Все чаще в Киеве наблюдается повышенная концентрация вредных веществ. Из-за этого над городом стоит смог. Стоит ли беспокоится о здоровье, и как бороться с киевским “туманом”, рассказывает “Большой Киев”.
Есть ли причины для паники
Как объяснили в КГГА, январский смог вызван резким увеличением количества транспорта после новогодних праздников и сухой безветренной погодой. По данным ЦГО им. Срезневского такая ситуация характерна больше для мест большого скопления автотранспорта, в основном в центре города. Однако, в соцсетях жители столицы выкладывали фотографии из разных районов.
Укргидрометцентр спрогнозировал осадки, снижение температуры и усиление ветра. Поэтому столичная власть пообещала, что смога в таких условиях не будет. Тем не менее в Управлении экологии и природных ресурсов КГГА посоветовали не гулять возле автомобильных магистралей, проводить влажные уборки и пить больше воды.
Ситуация со столичным воздухом действительно улучшилась, однако киевлян это не успокоило. Многие беспокоятся о своем здоровье и безопасности дальнейшего проживания в столице.
До этого критические показатели атмосферного воздуха в Киеве активно обсуждали в октябре 2019 года. Согласно мониторингу, тогда зафиксировали повышенное содержание опасных химический соединений. Эксперты объясняли смог погодными условиями: повышенной влажностью, отсутствием движения воздуха и высокой температурой. В таких условиях все выбросы, вызванные деятельностью человека, аккумулируются в воздухе. Это и привычные выхлопные газы, и характерные для осеннего периода последствия незаконного сжигания листьев.
Откуда смог?
Далеко не все понимают, что именно поведение человека часто и является одной из причин смога. Так, из года в год эксперты повторяют об опасных последствиях запрещенного сжигания листьев и мусора. При горении выделяются сажа, чадной газ и бензопирен – вещество, вызывающее онкозаболевания. Но предостережения мало влияют на привычки жителей города.
В Киеве, по оценке специалистов, и так концентрация опасных веществ постоянно превышает норму. Это вызвано большим количеством автомобильного транспорта и деятельностью промышленных предприятий: мусоросжигательного завода “Энергия”, Дарницкой ТЭЦ и другими. Часто предприятия не оборудованы современными очистительными системами, что еще больше увеличивает выбросы в атмосферный воздух.
Последствия деятельности авто – отдельная проблема для Киева. По словам руководителя Госпродпотребслужбы Олега Рубана, доля автотранспорта в загрязнении столичного воздуха – около 80%. По данным европейских экспертов на автомобильный транспорт приходиться треть всех вредных выбросов.
Такая статистика совсем не характерна для стран ЕС. Там гораздо меньше старых машин и постоянные техосмотры, не позволяющие ездить по городу автомобилям, превышающим допустимый уровень выбросов. Поскольку в Украину в определенный момент увеличился импорт “евроблях”, старых авто, не соответствующих европейским стандартам, стало критически много.
Согласно Соглашению про ассоциацию с Евросоюзом, Украина обязана была внедрить техническую проверку по международным стандартам до конца прошлого года. Для этого даже разработали несколько законопроектов, но до их принятия дело так и не дошло.
Около двух третей вредных выбросов в атмосферу – у промышленности и энергетического комплекса. Эта часть обязательств перед ЕС цепляет интересы собственников крупных промышленных предприятий, поэтому Украина и оттягивает их выполнение.
Стоит ли киевлянам привыкать к смогу
Для наблюдения за состоянием атмосферного воздуха столичные власти будут строить систему мониторинга, таким образом имплементируя Директиву ЕС и Постановление Кабинета Министров. На 2020 год запланированы четыре поста мониторинга на левом берегу. На это выделят 40 миллионов гривен из городского бюджета.
Также, начнется строительство системы химического очищения на заводе “Энергия”. Согласно ожиданиям заместителя главы КГГА Петра Пантелеева, это снизит уровень опасных выбросов в пять раз. Первые две станции разместят в Дарницком районе. Всего проект предусматривает 27 автоматизированных пунктов комплексной оценки качества воздуха.
Способствовать позитивным изменениям должна еще новая стратегия поведения с отходами. Пантелеев обещает, что современные технологии переработки мусора позволят получать тепловую и электроэнергию.
Насколько получится киевской власти улучшить ситуацию в столице, пока неизвестно. В это время киевляне продолжают полагаться на данные ресурсов AirVisual, Windy, онлайн-карту air.kyivsmartcity.com и SaveEcoBot. Последний мониторит ещё реестр оценки влияния на окружающую среду, предоставляет данные про разрешения на выбросы вредных веществ для предприятий, спецразрешения на использование природных ресурсов, лицензии на поведение с опасными отходами и т.д.