Тонкая работа

Автор: Зоя Звиняцковская
16:03 10.11.2017

Подлинная история нашего искусства ХХ века, подобно некогда затонувшему архипелагу, продолжает подниматься на поверхность. До настоящей выставки имя Александра Аксинина было…
Читать дальше

Тонкая работа

Подлинная история нашего искусства ХХ века, подобно некогда затонувшему архипелагу, продолжает подниматься на поверхность. До настоящей выставки имя Александра Аксинина было известно только узкому кругу украинских искусствоведов. И о нем, разумеется, знали в еще более узком кругу львовских интеллектуалов 1960-1970 годов, к которому он принадлежал  

За 35 лет недолгой жизни (родился вскоре после войны, погиб в авиакатастрофе в 1983 году) Аксинин, уроженец Львова, был мало востребован советской системой официальных выставок – зато выставлялся в Польше, Германии, Великобритании. Тонкий график и блестящий офортист, художник работал с философскими, метафизическими, отчасти оккультными темами. Результат – успех и признание в узких кругах профессиональных ценителей, нечастые камерные экспозиции, и вот, наконец, масштабный музейный проект, результат работы украинской кураторской группы и, если хотите, личного подвига россиянина Игоря Введенского, близкого друга художника, который бережно сохранял его работы и архив на протяжении 30 лет.

С поправкой на биографические особенности Аксинина можно назвать классиком советской внутренней эмиграции.

Выставки, исследования и книги последних лет, посвященные альтернативной официальной истории украинского искусства, довольно подробно описывают этот мир, в котором в 1960-1970-е с переменным успехом скрывались от советской действительности многие украинские художники.

Смыслом жизни мастера были духовные поиски и напряженная внутренняя работа, попытки найти себя в нетрадиционных телесных и интеллектуальных практиках, увлечение восточной культурой, психоанализом, европейской философией второй половины ХХ века, настойчивые и подчас мучительные поиски ответов на главные вопросы бытия. Зримым, видимым воплощением этой внутренней деятельности была постоянная напряженная творческая работа.

Александр Аксинин закончил Львовский полиграфический институт, его графика всегда сохраняла связь с книгами, он сделал множество экслибрисов и несколько серий книжных иллюстраций.

Но это лишь первый, поверхностный взгляд на его творчество, которое отличает многомерность и многослойность образов в сочетании с виртуозной графической техникой – офорты полны мельчайших, тщательно проработанных деталей, выполнение которых требует не только профессиональных навыков, но и контроля над организмом.

Говорят, художник работал преимущественно по ночам, когда, в соответствии с биоритмом, частота сердцебиения снижается.

Экспозиция располагается в трех сравнительно небольших залах и представляет собой послания мастера Городу, Миру и Космосу.

В первом – коллекция блестящих экслибрисов Аксинина, которые он делал в подарок друзьям, на заказ почитателям, а также в качестве конкурсных работ. В 1981 году книжный знак для библиотеки бенедиктинского монастыря в Люблине жюри признало лучшим на конкурсе экслибрисов, посвященных 1500-летию св. Бенедикта, покровителя Европы. Три экземпляра этого экслибриса были переданы в дар папе римскому Иоанну Павлу II.

Во втором – акварели, часть которых экспонируется впервые, иллюстрации к различным книгам и серии, вдохновленные знаковыми для художника идеями и людьми. Эти иллюстрации не были заказаны, он рисовал их «в стол», и сам выбор книг ярко описывает круг интересов и философских пристрастий – от Льюиса Кэролла и Франца Кафки до Уильяма Фолкнера и Велемира Хлебникова. На выставке представлены рефлексии на тему творчества Джонатана Свифта, «Алисы в Стране чудес», офорты, посвященные Иерониму Босху, Альбрехту Дюреру, Зигмунду Фрейду, Федору Достоевскому.

В третьем зале современный художник Иван Светличный и арт-група SVITER вместе с компанией Front Pictures погружают зрителя в мир образов Александра Аксинина посредством аудиовизуальной инсталляции.

Еще одна работа располагается прямо перед входом в музей – это световой куб, который можно назвать эпиграфом к творчеству художника.

В начале 1980-х мастер, увидев кубик Рубика, начал создавать свои – метафизические кубики Аксинина, рисуя их раскладку на листе бумаги. Как известно, у куба шесть плоскостей, он собирается из шести «квадратиков». Но художник на каждой раскладке рисует еще одну, седьмую. Это – проекция куба в иное измерение, в область метафизики, в пространство творчества, в мир, куда художник приглашает своего зрителя.

Выставка «Лабиринты Аксинина»

Национальный художественный музей Украины

ул. Грушевского, 6 

Великий Київ у Google News

підписатися