Театр начинается со скандала

Автор: Сергей Семенов
17:09 29.11.2016

Шумиха, поднявшаяся в социальных сетях вокруг фотографии фасада нового здания Театра на Подоле, сделала последнему рекламу, о которой можно было…
Читать дальше

Театр начинается со скандала

Шумиха, поднявшаяся в социальных сетях вокруг фотографии фасада нового здания Театра на Подоле, сделала последнему рекламу, о которой можно было только мечтать. Поэтому на пресс-тур по помещению, в котором еще ведутся работы, аккредитовалось больше ста журналистов. В строительных касках репортеры прошли экскурсию по коридорам и лестницам

А в зрительном зале, без кресел и признаков отделочных работ, сотрудники театра рассказали, чего следует ждать после его открытия, намеченного на май будущего года.

Но для начала следует вспомнить, что архитектура делится, условно говоря, на два вида.

В первом случае исходят из внешнего вида здания. Характерный пример – семь московских высоток, построенных в конце 40-х – начале 50-х годов ХХ века. Главная задача, стоявшая тогда перед строителями, заключалась в том, чтобы, соорудив копии американских небоскребов, создать некую монументальную архитектурную доминанту города. Что окажется внутри зданий –было делом второстепенным. Поэтому в этих семи башнях расположились и министерство, и университет, и жилые дома.

Такая практика с тех пор воспринимается населением постсоветских стран как нечто само собой разумеющееся. В правилах градостроительства цивилизованного мира поступают наоборот. То есть, исходя из функций здания его обустраивают внутри, а уже потом облачают внутренности в коробку из стен и крыши. Конечно, внешний вид имеет значение, но если сравнить здание с человеческим телом, можно задаться вопросом: что важнее – загар на коже или нормальное функционирование сердца, легких, мышц?

Театр в разрезе

Продолжая это сравнение, можно сказать, что сердце театра – это его сцена. Она в новом Театре на Подоле соответствует европейским стандартам. И это важно не только для постановок киевской труппы, но и для тех украинских и зарубежных театральных коллективов, которые будут посещать Киев с гастролями. Художественный руководитель Театра на Подоле Виталий Малахов говорит «Большому Киеву», что новое здание способно принять любой европейский драматический театр, за исключением самых больших коллективов. И дело здесь не только в размерах сцены, но и в техническом оснащении, которое в новом театре будет отвечать самым последним требованиям.

Следует отдавать отчет в том, что здание театра малой высоты быть не может. Согласно действующим нормам, объясняет Малахов, высота колосников (пространство, где крепятся декорации) должна быть втрое выше той части сцены, которую видят зрители. Если колосники ниже, зрители первых рядов будут видеть висящие над сценой декорации, что, конечно, никак не способствует правильному эмоциональному восприятию происходящего на сцене.

В Театре на Подоле также будет впервые в Украине применена технология «жестких кулис». Они сформируют по бокам сцены две параллельные поверхности, которые можно использовать во время спектакля как экраны для проекции. Для проекции может быть использован также задник сцены и ее пол (по театральной терминологии – «планшет»). Благодаря специальному техническому оборудованию, часть этого «планшета» для достижения нужных сценических эффектов может быть приподнята. Пространство под сценой (по театральной терминологии – «трюм») соединят с «планшетом» люками, через которые смогут выходить на сцену актеры. Кроме того, там можно хранить нужные для спектакля декорации и реквизит. Кроме того, проекторы можно использовать и для показа фильмов. Виталий Малахов делится планами с «Большим Киевом»: «Я хочу, чтобы это был не просто театр, но и культурный центр». По его словам, он уже обсуждал возможности сотрудничества с Владиславом Троицким и Олегом Скрипкой.

С правой стороны сцены располагаются три уровня цехов, в которых будет производиться все необходимое для постановки спектаклей. С левого края, если смотреть в зал, со стороны актеров – помещения для актерской труппы. Здесь Малахов вспоминает, в каких непростых условиях артистам Театра на Подоле приходилось работать раньше. Вплоть до того, что когда спектакли давали в Гостином дворе на Контрактовой площади, актеры не могли воспользоваться туалетами до окончания спектакля. А гримировались – в гримерках, которые актеры собственноручно вырыли лопатами под сценой. Представляя журналистам новое помещение, Малахов сказал: «Я считаю, что это здание в первую очередь заслужили мои артисты».

Наконец, в театре будет установлена аппаратура для звукозаписи высокого качества в реальном режиме, будет также собственный тон-зал. Плюс – современная система управления театральным светом, которая позволит сэкономить 30-40% электроэнергии. Будет даже бассейн на 80 тонн воды («Без сауны», – уточняет Малахов, заметив оживление среди присутствующих) – для пожаротушения.

В целом, если учитывать еще системы вентиляции, кондиционирования, водоснабжения и т. д., новый Театр на Подоле, по мнению специалистов, задаст современный стандарт для украинских театров – не только в «демонстрационной» (инженерный термин) части, но и по зданию в целом.

Общее количество мест в зале планируется на уровне 280-300, это в несколько раз больше, чем в старом здании театра.  

Не только гардероб

Фойе, по словам художественного руководителя театра, также будет отличаться от обычных. «Вот здесь, – показывает Малахов на кирпичные стены, – будет небольшой книжный магазин, здесь – буфет, здесь – проекторы, показывающие виртуальную экскурсию по Андреевскому спуску. А здесь будут продаваться билеты. Зайдет человек с улицы посмотреть экскурсию, выпьет кофе – и купит билет».

Будет в фойе и лифт для зрителей с особыми потребностями, а в зале – специальные места для них. Для людей с плохим слухом оборудуют места со специальными экранами, на которые будут транслироваться титры с репликами актеров. Зрителям с плохим зрением будут выдаваться программки, написанные шрифтом Брайля.  

Что касается фасада театра, от вида которого как по команде возбудились социальные сети, темная поверхность начинается только на третьем этаже, а два этажа под ним – кирпичная кладка, повторяющая дом, который раньше стоял на этом месте. Как рассказывает «Большому Киеву» главный архитектор проекта Олег Дроздов, кирпичи для этой кладки специально искали старые. «Андреевский спуск, – продолжает Дроздов, – интересен своим ландшафтом именно потому, что здесь почти все старинные дома были построены без архитекторов, артельным способом. И мы сохранили в «кирпичной части» абрис дома, который здесь стоял раньше. А под фальцевую кровлю поместили только технологическую часть».

Кроме того, добавляет Дроздов, к весне с внешним обликом театра произойдут некоторые изменения. Фальцевая кровля, которая сейчас кажется однотонно черной, под воздействием воздуха и влажности приобретет оттенок старой бронзы, который сблизит ее с зеленым холмом сзади, в который (еще одна задача, стоявшая перед архитектором) вписывается здание театра.

Заметим напоследок, что Театр на Подоле не просто отвечает всем современным требованиям, это первый театр построенный в Киеве за последние 30 лет.

Великий Київ у Google News

підписатися