В центре Киева впечатляюще активными темпами строится новый пешеходно-велосипедный мост. Гигантскую конструкцию обещают открыть для прогулок всего через несколько месяцев – в конце весны, ко Дню Киева. Но проект уже успел оскандалиться: многие раскритиковали эту амбициозную инициативу властей, которую воплощают в жизнь за большие деньги и в короткие сроки. «Большой Киев» выяснил, почему не все гладко.
Как продвигается стройка и что нашли археологи
Пешеходный мост соединит Владимирскую горку и Крещатый парк, его длина составит 210 метров, а ширина в разных местах будет варьироваться от 6 до 14 метров в зоне смотровых площадок со стеклянным полом. Высота конструкции будет достигать 20 метров, а в самой высокой точке – 32! Так что сооружение получится очень внушительное, а не скромненькое. Сейчас на объекте много техники, а работы ведутся даже по ночам.
Сейчас на объекте много техники, а работы ведутся даже по ночам
В мэрии отчитываются, что мост будет стоять на четырех опорах, которые сейчас и устанавливают. «Эти опоры примыкают к склонам, одна – возле парка «Крещатый», вторая в парке «Владимирская горка». Еще две находятся возле Владимирского спуска. Все работы идут в штатном режиме. Первая колонна практически готова, также сделаны подпорные стенки с двух сторон Владимирского спуска. Сейчас работаем над подпорными стенками на участке, где раньше размещалась дискотека «Жаба», – рассказал замглавы КГГА Александр Спасибко.
Также он предупредил, что до 1 мая из-за строительных работ будет перекрыто движение по одной из четырех полос на проезжей части Владимирского спуска. «Кроме того, в будущем нам придется на одну ночь полностью перекрыть движение на спуске: будет построена временная эстакада, с которой будет проводиться монтаж пролетов основного моста над дорогой», – отметил Спасибко.
Археологи, которые проводят исследования на месте строительства, также отчитались о проделанной работе. Как уточнил замначальника архитектурно-археологической экспедиции Института археологии НАН Украины Вячеслав Баранов, исследования на объекте продолжаются с ноября 2018 года.
На Владимирской горке уже провели археологические исследования – находок, которые требовали бы музеефикации и из-за которых стоило бы останавливать работы, не обнаружили
По его словам, на Владимирской горке уже проведены масштабные работы, а сейчас наблюдают за участком возле Арки дружбы народов. «Исследования на этом участке никогда не проводились. Поэтому одна из задач, которую мы перед собой ставили, – установить, когда же была сделана та терраса, где сейчас стоит памятник Владимиру. Мы достигли цели. Была исследована прослойка из разных слоев почвы, которая укладывалась где-то в конце ХIХ века. Грунт сюда свозился из усадьбы Меринга, которая находилась между Крещатиком, Банковой и Институтской. Но ниже мы обнаружили наслоения более раннего времени, мы их датируем Х-XVIII веками. Нашли артефакты разного периода, в основном керамика, фрагменты тарелей. С точки зрения археологии участок был интересным и обогатил наши представления о средневековом Киеве. Сейчас мы считаем, что фактически был смыв склона сверху, где располагался Михайловский монастырь, и грунт оседал на месте нынешней террасы с памятником Владимиру», – рассказал Баранов. Тем не менее он отметил, что находок, которые требовали бы музеефикации и из-за которых стоило бы останавливать работы, не обнаружили.
Оправданно ли тратят деньги?
Из городского бюджета на строительство нового пешеходного моста выделяют 280 млн грн, 260 млн из них – стоимость строительно-монтажных работ. «Здесь очень сложный рельеф, кроме того склоны оползнеопасные, поэтому для их укрепления будет установлено около 400 свай, то есть для строительства делается очень мощная инженерная подготовка», – поясняют в мэрии.
Чиновники говорят, что новый мостик в центре станет визиткой Киева, одним из самых лучших мест, которые будут посещать туристы и киевляне, наслаждаясь шикарными видами Киева, а заодно и пополняя городской кошелек. Но далеко не все жители одобрили идею строительства моста за такие большие деньги. Киевляне подшучивают, что пока построится новый пешеходный мост в центре, полностью рассыплется в ожидании реконструкции печально известный Шулявский путепровод. Другие приводят в пример затянувшийся ремонт на станции метро «Святошин»: половину станции там приводят в порядок уже почти целый год.
Есть претензии и у городских экспертов. К примеру, Александр Кава считает, что в нынешней ситуации в стране и в городе в частности такой проект не нужен. «Он не решит ни одну проблему в Киеве и никаких новых туристов не привлечет, как пытаются оправдаться городские власти. Если учитывать состояние городской инфраструктуры и качество ее работы, тратить такие огромные деньги на такой мост просто глупо», – уверен Александр Кава.
Он вспоминает другие пешеходные мостики, которые оказались не так уж и востребованы. «Например, мост над улицей Институтской, возле Майдана. Еще пешеходный мостик возле бывшего Дворца пионеров и парка Славы. Это такие мосты, которые можно приехать, убрать и никто не заметит, что они исчезли. Но когда они строились, жителям тоже рассказывали, как это все нужно будет для туристов. За выделенные на проект деньги можно было бы купить 55 12-метровых троллейбусов для города или открыть четыре-пять новых маршрутов с небольшими интервалами движения, чтобы горожане экономили время в дороге. Можно было бы решить проблему сообщения Троещины с другими массивами: заменить маршрутки, которые идут на Петровку, на современные троллейбусы. Если что-то делается за счет горожан, то нужно было бы учитывать и их мнение и тратить деньги все-таки на то, что принесет им пользу», – говорит Кава и добавляет, что строительство затеяно для того, чтобы произвести вау-эффект.
Первый киевский городской голова времен независимой Украины Леонид Косаковский тоже полагает, что проект неприемлемый, но приводит другие аргументы.
«Даже если отбросить финансовую сторону, строительство пешеходного моста – это не такой вопрос, который сегодня стоит среди первоочередных. Но самая большая проблема в другом: мост уродует исторический киевский ландшафт. И много людей, которые опекаются сохранением исторической киевской среды, бьют тревогу. Но на это никто не обращает внимание. Безусловно, нынешняя киевская власть, как и любая, хочет войти в историю, чем-то отличиться, но делать это нужно не таким способом. Я как-то написал, что если архитектура – это застывшая музыка, то тут уже полная какофония. Архитектурно-строительное варварство, – делится мнением с «Большим Киевом» Косаковский. – У нас теплотрассы дышат на ладан – 80% изношены, ливневую канализацию не реконструируют и не проводится никаких серьезных работ по модернизации, школ и садиков не хватает, ни одной станции метро за последние годы не ввели. А тут появились лишние деньги».
Также собеседник «Большого Киева» напоминает, что строительство ведется в охранной зоне, которая находится «под присмотром» ЮНЕСКО. «Не знаю, как будут оправдываться перед этой организацией. Я считаю, что такие проекты, которые серьезно вмешиваются в историческую застройку, в ландшафт, должны воплощаться в жизнь только после серьезного обсуждения с киевлянами. В Швейцарии уже по такому поводу был бы референдум, а у нас решение не нуждается в обсуждении. Поэтому вопрос должен стоять не только в целесообразности строительства, но и в ответственности перед киевлянами, перед историей», – говорит Косаковский.
В мэрии же парируют, что проект разработан согласно законодательству, согласован с департаментом культуры, Министерством культуры, получены все необходимые разрешения, а ЮНЕСКО также было уведомлено о таких работах.
Забытый конкурс
Интересно, что пять лет назад, когда КГГА возглавлял Александр Попов, вопрос о строительстве мостика от Владимирской горки к Арке дружбы народов, по которому смогут прогуливаться пешеходы и ездить велосипедисты, уже поднимался. В 2013 году даже был проведен международный архитектурный конкурс на лучший проект. Да еще и не бесплатно – на него выделяли деньги из бюджета.
В 2013 году, когда КГГА возглавлял Александр Попов, вопрос о строительстве мостика от Владимирской горки к Арке дружбы народов, по которому смогут прогуливаться пешеходы и ездить велосипедисты, уже поднимался. Даже был проведен международный архитектурный конкурс на лучший проект
Тогда, как хвастались в мэрии, к участию привлекли лучших архитекторов и инженеров, а за понравившиеся проекты могли проголосовать и жители – на сайте департамента архитектуры и даже во время прогулки по Владимирской горке.
Но в итоге единого победителя так и не определили. Три лучшие идеи от швейцарского, испанского и британского архитектурного бюро было решено объединить и воплотить в жизнь. Но этим планам не суждено было сбыться. То ли не хватило денег, то ли политической воли, но о проектах и конкурсе успешно забыли. Получается, и деньги были потрачены впустую. Не вспомнило о тех проектах и нынешнее руководство города, для сегодняшнего строительства был разработан совершенно новый. Его с жителями не обсуждали, а попросту поставили перед фактом.