Подлинная история нашего искусства ХХ века, подобно некогда затонувшему архипелагу, продолжает подниматься на поверхность. До настоящей выставки имя Александра Аксинина было известно только узкому кругу украинских искусствоведов. И о нем, разумеется, знали в еще более узком кругу львовских интеллектуалов 1960-1970 годов, к которому он принадлежал
За 35 лет недолгой жизни (родился вскоре после войны, погиб в авиакатастрофе в 1983 году) Аксинин, уроженец Львова, был мало востребован советской системой официальных выставок – зато выставлялся в Польше, Германии, Великобритании. Тонкий график и блестящий офортист, художник работал с философскими, метафизическими, отчасти оккультными темами. Результат – успех и признание в узких кругах профессиональных ценителей, нечастые камерные экспозиции, и вот, наконец, масштабный музейный проект, результат работы украинской кураторской группы и, если хотите, личного подвига россиянина Игоря Введенского, близкого друга художника, который бережно сохранял его работы и архив на протяжении 30 лет.
С поправкой на биографические особенности Аксинина можно назвать классиком советской внутренней эмиграции.
Выставки, исследования и книги последних лет, посвященные альтернативной официальной истории украинского искусства, довольно подробно описывают этот мир, в котором в 1960-1970-е с переменным успехом скрывались от советской действительности многие украинские художники.
Смыслом жизни мастера были духовные поиски и напряженная внутренняя работа, попытки найти себя в нетрадиционных телесных и интеллектуальных практиках, увлечение восточной культурой, психоанализом, европейской философией второй половины ХХ века, настойчивые и подчас мучительные поиски ответов на главные вопросы бытия. Зримым, видимым воплощением этой внутренней деятельности была постоянная напряженная творческая работа.
Александр Аксинин закончил Львовский полиграфический институт, его графика всегда сохраняла связь с книгами, он сделал множество экслибрисов и несколько серий книжных иллюстраций.
Но это лишь первый, поверхностный взгляд на его творчество, которое отличает многомерность и многослойность образов в сочетании с виртуозной графической техникой – офорты полны мельчайших, тщательно проработанных деталей, выполнение которых требует не только профессиональных навыков, но и контроля над организмом.
Говорят, художник работал преимущественно по ночам, когда, в соответствии с биоритмом, частота сердцебиения снижается.
Экспозиция располагается в трех сравнительно небольших залах и представляет собой послания мастера Городу, Миру и Космосу.
В первом – коллекция блестящих экслибрисов Аксинина, которые он делал в подарок друзьям, на заказ почитателям, а также в качестве конкурсных работ. В 1981 году книжный знак для библиотеки бенедиктинского монастыря в Люблине жюри признало лучшим на конкурсе экслибрисов, посвященных 1500-летию св. Бенедикта, покровителя Европы. Три экземпляра этого экслибриса были переданы в дар папе римскому Иоанну Павлу II.
Во втором – акварели, часть которых экспонируется впервые, иллюстрации к различным книгам и серии, вдохновленные знаковыми для художника идеями и людьми. Эти иллюстрации не были заказаны, он рисовал их «в стол», и сам выбор книг ярко описывает круг интересов и философских пристрастий – от Льюиса Кэролла и Франца Кафки до Уильяма Фолкнера и Велемира Хлебникова. На выставке представлены рефлексии на тему творчества Джонатана Свифта, «Алисы в Стране чудес», офорты, посвященные Иерониму Босху, Альбрехту Дюреру, Зигмунду Фрейду, Федору Достоевскому.
В третьем зале современный художник Иван Светличный и арт-група SVITER вместе с компанией Front Pictures погружают зрителя в мир образов Александра Аксинина посредством аудиовизуальной инсталляции.
Еще одна работа располагается прямо перед входом в музей – это световой куб, который можно назвать эпиграфом к творчеству художника.
В начале 1980-х мастер, увидев кубик Рубика, начал создавать свои – метафизические кубики Аксинина, рисуя их раскладку на листе бумаги. Как известно, у куба шесть плоскостей, он собирается из шести «квадратиков». Но художник на каждой раскладке рисует еще одну, седьмую. Это – проекция куба в иное измерение, в область метафизики, в пространство творчества, в мир, куда художник приглашает своего зрителя.
Выставка «Лабиринты Аксинина»
Национальный художественный музей Украины
ул. Грушевского, 6