После весеннего праздника сразу два дня – памятные даты в нашем календаре. 9 марта – день рождения Тараса Шевченко и 10 марта – день его смерти. На протяжении жизни судьба не раз связывала поэта и художника с Киевом. Для нашего города и области Тарас Шевченко значим не только поэтическим, но и художественным талантом. Рисунки Шевченко хранят образ Киева середины XIX века. По ним можно проводить реставрации и восстановление храмов области. Ну а сам Киев в судьбе поэта и художника сыграл драматическую роль.
Три комнаты для друзей на Козьеболотной
В городе на Днепре Тарас, как и многие нынешние школьники, побывал еще в детстве. Сначала во время чумацкого похода с отцом, потом – в составе сопровождающей группе помещика Энгельгардта. Через некоторое время Шевченко посещает в Киев студентом. А став известным поэтом и профессиональным художником, он приезжает в Киев на работу и арендует комнату в доме на Козьеболотной улице. Теперь в этом здании размещается литературно-мемориальный дом-музей Т. Шевченко рядом с Майданом Незалежности. Заведующая этим домом-музеем Надежда Орлова рассказала нам о творчестве выдающегося украинца, его житье-бытье в Киеве и о самом городе середины XIX века.
Всего за пару десятков лет до приезда Тараса Шевченко не было Козьеболотной улицы, а на месте площади был водоем Козье болото и водяная мельница. Но город растет, и в 1835 году на улице, ведущей вверх от болота к старому Киеву, строит небольшой дом мелкий чиновник Иван Житницкий. В семье трое детей, а в доме – семь комнат, часть из них предназначена для аренды. Через десять лет, весной 1846 года, сюда приезжает Тарас Шевченко. При канцелярии генерал-губернатора Дмитрия Бибикова была создана Временная комиссия для разбора древних актов. Позже она стала археологической комиссией. Ее членом был первый проректор университета и хороший приятель поэта Михаил Максимович. При его содействии Шевченко и получил работу: зарисовывать исторические памятники, поскольку фотографии тогда еще не было.
В доме на Козьеболотской Тарас Шевченко поселяется с двумя приятелями: художником Михаилом Сажиным, который по заданию того же генерал-губернатора Бибикова рисует виды Киева для генеральского альбома в приемную, и этнографом и писателем Александром Афанасьев-Чужбинским. Каждый из друзей занимал по комнате. Вместе с Сажиным Шевченко отправляется на склоны Днепра и целый день рисует Киев. В доме-музее можно увидеть немало интересных видов города середины XIX века. Путешествует поэт-художник и по губернским селам, зарисовывает храмы и монастыри, ведет записи. Именно такие документы являются значимым подспорьем при реставрации или восстановлении исторических зданий.
Быт и творчество в Киеве
Это был счастливый период жизни поэта и художника, считают в музее. Каким был быт трех друзей – литераторов и художников, можно судить по экспозиции музея и сейчас. В стеклянной галерее (по нынешнему – веранде) – самовар, молочник и чашечки: друзья пили чай после дня работы на свежем воздухе. В комнатах сохранились оригинальные печи, а на них – плитка ручной росписи. Стены украшают лубочные картинки, мода того времени. А вот картина с изображением казака Мамая – это из родительского дома Тараса Шевченко в Кирилловке.
Есть даже комната с умывальником и кувшином под ним для утренних процедур. А мастерскую для работ в ненастную погоду Тарас Шевченко оборудовал на неиспользуемом чердаке. Правда, мебель в доме чиновника 170 лет назад наверняка была скромнее. Сейчас в музее находятся оригиналы, но принадлежали они помещикам, с которыми был знаком Тарас Шевченко. Все это можно подробно рассмотреть на видео.
Тарас Шевченко был талантливейшим графиком. Он освоил технику офортов (разновидность гравюры на металле). В Петербургской академии искусств ее не преподавали, но многие художники знали – часто посещали Европу. Сам художник эту технику считал демократической, поскольку с одной пластины можно было сделать 200-300 оттисков. В музее есть изображения первого парохода на Днепре и парковой аллеи в Лавре, выполненные в этой технике.
С помощью альбома офортов «Живописная Украина» Шевченко собирался выкупить всю свою родню из крепостной неволи – на это надо было собрать 2000 рублей, огромная по тем временам сумма. Издание должно было быть периодическое, выходить каждые три месяца. Его иллюстрации тоже можно увидеть в музее. Многие из них были в духе поэтического творчества Тараса Шевченко и показывали переломные моменты истории и быта Украины.
Кроме вещей под стеклом, в музее есть и факсимильное издание офортов, которое можно листать – настоящее наслаждение для ценителей изобразительного искусства.
Снова в Киеве
Тарас Шевченко был готов поселиться в Киеве. Он подал прошение о назначении его на должность преподавателя рисования в Киевском университете. Согласие на такое назначение дали и генерал-губернатор, знавший художника, и министерство образования. И все могло бы сложиться. Но в этот момент уже летел донос, изменивший судьбу поэта.
Наверху Андреевского спуска стоял дом протоирея Андреевской церкви. Одним из жителей был юрист Николай Гулак, идеолог Кирилло-Мефодиевского братства. Соседом по дому был студент Киевского университета некий Алексей Петров. Подслушав разговоры, студент решил нажиться доносом. Следствием этого стали аресты: Н. Гулака, Н. Костомарова, П. Кулиша. Тарас Шевченко был взят под стражу на пароме при переправе через Днепр, направляясь на свадьбу Николая Костомарова в Киев. Так закончился счастливый киевский период художника и поэта.
Еще одну попытку поселиться в Украине Тарас Шевченко сделал через десять лет – в 1859 году. Но снова донос и арест. Поэта привозят в Киев, здесь он на некоторое время поселяется на Приорке. Здесь теперь тоже дом-музей поэта.
Последний раз Киев встречал и провожал выдающегося поэта и художника в мае 1861 года. Когда прах поэта перевозили в Канев, на Почтовой площади в церкви Рождества Христова отпевали Т. Шевченко. Сюда явилось множество людей, а одна из женщин по преданию, оставила терновый венок.