Одним из результатов такой инициативы может стать сокращение числа уличных музыкантов за счет тех, кто играет не ради пропитания. Таких немного, но они встречаются.
Роман, который играет в одном из скверов в центре Киева на электрогитаре, подсоединенной к портативной акустической колонке, рассказывает: «Начав играть на улице, я со временем в это место влюбился. Сам себе хозяин, а если ты поймал вдохновение, окружающие люди это чувствуют моментально».
Денежные знаки
В 2010-2012 годах Роман ездил летом играть в Крым. По его словам, за сезон можно было заработать до 40 тысяч гривен, а за один удачный день «поднять» до двух - двух с половиной тысяч.
Но сегодняшний Киев – не курортный Крым пятилетней давности. «Когда-то я знал, что точно заработаю за день 300 гривен, – вспоминает собеседник «Большого Киева». – Сейчас всe по-разному. Бывает, за день не дотягиваешь до сотки. А бывает, что выйдешь – и сразу срубишь триста гривен. За последние год-полтора с заработком вообще плохо. Так что я понемногу готовлюсь к уходу с улицы».
Судить о заработках уличных музыкантов, оценивая на глазок банкноты, лежащие в открытом гитарном футляре, нельзя. Первые купюры туда кладут сами исполнители, чтобы подать пример прохожим. Они должны разбираться в массовой психологии. Закон толпы в условиях их работы действует безотказно. Играет музыкант одну композицию, вторую – денег никто из окружающих не бросает. Но стоит это сделать хотя бы одному прохожему, как его примеру тут же следуют с коротким интервалом еще несколько человек. А потом снова затишье до показанного очередным любителем музыки наглядного примера.
Но бывает и по-другому. Роман играет музыку, которую называет «гитарно-инструментальной», и только то, что нравится ему самому. Для студентов, которые сидят на скамейках вокруг, она звучит как классическая. Поэтому деньги они достают и опускают в футляр только после того, как Роман начинает собирать аппаратуру – как будто платят за билеты на концерт.
Нотные знаки
Молодой американец Грегори, оказавшийся в Киеве проездом по пути в Одессу, нашел время сыграть на акустической гитаре возле Золотых ворот. Он признается, что не любит выступать на улице за деньги. «Когда я играю на гитаре, не рассчитывая заработать, то получаю удовольствие, – объясняет Грегори. – А когда хочу заработать, но мне денег не бросают, начинаю злиться».
Американца сменяет худой парень в кожаной шляпе, высоких ботинках и джинсах в обтяжку. Подключив электрогитару через усилитель к колонке, он исполняет зажигательный хард-рок, заинтересовав целую группу китайских туристов. В его футляре лежат визитки. Это Эдгар Винницкий – музыкант, открывший аккаунт в Facebook для того, чтобы размещать в нем видео своих выступлений на улицах не только Киева, но и других украинских городов. Он таким образом собирает деньги на запись первого диска.
В целом определить, какие музыкальные инструменты и жанры предпочитают киевские прохожие, не представляется возможным. Сами уличные музыканты утверждают, что заработок зависит от времени дня – вечером «расслабленная» публика щедрее. Но некоторые из них не играют по вечерам именно потому, что не любят подвыпивших прохожих и ценят свое удовольствие от игры выше денег.
Отличаются киевские уличные музыканты и по степени мастерства – среди них есть и профессионалы, и исполнители уровня бывшего участника ВИА средней киевской школы 1980-х. Зашел в подземный переход на Крещатике человек в возрасте, поставил раскладной стульчик, колонку Roland, расчехлил электрогитару и сыграл что-то из тех самых «восьмидесятых». И через несколько минут ему уже кидает купюру за то, чтобы просто сфотографировать, парочка иностранных туристов.
Музыкальное подполье
Еще одно место, помимо улиц, где любят играть музыканты во всем мире – метрополитен. Там ведь от них, пока поезд не подойдет, никуда не сбежишь. В Нью-Йорке, например, в метро играть было нельзя, но в 1985 году один из музыкантов подал в суд заявление с просьбой разъяснить, на чем основывается запрет. Суд решил, что ни на чем, и запрет отменил. И, согласно опросам общественного мнения, 83% жителям Нью-Йорка слушать музыкантов в метро нравится.
С учетом зарубежного опыта и наших реалий был предложен проект Kyiv metropolitan music spots, который сейчас рассматривается в киевской мэрии на уровне работы в группе, включающей авторов проекта, депутатов и работников метрополитена. Согласно ему, в вагонах играть нельзя, а вот в специально отведенных для этого местах – пожалуйста. Кстати, авторы проекта уверены, что сами музыканты с удовольствием поменяют вагоны на платформы.
Возможность играть в специально отведенных местах будет продаваться через интернет на онлайн-аукционе. Естественно, никто не будет предлагать за место больше, чем сможет на нем заработать. Онлайн-опрос музыкантов показал, что они готовы платить за сессию (предполагается продавать двухчасовой отрезок на конкретном месте) в среднем 80-100 гривен. Понятно, что споты будут стоить по-разному, и преимущество проекта как раз в том, что это будут определять не чиновники, а спрос.
Можно утверждать, что киевский проект способен стать примером для остального мира. В том же Нью-Йорке музыканты, желающие играть в метро, должны пройти экзамен в экспертной комиссии. Но где комиссия, там и субъективность оценок, а то и коррупция. (Хотя суммы заработков музыкантов настолько невелики, что о коррупции можно говорить скорее в теории). А в киевском проекте все должен отрегулировать рынок. Будут музыканты играть музыку, которая понравится публике, – смогут оплатить место и время, и наоборот. Все, что касается цензуры (например, запрет использования в песнях матерной лексики), уже отрегулировано общими правилами поведения в общественных местах.
Конечно, у музыкантов будут ограничения по безопасности и громкости (музыка не должна мешать слышать объявления по станции). А метрополитен еще сможет хоть и немного, но заработать, причем почти без затрат на администрирование.
А как у них
Считается, что к уличным музыкантам (включая игру в метро) лучше всего относятся в Париже и Нью-Йорке. В Нью-Йорке они зарабатывают $30-80 в день, в Париже – от €30. На завтрак и даже недорогой обед хватит. Но на жизнь, включая аренду жилья и прочие бытовые расходы, – нет. А если сравнить доходы ньюйоркцев и парижан с аналогичными показателями у киевлян, получится даже, что киевские ценители уличной музыки щедрее.
Напоследок история о киевском виолончелисте, который в «нулевые», соблазнившись легендами, решил поехать в Париж заработать классической музыкой на улице. Первой неожиданностью для него было то, что парижские прохожие – народ прижимистый. На еду хватает, а на хостелы, где еще надо найти свободное место, – нет. Поэтому ночи наш музыкант проводил на строительных лесах поставленной на реконструкцию старинной церкви. И тут его подстерегала вторая неожиданность – оказалось, что в «городе вечной весны» по ночам сыро и холодно. А поскольку струнные – инструменты нежные, единственную куртку, в которой он приехал в Париж, приходилось использовать ночью для укутывания виолончели, а не ее незадачливого хозяина. Так что в Киеве уличные музыканты чувствуют себя как минимум не хуже, чем в Париже.