Традиции и предрассудки чистого четверга

Автор: Олексій Смолін
12:36 25.04.2019

Выражения «чистый четверг» и «страстная пятница» на слуху даже у  неисправимого атеиста, очень далекого от проблем теологии и истории религии….
Читать дальше

Традиции и предрассудки чистого четверга
Світлодіодне освітлення

Выражения «чистый четверг» и «страстная пятница» на слуху даже у  неисправимого атеиста, очень далекого от проблем теологии и истории религии. На самом же деле в предпасхальной неделе, кроме четверга, «чисты» понедельник и вторник, а «страстны» среда и суббота.

Сам же четверг именуют чистым, белым, великим. В старые времена на Киевщине его называли Навской пасхой. Впрочем, все это церковно-народные названия. Православные христиане все эти дни величают или Великими, или Страстными.

Акварель «Страстной четверг». Васильковский Сергей Иванович Серия акварелей «Старинные украинские церкви». 1900-е гг.
Акварель «Страстной четверг». Васильковский Сергей Иванович Серия акварелей «Старинные украинские церкви». 1900-е гг.

Чистый город
Согласно канонической православной традиции, при богослужениях в храмах, проводимых в Великий четверг, христиане вспоминают о четырех событиях, связанных с последними днями пребывания Иисуса Христа на земле. Это молитва Христа в Гефсиманском саду, предательство Иуды и Тайная Вечеря, которую Христос начал с  омовения ног ученикам.

При богослужениях в храмах в Великий четверг христиане вспоминают о четырех событиях, связанных с последними днями пребывания Иисуса Христа на земле

В память о последнем событии в кафедральных соборах архиереи омывают ноги нижестоящим по сану священникам или монахам. В 1902 году, к примеру, Страстный четверг пришелся на 24 апреля. В этот день в Киево-Софийском соборе преосвященный Сергий, епископ Уманский, по окончании поздней литургии совершил «обряд умовения ног, в сослужении 12 протоиреев и священников, соответственно числу учеников Христовых, участвовавших на Тайной Вечере, которым Он, подавая пример смирения, умыл ноги».

Омовение ног ученикам (икона, XVI век)
Омовение ног ученикам (икона, XVI век)

 И Иисус, и следующие его примеру архиереи демонстрировали своими водными процедурами смирение и служение ближним. Киевские же обыватели и сельские жители намек духовных владык воспринимали буквально. Массированные хозяйственные работы начинались с первого же дня страстной недели. В хатах выметались и вымывались полы, вытряхивались половики, выскабливались столы, лавки, перемывалась вся посуда и кухонная утварь, заново белились печи, стены, наводился идеальный порядок во дворах и улицах.

Киевские обыватели и сельские жители намек духовных владык воспринимали буквально

Подобным образом обстояли дела с наведением чистоты в киевских квартирах и особняках. Собственно, непосредственно к четвергу Киев уже блистал как вновь отстроенный и только что сданный отменным подрядчиком придирчивому застройщику. Иногда, правда, возникали определенные проблемы с иноверцами и прочим несознательным людом, но на этот случай губернатор и городской голова принимали превентивные меры:

«Полиции приказано в течение страстной недели произвести осмотры всех магазинов и лавок, торгующих съестными припасами, а именно: булочных, кондитерских, колбасных, мясных, зеленных, фруктовых и других. Нужно обратить внимание на чистоту помещений, одежду служащих, на посуду и на доброкачественность продуктов. Осмотры будут производиться при понятых, мелкие неисправности приказано устранять немедленно. О крупных упущениях по санитарной части будут составляться протоколы и немедленно представляться судебной власти».

Судебная же власть в свою очередь имела право и полномочия наказывать виноватых крупными денежными штрафами или административным арестом сроком до десяти суток.

Обливание водой проспавшего заутреню
Обливание водой проспавшего заутреню

 Чистые горожане

Утро чистого четверга для киевлян начиналось очень рано. И чем больше было людей в семье, тем раньше приходилось вставать. Еще бы – до рассвета каждый в доме должен был искупаться. По устоявшейся традиции каждого нового купальщика обмывали свежей водой в три этапа: голову, тело по пояс, а затем и ниже пояса, сопровождая каждый новый этап чтением молитвы.

Соблюдение ритуала купания в чистый четверг на весь год гарантировало защиту от болезней и недугов

Соблюдение подобного ритуала на весь год гарантировало защиту от болезней и недугов. Эффект от душа усиливался особым способом утилизации использованной воды. Ее при возможности нужно было не выливать, а спаивать домашнему скоту, хотя, конечно же, такой способ не вызывающий никаких проблем в селе, для большинства горожан  был труднодоступен.

 «Тайная вечеря» кисти Симона Ушакова 1685
«Тайная вечеря» кисти Симона Ушакова 1685

Морально-нравственная гигиена

По устоявшейся в Киеве традиции, ежегодно подкрепляемой распоряжениями городской управы, в предпасхальные дни и первые дни празднования Воскресения Христова питейные и развлекательные заведения не работали.

В предпасхальные дни и первые дни празднования Воскресения Христова особое внимание уделялось морально-нравственной гигиене

Городские театры обычно приурочивали к началу страстной недели закрытие театральных сезонов. Кабаре, рестораны и прочие развлекательные заведения на время строгого поста закрывались. Открыть их можно было только на второй или третий день празднования, и то время работы было ограничено с полудня до пяти часов вечера.

Объявление в киевской газете. 1903 год.
Объявление в киевской газете. 1903 год.

 У покойников своя Пасха

 «Навський великдень», пасхальный праздник мертвых, пришел из дохристианских времен. Древнеславянские верования о сезонном возвращении мертвых душ из загробного мира пережили языческих богов и их капища, адаптировавшись к христианскому вероучению.

По преданиям в чистый четверг мертвые души из загробного мира отправляются в мир живых «на побывку»

В разных регионах Украины этот праздник отмечался в разные дни, но на Киевщине он по времени совпадал с чистым четвергом. По преданиям в этот день мертвые души из загробного мира отправляются в мир живых «на побывку». Поднимаясь из могил, покойники во главе с покойными же священниками отправляются в церковь, где отстаивают пасхальную службу.

По другой версии на землю покойные попадают без телесной оболочки и отправляются не в храмы, а по своим домам. Для того чтобы они могли найти дорогу, на окнах в эту ночь надо было выставлять горящие лампадки, а на подоконниках оставлять для своих покойных родственников угощение.

Неблагодарным потомкам, «родства не помнящим» и не позаботившимся о своих предках, следовало ожидать от них мести и неприятностей в виде болезни домочадцев, домашней скотины, потравы посевов, а то и пожара.

В наше время об этом празднике практически забыли, тем не менее традиция убирать перед чистым четвергом могилы и оставлять на них угощение еще жива.

Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фрагмент фрески в Капелле Скровеньи в Падуе
Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фрагмент фрески в Капелле Скровеньи в Падуе

Великий Київ у Google News

підписатися