Свободный мир Георгия Малакова

В позднесоветском Киеве он был, наверное, самым известным художником. И сегодня его имя вызывает смутное узнавание и предчувствие чего-то веселого, доброго и светлого. К 90-летию киевского графика Георгия Малакова в аванзале Национального художественного музея Украины представлено две его графические серии начала 60-х годов – «Бенилюкс» и «Вокруг Европы»

Эти работы были созданы по мотивам туристической поездки художника в Европу, которая состоялась в 1959 году. Впечатления от «свободного мира», тоже очень свободные, он заносил в многочисленные блокноты и были они, что называется, без цензуры: наброски, которые демонстрируются там же в экспозиции в режиме слайд-шоу, пестрят соблазнительными женскими фигурами, задорными улыбками, стройными ножками. Попав в Париж конца 1950-х, наполненный предчувствием сексуальной революции, он безошибочно считал и легкость, и смелость, и новизну. Разумеется, готовые версии выглядят и строже, и скромнее – того требовали правила работы «настоящего» художника, советская цензура и самоцензура. Зато Малаков уделяет в них особое внимание дизайну, в том числе графическому – западная стилистика оформления вывесок и витрин, по-видимому, стала для него не меньшим откровением, чем сексуальные парижанки.

Как раз эти две серии знаменовали переход художника от рисунка и акварели («Бенилюкс», 1960-1961)  к линогравюре («Вокруг Европы, 1961-1962), технике, которая стала его фирменной в сознании множества почитателей. Именно в гравюре выполнены его серии более позднего периода, пользовавшиеся огромной популярностью – «Средневековые сюжеты» (1962—1967) и «Завоеватели морей» (1963). 

Первая началась как попытка проиллюстрировать «Декамерон» Бокаччо – стандарный ход для советского художника, который хочет попробовать нестандартные сюжеты. Веселые куртизанки и блудливые монахи, хитрые бродяги и лихие бандиты – всех этих персонажей Малаков изобразил сочно, ярко, что называется, без цензуры. А его женские образы и вовсе можно считать в каком-то смысле предтечей иллюстраций Анатолия Базилевича к «Энеиде» Котляревского. Иллюстрации не были приняты цензурой, но породили целую серию работ, растянувшуюся на много лет. Второй хит Малакова – пиратская серия. Абсолютно сказочная, по самому своему определению свободная от каких-либо цензурных ограничений, она, казалось, вместила все фантазии художника о странствованиях, романтике и разухабистой пиратской жизни. Тема эта, очевидно, была настолько близка художнику, что часто на больших многофигурных листах (скажем, в работе «К новым берегам») он изображал самого себя, а, вернее, свое альтер эго – в виде маленького веселого пирата с бутылкой в руке.

Все свое зрелое творчество вынужденный уходить в сферы нереального, сказочного, нездешнего, Георгий Малаков был настоящим шестидесятником-романтиком, но не в надрывно-драматическом, а в витально-сказочном изводе этого типажа. Он постоянно искал возможность выразить в творчестве эту часть своей натуры. Помимо прочего, проиллюстрировал первую книжку украинского фантаста Олеся Бердника (1957 г.), да так, что писатель подписал ее: «Георгию Малакову, давшему лицо этой книге — благодарный автор».  Он постоянно искал возможности выйти за пределы строго очерченного советского мира, в котором нет места мечте. И потому с восторгом рассматривал Запад во время своего путешествия – ведь он для него тоже был частью романтической тайны.

Выставка в Национальном музее – прекрасный подарок любителям творчества Георгия Малакова, две эти серии воспроизводятся нечасто и мало известны широкой публике. Впрочем, сходить посмотреть на них стоит даже тем, кто, к примеру, любит у Малакова только пиратов. Ветер свободного мира гуляет по парижским улицам этих гравюр точно так же, как по волнам новых, неизведанных морей.

Приєднуйтесь до обговорення

Потрібно бути зареєстрованим користувачем, щоб коментувати.

Коментарі (0)