Центральный вокзал желаний

Автор: Григорий Мельничук
12:05 27.03.2019

«Киевский вокзал ожидают изменения, там наведут порядок, обновят площадь» – новостей с таким и схожими заголовками за прошлые пару недель…
Читать дальше

Центральный вокзал желаний

«Киевский вокзал ожидают изменения, там наведут порядок, обновят площадь» – новостей с таким и схожими заголовками за прошлые пару недель было вдоволь. Поскольку заинтересованных сторон минимум две – городская администрация и железная дорога, успели даже напутать с проектами. Заказчик капитального ремонта Вокзальной площади – «городской» «Киевавтодор», и проект предполагает упорядочивание движения, создание пешеходной зоны у пригородного вокзала и развитие автостоянки.

В то же время от железной дороги в СМИ ушел более «радикальный» проект, где «забыли» заезд на Вокзальную площадь с улицы Льва Толстого, а общественный транспорт «подвинули» дальше от входа в вокзал.

Так или иначе, но сама идея улучшить площадь перед главными железнодорожными воротами столицы всколыхнула поток идей и предложений. Трансформация площади у вокзала – действительно общеевропейский, а теперь и общеукраинский тренд.

«Большой Киев» разобрался, что же стоит ожидать в Киеве совсем скоро, а что потребует куда больше времени и понимания более глобальных городских процессов развития.

жд вокзал, проект реконструкции
Проект, представленный железной дорогой
жд вокзал, проект реконструкции
Проект от городской администрации, один из вариантов

Моделирование проектов от мэрии

Трансформация привокзалья: «Европа» приходит в Украину

Многие площади перед большими вокзалами в европейских городах лет 30-40 назад вполне напоминали украинские – много асфальта, хаотичная парковка, стихийные остановки общественного транспорта, какая-то клумба или прочая ненужная помпезность в центре – в общем, привокзалье было сложно назвать самым приятным местом в городе, скорее наоборот.

Вокзал в Будапеште полвека назад:  большая транспортная площадь
Вокзал в Будапеште полвека назад: большая транспортная площадь
Вокзал в Будапеште
Вокзал в Будапеште сейчас: машин меньше, трамваи длиннее

Однако сейчас картина несколько другая. Сами вокзалы уже не только лишь залы ожидания и кассы – они скорее напоминают торгово-развлекательные центры, откуда можно уехать на поезде.

Трансформация площади у вокзала – действительно общеевропейский, а теперь и общеукраинский тренд

Пассажирам представляется уйма услуг и возможностей – но есть и бесплатные места ожидания. О помпезных пустынных залах, где даже чай сложно купить, ходят разве что легенды.

Вокзал во Вроцлаве
Вокзал во Вроцлаве до реконструкции: большая парковка
И Вроцлав после: пешеходная площадь перед вокзалом
И Вроцлав после: пешеходная площадь перед вокзалом
Вокзал «Кинг Кросс» в Лондоне: давным-давно с МАФами и базаром…
Вокзал «Кинг Кросс» в Лондоне: давным-давно с МАФами и базаром…
Вокзал «Кинг Кросс» в Лондоне
…И свободная площадь сейчас

Площади перед вокзалами также пережили трансформации – теперь они представляют собой транспортно-пересадочные узлы общественного транспорта с большими пешеходными пространствами, при этом максимально удобные для маломобильных групп населения, к которым относятся и люди с багажом.

Вокзалы уже не только залы ожидания и кассы – они скорее напоминают торгово-развлекательные центры, откуда можно уехать на поезде

Парковки при этом упрятаны под землю или в отдельные здания, здесь можно оставить машину на несколько дней, если уезжаешь из города, а также взять напрокат, если приехал по делам или попутешествовать. То же можно сделать и с велосипедом – либо оставить на хранение, либо взять напрокат.

Львовская площадь перед вокзалом до реконструкции…
Львовская площадь перед вокзалом до реконструкции…
площадь перед вокзалом во Львове
площадь перед вокзалом во Львове
И как она будет выглядеть после уже начавшегося строительства

В Украине темой преобразований площадей у вокзалов занялись сразу несколько городов.

Площади перед вокзалами также пережили трансформации 

Львов снова в авангарде трансформаций городского пространства – здесь уже идут работы, в результатом которых будут повышение удобства для пассажиров общественного транспорта, пешеходная аллея к центральному входу, велодорожка, трамвайные платформы…

Днепр, площадь у вокзала
В Днепре проект предполагает парковку у входа и удаленный трамвайный разворот

Больше года идут дискуссии вокруг реконструкции площади у вокзала в Днепре – здесь почему-то хотят отодвинуть трамваи подальше от выхода из вокзала и заставить пассажиров совершать сомнительный променад.

Первым трансформацией привокзальной площади занялся Львов

Кстати, нечто похожее есть и в выложенном в интернете эскизе для Киева – но, повторимся, в работу пойдет другой проект.

Тернополь
Тернополь
Тернопольские планы: улица-аллея к вокзалу и обновление площади

В Тернополе о привокзальной площади заговорили не так давно – но здесь почти к вокзалу уже подвели велопешеходный маршрут в центр, и в общем все должно быть довольно комплексно.

Довольно давно, хоть и не особо активно, идут дискуссии в Виннице, где уже сейчас путь от подножки троллейбуса до двери вокзала составляет порядка десяти метров. Но здесь планируют в ближайшие три-пять лет вернуть прямую линию трамвая от центра к вокзалу и, конечно, полностью перепланировать площадь.

Винница, вокзал
В Виннице планируют вернуть трамвай на проспект Коцюбинского к вокзалу…
Хмельницкий, вокзал
…А в Хмельницком устроить повышенный широкий переход от вокзала к пешеходной зоне

«Вокзальная история» Киева включает многие мотивы областных центров, однако на порядок сложнее – все же и столица, и главный мегаполис, и ключевой узел железной дороги страны.

Киев, вокзал
На Вокзальной площади в Киеве уже был трамвай

 Реконцепция Киевского узла: сколько вокзалов и зачем

На сегодняшний день во многих больших городах Украины существует несколько железнодорожных вокзалов, однако пока ни в одном не налажено в полной мере их взамодействие. Во Львове постепенно повышается значение станции Подзамче, может появиться вторая пассажирская станция в Черновцах, в Харькове есть Харьков-Балашовский, где останавливается поезд Хмельницкий – Лисичанск.

станция Дарница
Со станции Дарница уже стартуют «Интерсити» в западном направлении, но не все

В Киеве же возможностей куда больше. В последний раз крупная реконструкция вокзалов в Киеве и всего киевского железнодорожного узла была в бытность Георгия Кирпы в начале 2000-х. Строительство нового Дарницкого вокзала задумывалось как для разгрузки Центрального вокзала, так и для удобств жителей Левого берега.

В последний раз крупная реконструкция вокзалов в Киеве и всего киевского железнодорожного узла была в бытность Георгия Кирпы в начале 2000-х

Задумка запускать поезда на запад с востока Киева и наоборот была реализована, хоть и не в полной мере. Со временем появились остановки поездов дальнего следования на станциях Святошин и Выдубичи, но полноценных вокзалов там так и не появилось.

Проект Дарницкого вокзала
Проект Дарницкого вокзала

Увы, со времен смерти Георгия Кирпы в 2004 году не было полноценной дискуссии о том, как обеспечить киевлян вокзалами. На сегодня пассажирское вагонное депо расположено в центре города, что сдерживает полное внедрение концепции «поезда на запад – с восточного Дарницкого вокзала».

В Киеве давно назрела тема интеграции городской электрички и пригорода в рамках агломерации

С появлением же полноценного автовокзала на Выдубичах назрело создание там полноценной станции для поездов дальнего следования – а ведь здесь и возможно развитие Телички как делового района, прямая дорога и в аэропорт…

станция Святошин
На станции Святошин уже останавливаются поезда дальнего следования

Также требует переосмысления городская электричка и пригородное сообщение. Давно назрела тема интеграции городской электрички и пригорода в рамках агломерации. А на Центральном вокзале это еще и вопрос использования путей – ведь сейчас по построенным как транзитные Северным путям ходят как городские и пригородные электрички, так и товарные поезда.

Ключевой вопрос комплексной реконструкции Центрального вокзала в плане общественного транспорта – это развитие трамвая

Перебросить же полностью пассажирское движение на главные пути мешает практика длительной стоянки поездов дальнего следования – как «в старину», поезда подают на посадку из депо за полчаса, в пиковое время заняты почти все пути…

Тоннель Северных платформ
Тоннель Северных платформ строился для транзитного движения, но здесь обустроили платформы

Есть еще и огромный автовокзал «в яме» – пусть и частный, но создающий большой поток на пересадку, а автобусы едут в самый центр города. Здесь-то могли бы пригодиться станции на окраинах – «Дарница», «Святошин», «Выдубичи», однако только на последней есть полноценный автовокзал. В центре города такой автостанции явно не место – но ведь нужно создать альтернативу…

Общественный транспорт: вокзал для города

Ключевой вопрос комплексной реконструкции Центрального вокзала в плане общественного транспорта – это развитие трамвая. В 1980-1990-е «по-тихому» трамваи убрали с Вокзальной площади, загнав на Старовокзальную улицу. Путь с вокзала на трамваи сейчас лежит через «кишку» – одно из самых жутких мест Киева-Пассажирского. В сети много говорят, чтобы вернуть трамваи к вокзалу – однако это стоит делать, только понимая дальнейшее развитие трамвая в Киеве.

Предложения из петиции, как вернуть трамвай к Центральному вокзалу
Предложения из петиции, как вернуть трамвай к Центральному вокзалу

В 2000-х трамвай из магистрального превратился в подвозной вид транспорта, а на вокзале сейчас конечная скоростной линии на Борщаговку – и киевляне вынуждены здесь пересаживаться на метро, хотя этим людям вообще не нужен вокзал!

Трамвайный узел на Центральном вокзале очевидно должен быть важным звеном общегородской трамвайной концепции – как этот недооцененный вид транспорта превратить в «мини-метро».

В мэрии озвучивали планы продлить скоростной трамвай в центр, но пока проект приостановлен

В трамвай упирается и Дарницкий вокзал. Он не заработает в полную силу, пока к нему не будет удобного подъезда общественным транспортом и большого паркинга. Кирпа планировал трамвайно-автомобильный тоннель под путями, с подземной трамвайной станцией (с улицы Пражской на Ялтинскую).

Была концепция дотянуть зеленую линию метро до Дарницкого вокзала, однако это мало реально, да и нужен в первую очередь общественный транспорт по Левому берегу – реновация существующей трамвайной линии Троещина – Дарница – Позняки с упомянутым тоннелем…

План трамвайно-автомобильного тоннеля под Дарницким вокзалом
План трамвайно-автомобильного тоннеля под Дарницким вокзалом

Помимо трамвая, на Центральном вокзале нужно обеспечить удобную пересадку для городской/пригородной электрички, развести троллейбусы и автобусы, устроить удобные зоны высадки из такси и подвозящих частных автомобилей – большую станцию «Kiss & Ride»…

Придется решить и с вторым выходом из метро – нужен ли он, появится ли в Киеве четвертая линия подземки, или это будет скоростной трамвай, как ныне делают в Европе.

Удобство для всех: об инклюзивности и мультимодальности

Вокзал – место, где значительная часть пассажиров превращается в маломобильных, когда приходится тащить огромные чемоданы.

Вокзал – место, где значительная часть пассажиров превращается в маломобильных, когда приходится тащить огромные чемоданы

Увы, Центральный вокзал Киева максимально не приспособлен для людей с багажом – уйма лестниц, неработающие лифты и работающие с перерывом на обед эскалаторы, низкие платформы – приходится карабкаться в поезд (сравните удобство посадки с высокой первой платформы и остальных).

Надземный переход-конкорс связан с платформами только неудобными длинными лестницами
Надземный переход-конкорс связан с платформами только неудобными длинными лестницами

Эскалаторы хотя бы с надземного конкорса сразу на платформы и «высокие» платформы вровень с полом вагона – самое важное, что нужно сделать, чтобы вокзал стал удобным для пассажиров.

Работающие лифты в пешеходный тоннель,  круглосуточная работа эскалаторов, инклюзивность остановок общественного транспорта, расположенных максимально близко к выходам из вокзала, – само собой разумеющееся.

станция Дарница
На станции Дарница устроены высокие платформы, более удобные для посадки, есть и эскалаторы на платформы

Наземная стоянка на площади перед вокзалом – также вчерашний день. Задел был сделан еще во времена Кирпы – со стороны улицы Толстого построен в конструкциях полуподземный паркинг на 400 машин.

Наземная стоянка на площади перед вокзалом – вчерашний день

Однако его при дивных обстоятельствах передали частной компании, которая его никак не завершит, хотя туда можно было бы убрать машины с площади. Ведь важно, чтобы можно было оставить машину на несколько дней, уезжая в командировку, или же взять машину напрокат…  Среди автомобилистов тоже немало пассажиров поездов – но ныне мировая тенденция прятать машины подальше с площади.

Огромную площадь перед вокзалом занимает парковка…
Огромную площадь перед вокзалом занимает парковка…
…Хотя рядом – недостроенный полуподземный паркинг
…хотя рядом – недостроенный полуподземный паркинг

Важно не забыть и велосипедистов – увы, железная дорога пока их упорно не замечает, тогда как город понемногу создает велоинфраструктуру.

Обыденная картина в европейских городах – огромные велопаркинги на вокзалах, однако не в формате стойки на тротуаре, а полноценных паркингов с охраной, «камер хранения». Ну и, конечно же, к вокзалу должны вести велодорожки.

Типичный велопаркинг на вокзале в Голландии
Типичный велопаркинг на вокзале в Голландии

Когда же мы говорим о том, чтобы привокзальная территория очистилась от стихийной торговли, мелкого криминала и просто сомнительных личностей, важно, чтобы здесь не было маргинализированных территорий.

На станции Киев-Пассажирский более чем достаточно места для создания современного вокзального района мирового уровня.

Хорошо бы интегрировать остатки улицы Вокзальной с историческими домиками у Северных платформ, «кишку» к скоростному трамваю можно было бы перестроить в современный торговый центр с выходом к площади Победы, да и вообще на станции Киев-Пассажирский более чем достаточно места для создания современного вокзального района мирового уровня.

ул Вокзальная
Остатки улицы Вокзальной: до строительства нового вокзала в 1930-х годах площадь была ниже, по Вокзальной ходил трамвай

Но это – уже задача для будущего плана развития не просто города, а городской агломерации, с прицелом на следующие 10-15 лет. И здесь  необходимо заранее максимально все просчитать, продумать на уровне стратегий – и затем только стоить. Пока же ожидаем капитальный ремонт нынешней площади – но дальше должно начаться уже более стратегическое планирование.

Великий Київ у Google News

підписатися