначала С-1, который не смог подняться в воздух, потом С-2, который хоть и поднялся, но взять груз не сумел. Все это время начинающего конструктора поддерживал отец и сестра: они финансировали его поездки во Францию, где он встречался с пилотами и заказывал детали для своего летательного аппарата.
Не видя возможности улучшить результат, Игорь оставляет идею строительства геликоптера и переключается на разработку самолета. Его сооружает вместе со своими однокурсниками, которые в будущем составят конструкторское ядро. Уже на второй совместной модели, в июне 1910 года, Сикорский третьим в Российской империи поднялся в воздух. Однако самолет мог летать только по прямой.
Разработки продолжаются, Игорь фактически забросил обучение в политехе, зато сдал экзамен на звание пилота. Позже конструктор напишет: «… Первым строителям приходилось и создавать аппарат, и одновременно учиться летать на нем, и, наконец, изучать воздух». Испытания и неудачи давали бесценный опыт, ведь конструкторы, по мнению Сикорского, не копировали природу, не повторяли в металле и дереве уже существующее решение, а создавали нечто абсолютно новое. Не потому ли Игорь Сикорский впоследствии сам всегда испытывал свои машины, и, к слову, даже если они заканчивались падением, то несчастным случаем — никогда.
«Радостное чувство пришлось испытать мне, когда мой аппарат в первый раз вылетел с аэродрома. Приятно было видеть под крыльями машины не ровную площадку поля, по которой можно было с таким же успехом катиться на колесах, а небольшие овраги и болота, по которым двигаться было бы нельзя, а можно было только пролетать над ними по воздуху», – написал Сикорский в своей книге «Воздушный путь».
Правда, этот аппарат разбился, как выяснилось гораздо позже, вследствие попадания в воздушную яму.
Самолет с удобствами
После удачного участия в Московской выставке Игорь Сикорский получает должность главного конструктора и организатора Санкт-Петербургского авиационного отделения завода РБВЗ. Его самолет С-6Б превзошел иностранные марки и был принят на вооружение. Но Сикорский, как и его любимый писатель, — фантазер и мечтатель. Он не может просто идти хоть и по-новому, но многолюдному пути. Конструктор решает разрабатывать первый в мире тяжелый четырехмоторный самолет. Специалисты относились к этому скептически, но Федор Терещенко, также увлеченный авиацией, финансирует проект. И самолет полетел… с первой в мире закрытой пассажирской кабиной. Это был «Русский витязь». На основе этого опыта Сикорский разрабатывает следующую машину – «Илья Муромец».
В июне 1914 года Сикорский с тремя членами экипажа совершил на «Илье Муромце» полет Петербург-Киев-Петербург с одной посадкой для дозаправки. Это был рекорд грузоподъемности, высоты – 2000 метров, времени пути – 6 часов 33 минуты и числа пассажиров (аж 10 человек!). В связи с последним самолет был устроен с удобствами для пассажиров: кроме кабины для пилотов там была гостиная с плетеной мебелью, спальня и даже туалет.
Кроме того, чтобы разбавить скуку путешествия, пассажиры могли выйти на корпус самолета полюбоваться видами. На самом деле – нет, сам Сикорский вышел на крыло самолета, чтобы убедиться, смогут ли пилоты заниматься ремонтом при необходимости во время полетов. Однако ветер едва не сдувал с крыла, а от высоты появилась слабость в ногах. Именно этот экземпляр был назван «Илья Муромец Киевский», а сама модель стала первым серийным многомоторным бомбардировщиком.
Счастливый билет
В 1918 году у Сикорского родилась дочь Татьяна. Жена Ольга Симковская поддержала коммунистов. Игорь же был убежденным монархистом, поэтому он разводится и через Мурманск эмигрирует во Францию. Там Сикорский получил заказ на проектирование тяжелого бомбардировщика, но вскоре после окончания войны французы аннулировали его. Конструктор отправляется в Америку.
Первое время Сикорский фактически бедствовал: зарабатывал деньги уроками математики для русских и лекциями по авиации, изучал английский язык. Вместе с группой энтузиастов на $800 основали компанию Sikorsky Aero Engineering Corp. Новый летательный аппарат был на стадии сборки, когда деньги почти закончились. В очередной раз жизнь круто развернулась благодаря любви Сикорского к музыке. Композитор и пианист Сергей Рахманинов давал концерт, конструктор купил билет, хотя у самого деньги были на исходе. После концерта Игорь пошел за кулисы поблагодарить композитора. Тот слышал о Сикорском, предложил ему чаю, разговорились. Узнав о состоянии дел, Рахманинов достал весь гонорар — $5000, внушительная сумма, и отдал их как инвестицию в предприятие. Спустя несколько лет авиаконструктор вернул деньги с процентами.
И снова предприимчивость конструктора дала о себе знать: в 1928 году он создал популярную восьмиместную амфибию, для страны, окруженной океаном, это была полезная машина. Ну, а что же детские мечты, идеи Леонардо да Винчи и юношеские попытки создать машину, которая взлетает с места? Третью модель после двух «киевских» конструктор поднял в воздух в 1939 году, через 31 год после первых испытаний. Такова длина пути настойчивого движения к мечте. В 1941 году руководство ВВС США поддержало серийную разработку геликоптера и выделило $3 млн.
В США Сикорский женился повторно и стал отцом четырех сыновей, его дочь Татьяну в США вывезли сестры конструктора. Умер Игорь Сикорский в 1972 году. Его компания Sikorsky Aircraft существует и поныне в составе американской военно-промышленной корпорации Lockheed Martin.
Сотни лет и тысячи изобретателей
В своей книге Игорь Сикорский писал, что каждому изобретению свое время и это результат труда сотен, а то и тысяч людей. Леонардо да Винчи мог задумать летательный аппарат, но не мог реализовать, поскольку нужен был технический прогресс и создание новых материалов.
«Стальная проволока огромной прочности выделывалась для музыкальных инструментов. Когда я строил свои первые аэропланы, проволока для них покупалась в виде фортепьянных струн. Самая же главная часть — бензиновый двигатель, в том виде, в каком он оказался пригодным для летательных машин, был результатом работы многих сотен, если не тысяч отдельных изобретателей, как наиболее образованных инженеров, так и простых рабочих, трудившихся над ним, вносивших одно за другим изменения и улучшения, устранявших мало-помалу его недостатки, вначале очень серьезные. Моторы такого рода были сперва созданы, чтобы двигать станки и машины на небольших фабриках», – писал конструктор.
В Киеве на улице Ярославов Вал разваливается дом, где зарождались мечты мальчика о геликоптере. Зато на территории Политехнического университета стоит памятник конструктору с шляпой в руках. Шляпа имела собственное имя – Федора – и считалась счастливой: каждое испытание Игорь Сикорский проводил в ней и все они обошлись без потери человеческих жизней, хотя ситуации бывали очень опасные. Будет ли у нас когда-либо настоящий музей Сикорского – вопрос риторический.