«Киевский вокзал ожидают изменения, там наведут порядок, обновят площадь» – новостей с таким и схожими заголовками за прошлые пару недель было вдоволь. Поскольку заинтересованных сторон минимум две – городская администрация и железная дорога, успели даже напутать с проектами. Заказчик капитального ремонта Вокзальной площади – «городской» «Киевавтодор», и проект предполагает упорядочивание движения, создание пешеходной зоны у пригородного вокзала и развитие автостоянки.
В то же время от железной дороги в СМИ ушел более «радикальный» проект, где «забыли» заезд на Вокзальную площадь с улицы Льва Толстого, а общественный транспорт «подвинули» дальше от входа в вокзал.
Так или иначе, но сама идея улучшить площадь перед главными железнодорожными воротами столицы всколыхнула поток идей и предложений. Трансформация площади у вокзала – действительно общеевропейский, а теперь и общеукраинский тренд.
«Большой Киев» разобрался, что же стоит ожидать в Киеве совсем скоро, а что потребует куда больше времени и понимания более глобальных городских процессов развития.
Моделирование проектов от мэрии
Трансформация привокзалья: «Европа» приходит в Украину
Многие площади перед большими вокзалами в европейских городах лет 30-40 назад вполне напоминали украинские – много асфальта, хаотичная парковка, стихийные остановки общественного транспорта, какая-то клумба или прочая ненужная помпезность в центре – в общем, привокзалье было сложно назвать самым приятным местом в городе, скорее наоборот.
Однако сейчас картина несколько другая. Сами вокзалы уже не только лишь залы ожидания и кассы – они скорее напоминают торгово-развлекательные центры, откуда можно уехать на поезде.
Трансформация площади у вокзала – действительно общеевропейский, а теперь и общеукраинский тренд
Пассажирам представляется уйма услуг и возможностей – но есть и бесплатные места ожидания. О помпезных пустынных залах, где даже чай сложно купить, ходят разве что легенды.
Площади перед вокзалами также пережили трансформации – теперь они представляют собой транспортно-пересадочные узлы общественного транспорта с большими пешеходными пространствами, при этом максимально удобные для маломобильных групп населения, к которым относятся и люди с багажом.
Вокзалы уже не только залы ожидания и кассы – они скорее напоминают торгово-развлекательные центры, откуда можно уехать на поезде
Парковки при этом упрятаны под землю или в отдельные здания, здесь можно оставить машину на несколько дней, если уезжаешь из города, а также взять напрокат, если приехал по делам или попутешествовать. То же можно сделать и с велосипедом – либо оставить на хранение, либо взять напрокат.
В Украине темой преобразований площадей у вокзалов занялись сразу несколько городов.
Площади перед вокзалами также пережили трансформации
Львов снова в авангарде трансформаций городского пространства – здесь уже идут работы, в результатом которых будут повышение удобства для пассажиров общественного транспорта, пешеходная аллея к центральному входу, велодорожка, трамвайные платформы…
Больше года идут дискуссии вокруг реконструкции площади у вокзала в Днепре – здесь почему-то хотят отодвинуть трамваи подальше от выхода из вокзала и заставить пассажиров совершать сомнительный променад.
Первым трансформацией привокзальной площади занялся Львов
Кстати, нечто похожее есть и в выложенном в интернете эскизе для Киева – но, повторимся, в работу пойдет другой проект.
В Тернополе о привокзальной площади заговорили не так давно – но здесь почти к вокзалу уже подвели велопешеходный маршрут в центр, и в общем все должно быть довольно комплексно.
Довольно давно, хоть и не особо активно, идут дискуссии в Виннице, где уже сейчас путь от подножки троллейбуса до двери вокзала составляет порядка десяти метров. Но здесь планируют в ближайшие три-пять лет вернуть прямую линию трамвая от центра к вокзалу и, конечно, полностью перепланировать площадь.
«Вокзальная история» Киева включает многие мотивы областных центров, однако на порядок сложнее – все же и столица, и главный мегаполис, и ключевой узел железной дороги страны.
Реконцепция Киевского узла: сколько вокзалов и зачем
На сегодняшний день во многих больших городах Украины существует несколько железнодорожных вокзалов, однако пока ни в одном не налажено в полной мере их взамодействие. Во Львове постепенно повышается значение станции Подзамче, может появиться вторая пассажирская станция в Черновцах, в Харькове есть Харьков-Балашовский, где останавливается поезд Хмельницкий – Лисичанск.
В Киеве же возможностей куда больше. В последний раз крупная реконструкция вокзалов в Киеве и всего киевского железнодорожного узла была в бытность Георгия Кирпы в начале 2000-х. Строительство нового Дарницкого вокзала задумывалось как для разгрузки Центрального вокзала, так и для удобств жителей Левого берега.
В последний раз крупная реконструкция вокзалов в Киеве и всего киевского железнодорожного узла была в бытность Георгия Кирпы в начале 2000-х
Задумка запускать поезда на запад с востока Киева и наоборот была реализована, хоть и не в полной мере. Со временем появились остановки поездов дальнего следования на станциях Святошин и Выдубичи, но полноценных вокзалов там так и не появилось.
Увы, со времен смерти Георгия Кирпы в 2004 году не было полноценной дискуссии о том, как обеспечить киевлян вокзалами. На сегодня пассажирское вагонное депо расположено в центре города, что сдерживает полное внедрение концепции «поезда на запад – с восточного Дарницкого вокзала».
В Киеве давно назрела тема интеграции городской электрички и пригорода в рамках агломерации
С появлением же полноценного автовокзала на Выдубичах назрело создание там полноценной станции для поездов дальнего следования – а ведь здесь и возможно развитие Телички как делового района, прямая дорога и в аэропорт…
Также требует переосмысления городская электричка и пригородное сообщение. Давно назрела тема интеграции городской электрички и пригорода в рамках агломерации. А на Центральном вокзале это еще и вопрос использования путей – ведь сейчас по построенным как транзитные Северным путям ходят как городские и пригородные электрички, так и товарные поезда.
Ключевой вопрос комплексной реконструкции Центрального вокзала в плане общественного транспорта – это развитие трамвая
Перебросить же полностью пассажирское движение на главные пути мешает практика длительной стоянки поездов дальнего следования – как «в старину», поезда подают на посадку из депо за полчаса, в пиковое время заняты почти все пути…
Есть еще и огромный автовокзал «в яме» – пусть и частный, но создающий большой поток на пересадку, а автобусы едут в самый центр города. Здесь-то могли бы пригодиться станции на окраинах – «Дарница», «Святошин», «Выдубичи», однако только на последней есть полноценный автовокзал. В центре города такой автостанции явно не место – но ведь нужно создать альтернативу…
Общественный транспорт: вокзал для города
Ключевой вопрос комплексной реконструкции Центрального вокзала в плане общественного транспорта – это развитие трамвая. В 1980-1990-е «по-тихому» трамваи убрали с Вокзальной площади, загнав на Старовокзальную улицу. Путь с вокзала на трамваи сейчас лежит через «кишку» – одно из самых жутких мест Киева-Пассажирского. В сети много говорят, чтобы вернуть трамваи к вокзалу – однако это стоит делать, только понимая дальнейшее развитие трамвая в Киеве.
В 2000-х трамвай из магистрального превратился в подвозной вид транспорта, а на вокзале сейчас конечная скоростной линии на Борщаговку – и киевляне вынуждены здесь пересаживаться на метро, хотя этим людям вообще не нужен вокзал!
Трамвайный узел на Центральном вокзале очевидно должен быть важным звеном общегородской трамвайной концепции – как этот недооцененный вид транспорта превратить в «мини-метро».
В трамвай упирается и Дарницкий вокзал. Он не заработает в полную силу, пока к нему не будет удобного подъезда общественным транспортом и большого паркинга. Кирпа планировал трамвайно-автомобильный тоннель под путями, с подземной трамвайной станцией (с улицы Пражской на Ялтинскую).
Была концепция дотянуть зеленую линию метро до Дарницкого вокзала, однако это мало реально, да и нужен в первую очередь общественный транспорт по Левому берегу – реновация существующей трамвайной линии Троещина – Дарница – Позняки с упомянутым тоннелем…
Помимо трамвая, на Центральном вокзале нужно обеспечить удобную пересадку для городской/пригородной электрички, развести троллейбусы и автобусы, устроить удобные зоны высадки из такси и подвозящих частных автомобилей – большую станцию «Kiss & Ride»…
Придется решить и с вторым выходом из метро – нужен ли он, появится ли в Киеве четвертая линия подземки, или это будет скоростной трамвай, как ныне делают в Европе.
Удобство для всех: об инклюзивности и мультимодальности
Вокзал – место, где значительная часть пассажиров превращается в маломобильных, когда приходится тащить огромные чемоданы.
Вокзал – место, где значительная часть пассажиров превращается в маломобильных, когда приходится тащить огромные чемоданы
Увы, Центральный вокзал Киева максимально не приспособлен для людей с багажом – уйма лестниц, неработающие лифты и работающие с перерывом на обед эскалаторы, низкие платформы – приходится карабкаться в поезд (сравните удобство посадки с высокой первой платформы и остальных).
Эскалаторы хотя бы с надземного конкорса сразу на платформы и «высокие» платформы вровень с полом вагона – самое важное, что нужно сделать, чтобы вокзал стал удобным для пассажиров.
Работающие лифты в пешеходный тоннель, круглосуточная работа эскалаторов, инклюзивность остановок общественного транспорта, расположенных максимально близко к выходам из вокзала, – само собой разумеющееся.
Наземная стоянка на площади перед вокзалом – также вчерашний день. Задел был сделан еще во времена Кирпы – со стороны улицы Толстого построен в конструкциях полуподземный паркинг на 400 машин.
Наземная стоянка на площади перед вокзалом – вчерашний день
Однако его при дивных обстоятельствах передали частной компании, которая его никак не завершит, хотя туда можно было бы убрать машины с площади. Ведь важно, чтобы можно было оставить машину на несколько дней, уезжая в командировку, или же взять машину напрокат… Среди автомобилистов тоже немало пассажиров поездов – но ныне мировая тенденция прятать машины подальше с площади.
Важно не забыть и велосипедистов – увы, железная дорога пока их упорно не замечает, тогда как город понемногу создает велоинфраструктуру.
Обыденная картина в европейских городах – огромные велопаркинги на вокзалах, однако не в формате стойки на тротуаре, а полноценных паркингов с охраной, «камер хранения». Ну и, конечно же, к вокзалу должны вести велодорожки.
Когда же мы говорим о том, чтобы привокзальная территория очистилась от стихийной торговли, мелкого криминала и просто сомнительных личностей, важно, чтобы здесь не было маргинализированных территорий.
На станции Киев-Пассажирский более чем достаточно места для создания современного вокзального района мирового уровня.
Хорошо бы интегрировать остатки улицы Вокзальной с историческими домиками у Северных платформ, «кишку» к скоростному трамваю можно было бы перестроить в современный торговый центр с выходом к площади Победы, да и вообще на станции Киев-Пассажирский более чем достаточно места для создания современного вокзального района мирового уровня.
Но это – уже задача для будущего плана развития не просто города, а городской агломерации, с прицелом на следующие 10-15 лет. И здесь необходимо заранее максимально все просчитать, продумать на уровне стратегий – и затем только стоить. Пока же ожидаем капитальный ремонт нынешней площади – но дальше должно начаться уже более стратегическое планирование.