Тени исчезают в полдень

Автор: Виктория Полиненко
12:02 18.03.2019

А люди – в любое время. Они сбегают в личную нирвану. Пропадают без вести. Прячутся. Умирают, в конце концов. Писательское…
Читать дальше

Тени исчезают в полдень Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

А люди – в любое время. Они сбегают в личную нирвану. Пропадают без вести. Прячутся. Умирают, в конце концов. Писательское мастерство в том, чтобы на этой почве взрастить очень разные – остроумные, магически привлекательные, безумные тексты, тонированные очень разными эмоциями.

Притча

книга

После «Жизни Пи» и нескольких менее удачных произведений Янн Мартел вернулся на литературную вершину с романом «Високі Гори Португалії». Тяга к экзотике, галлюцинирующим персонажам, притчевости и здесь не изменила ему. Однако если в премированной Букером книге действие сводилось к дрейфу диковинных попутчиков на шлюпке, то эта посвящена дорогам, которые мы выбираем, реальным и метафорическим.

По центру каждой из трех частей романа – фигуры вдовцов. Мужчины переживают свои утраты неповторимыми способами. Томас ходит спиной вперед и одержимо ищет чудное распятие. Эузебиу проводит такой Новый год, что самым нормальным в эту ночь оказывается расшифровка Библии посредством детективов Агаты Кристи, на чем настаивает явившаяся ему жена-покойница. Потеряв супругу и обретя приятеля в лице шимпанзе, Питер отправляется в странствие, поясняющее и внутреннюю логику повествования, и его многогранность.

Армирует роман ирония, требующая от публики заметной образованности. Эксцентрики канадца легко поддерживают беседы о механике автомобиля в контексте парадоксов Зенона Элейского или о евангельском символизме сквозь призму расследований Пуаро. Надо иметь чувство меры, чтобы подобные трюки не выглядели ни глупо, ни вычурно. Тут все сложилось – красивая работа.

Янн Мартель. Високі Гори Португалії. – Л.: Видавництво Старого Лева

Детектив

книга

 Почти четверть века назад некая Катарина испарилась из дома, оставив собранные, будто перед дальней поездкой, вещи. Для следователя Вистинга нераскрытое дело – старая рана: вроде затянулась, но время от времени дает о себе знать. И вдруг появляется шанс сдвинуться с мертвой точки. Выяснилось, ранее при сходных обстоятельствах пропала еще одна женщина.

«Код Катаріни» – крепкий скандинавский детектив с положенными ему атрибутами: реалистичным письмом, преступниками, которым обязательно нужно злодействовать на свежем воздухе и подальше от столицы, а также ощущением зыбкости, недосказанности, тревоги – в иных литературах его называют саспенсом, здесь же – атмосферностью. Йорн Лиер Хорст придерживается канона, исчезновения же сообщают первому в тетралогии Cold Cases роману предельную напряженность. Связаны ли оба эпизода? Где останки жертв? И что означают цифры в загадочной записке? Вот в чем вопросы, возникающие до закономерного: кто виноват?

Среди любимых приемов норвежца – командировать родственников или знакомых главного героя в криминальные передряги, что заставляет больше обычного напрягаться самого, до ногтей добропорядочного Вистинга, повадками смахивающего на Мегрэ. Он опытен, проницателен, заботлив, рассудителен. Но если учуял правонарушителя, чистый бультерьер: вцепится – не оторвать. Только не курит.

 Йорн Лієр Горст. Код Катаріни. – К.: Нора-Друк

Фэнтези

книга

В дебютном «Доме странных детей» Ренсом Риггз вывел формулу, удобную для неоднократного использования. Сверхспособные криптосапиенсы плюс жуткие чудовища, плюс дни сурка, из которых можно сбежать в другое место и время, плюс винтажные фото – равно фэнтези с классической полярностью добра и зла, и мотивом жертвенности.

Погоняв уникальных малолеток, их защитников и преследователей по Британии, американец поставил точку в трилогии. Подумал. И написал «Карту днів»: четвертый роман с теми же героями, давший начало следующей серии книг.

Устав от борьбы с невидимыми пустотами, Джейкоб решает на время исчезнуть с радаров странных и возвращается во Флориду. Не тут-то было: честная компания уже осваивает его дом, приноравливаясь к современности точно так же, как некогда их лидер привыкал к миру, где мальчики оживляют мертвых и видят пророческие сны, где девочки левитируют или руками разводят огонь. Теперь к прочему все они могут взрослеть, и Джейкобу придется столкнуться с прелестными метаморфозами характеров, сопровождающими изменение гормонального фона у подростков. Ну и тварей никто не отменял – куда же без них? Как и иллюстрации от которых впору свихнуться. Тем более на этот раз часть изображений в цвете.

Ренсом Ріґґз. Карта днів. – Х.: Клуб Сімейного Дозвілля

Великий Київ у Google News

підписатися