Стратегическое планирование: как не развиваются наши города

Автор: Григорий Мельничук
10:03 08.02.2019

Города стремительно меняются, как и тенденции изменений. Мы помним еще недавнюю моду на разные дизайнерские лавки, всевозможные муралы и скульптуры….
Читать дальше

Стратегическое планирование: как не развиваются наши города
оренда квартири Київ

Города стремительно меняются, как и тенденции изменений. Мы помним еще недавнюю моду на разные дизайнерские лавки, всевозможные муралы и скульптуры. Но как-то общий интерес к таким городским интервенциям спал. Не удивишь никого уже ни воркшопом, ни архитектурным конкурсом, светодиодные фонари и контейнеры для «особого» мусора стали обыденностью, а слово «партисипация» перестало быть ругательным среди чиновников.

Вместе с тем немало задуманного остается на бумаге. Нашумевшие «пилотные проекты» почему-то «не взлетают», разработанные и с экспертами, и с горожанами стратегии развития оказываются нежизнеспособными, а само понятие «урбанистика» нередко характеризуют как спадающее хипстерское движение. «Большой Киев» разбирался, как же на самом деле развиваются украинские города и что нам нужно, чтобы перестать «догонять лучших».

Вызовы: почему приходится модернизироваться

Уже почти 30 лет мы живем в состоянии перманентного реформирования государства, но вот к осознанной модернизации городов приступили сравнительно недавно. Еще недавно казалось, что вот нужно достроить все-все запланированные дороги-школы-метро-больницы, отремонтировать все ямы, засеять газоны травой и цветами – и заживем. Но как-то понемногу стало понятно, что «закончить ремонт в городе» практически невозможно, да и быстро меняющийся мир «дарит» новые вызовы.

улица
«Ремонт советского города»: новенький асфальт часто не делает улицу лучше, ведь тротуары не появились, а машины по жилому району ездят быстрее

Безвиз предоставил возможность многим людям путешествовать не просто в формате туриста, а сталкиваться с бытовыми нюансами «их» жизни. Что-то оказывается и у нас неплохо, что-то нужно просто брать и копировать, а какие-то вещи «там» появились в результате длительных и сложных процессов, их выстрадали. И отнюдь не из-за гражданской сознательности – жизнь заставила. 

Европа город
Без рекламы, с огромными трамваями и пешеходной зоной: «там» многое устроено иначе

С другой стороны, открытые границы усилили трудовую миграцию – явление отнюдь не украинское, а общеевропейское, и ему не одно десятилетие. Западные немцы ездят на работу в Люксембург, восточные – на запад Германии, поляки – к немцам, ну а наши – к полякам. Однако едут не только за длинным евро, но и за образом жизни, комфортной городской средой обитания. Даже отремонтированные, наши города оказались унылыми, скучными, неэффективными и неудобными в сравнении с западноевропейскими.

Пять уровней развития: от модернизации до стратегии будущего

Как определить, насколько соответствует современным вызовам город, насколько он современен? По наличию светодиодных фонарей, городской стратегии или, может, объему городского ВВП? Должен ли муниципалитет заботиться об уровне образования и продолжительности жизни горожан или только о расходах на содержание инфраструктуры? Как учесть интересы местного бизнеса и жителей и в то же время следовать мировым тенденциям и рекомендациям? Решений тысячи, но их можно разделить на условные пять уровней.

Первый уровень. Технологические инновации: заменить лампочки

Прогресс не стоит на месте, и технологии дают новые возможности. «Лампочки Ильича» меняются на светодиодные, с более ярким светом и меньшим энергопотреблением, деревянные окна – на металлопластиковые, на смену автомобилям на нефтяном топливе приходят электромобили… Но все это – механическая замена элементов инфраструктуры.

пробки
Даже если все авто в заторе будут электрическими – это лишь улучшит экологию, но никак не повлияет на транспортную ситуацию

Да, появляются новые свойства (энергосбережение, экологичность, доступность), однако на деле это не слишком влияет на реальное качество жизни. Если система не оптимальна сама по себе, это создает лишь видимость модернизации. Что толку от новенького троллейбуса, если график движения не прогнозируемый и их физически мало? Или фонари стоят на улице так, что на тротуарах темно? При этом это самые дорогие решения, так как по сути являются закупками, но имеют самый низкий стратегический эффект.

новые троллейбусы
Поставки новых автобусов не всегда означают, что на маршрутах их станет больше

Эти решения являются универсальными, поэтому должен быть национальный банк данных об опыте внедрения технических решений. Информация должна быть открытой, доступной любому, но вместе с тем не формировать монополии производителей или подрядчиков. Это функция профильных министерств, ассоциаций городов, отраслевых организаций – по сути, обмен опытом, что при современных технологиях коммуникаций может быть чрезвычайно быстрым.

Второй уровень. Совершенствование инфраструктуры: «Смарт-Сити» и оргрешения

Это организационные решения, но уже с использованием информационных технологий, интеллектуального планирования, анализа больших данных. Это и есть то, что называется «Смарт-Сити» в узком смысле этого слова. На самом деле этот уровень существовал и раньше, как организационные меры, но сейчас их трудно представить без опоры на данные. В то же время здесь начинают формироваться принципиально новые городские учреждения – по сбору и обработке данных, которые должны стать основой для управленческих решений.

схема
Смарт-планирование: транспортная модель города позволяет увидеть самые узкие места и прогнозировать последствия изменений

Этот уровень является менее затратным, чем первый, но может иметь лучшие последствия. Здесь находятся организационные решения: каким должен быть график движения троллейбусов (и как его донести до пассажира), когда зажигаются лампы уличного освещения и где в первую очередь надо установить те же евроокна, чтобы действительно иметь экономию энергоносителей. Этот уровень – о приоритетах, и здесь есть наилучшее соотношение затрат и результата в краткосрочной перспективе. И это можно достичь часто даже без первого «механического» уровня.

расписание трамваев
Расписания движения трамваев на остановках позволяют людям подстраивать свои планы и увеличивают пассажиропоток

Третий уровень. Устойчивое развитие инфраструктур: работа с задачами

Это привлечение нетрадиционных инфраструктур и решений к выполнению одного и того же задания. Очень простой пример – транспортное сообщение условного спального района с деловым центром. На первом уровне – замена старых троллейбусов на новые, сколько было –  столько и стало. На втором – усовершенствованные графики движения, выделенные полосы, преимущество троллейбусам на перекрестках с помощью светофоров. А на третьем – приобщение других способов передвижения: велодорожки, попутные авто, комфортабельные маршрутки (как альтернатива автомобилям), то есть совсем другая инфраструктура, но для тех же задач.

сортировка мусора
Сортировка мусора может сократить общее количество отходов и площадь свалок

Здесь мы говорим о современных общемировых подходах реализации потребностей, которые у всех на слуху. Устойчивая мобильность, вторичная переработка ресурсов, энергосбережение и энергоменеджмент, защита окружающей среды, инклюзивность и универсальный дизайн… Этих подходов немало, они являются универсальными, но все еще больше ориентированными на преобразование инфраструктуры. Это последний уровень модернизации инфраструктур, их устойчивое развитие, однако, происходит переосмысление приоритетов и подходов их развития.

люди на колясках
Адаптированный для людей с инвалидностью город позволяет им быть полноценными членами общества, а не лишь клиентами социальных служб

Изменения в городских институциях на этом уровне более глобальны. Если на первом уровне они не особо нужны, на втором появляются новые институции по сбору и анализу данных как вспомогательные, то здесь уже необходима структурная реформа мэрии. Невозможно совмещать функции содержания, контроля, развития, планирования, строительства в одном отраслевом учреждении, ведь инфраструктуры по своей сути ориентированы на расширение, а значит, и увеличение затрат. Нужны отраслевые аналитико-контрольные органы, профильные департаменты, которые будут определять политики в соответствии с принципами устойчивого развития.

Четвертый уровень. Интегрированное планирование: развитие территории

Если все предыдущие уровни универсальны, то здесь начинаются уже индивидуальные решения для каждого города, появляется как ключевой инструмент собственно стратегия города как единого целого. Интегрированное планирование – исходить не из инфраструктур, а из целей, задач, приоритетов развития территории. Формируют их заинтересованные стороны – по идее, местные жители (вот она, партисипация!) и местный бизнес, с мэрией в роли координатора и привлеченными экспертами-консультантами.

партисипация
Разработка стратегии города вместе с жителями – не форма народовластия, а консультации с пользователями

Здесь важно отбросить инфраструктуры как таковые на этапе планирования: зачем строить новую линию метро из спального района в центр, если там можно создать рабочие места, просто существенно снизив потребность в поездках на работу? Для реализации той же функции – «трудоустройство» – уже оказывается не нужна инфраструктура «транспорт» в прежних масштабах. И экономия на издержках денег и времени – налицо.

стратегия
Стратегии территорий должны учитывать самые разные факторы и интересы

Переход от планирования развития инфраструктур к работе со стратегическими целями потребует новой системы институтов – уже не только технологических центров, а аналитических и коммуникативных организаций, таких как инвестиционное агентство, офис развития города, департамент интегрированного планирования. Инфраструктуры отходят на второй план, могут сокращаться или исчезать, отдаваться на аутсорс. Очень большая здесь роль пространственного планирования города, а потому нужна административно-территориальная реформа и создание агломерации.

Вместе с тем это последний уровень, где люди для города – а не город для людей. Интегрированное планирование доводит инфраструктуру до идеала: если до этого город воспринимался как некий «большой ЖЭК» в понимании постсоветских хозяйственников, то так получается «город-ЦПАУ» или «город-ТРЦ», вся возможная инфраструктура для проживания и бизнеса. Интегрированное планирование – это «Смарт-Сити» в широком смысле слова, можно даже употреблять понятие вместо «умный город» – «мудрый город».

Пятый уровень. Здоровые города: реализация потребностей человека

Как мировой индекс счастья среди стран не идентичен их рейтингу по уровню ВВП, так и идеальная на первый взгляд инфраструктура города не гарантирует реализации всем знакомого пожелания – «живите долго и счастливо». Но город не просто инфраструктура для проживания, работы, торговых и развлекательных услуг. Это в первую очередь люди, человеческие отношения и базовые потребности для жизни.

одиночество в большом городе
В больших городах процент одиноких людей намного выше, чем в малых населенных пунктах

Город как человеческое сообщество может многое – и быть не пассивной, а активной средой социальной интеграции. Здоровье и долголетие, забота и любовь, самовыражение и признание, достижения и увлечения – эти и многие другие человеческие, а не инфраструктурные понятия становятся приоритетами города. И что самое интересное, это вполне измеримо, а значит, может служить индикаторами эффективности.

здоровый город
Здоровая городская среда подразумевает минимум использования автомобилей

Количество браков и разводов, рождений и самоубийств, брошенных и усыновленных детей, новых открытых бизнесов и семейных предприятий, трудоустроенных людей с инвалидностью, работающих по полученной специальности выпускников, продолжительность жизни, параметры неформального образования, благотворительности, заботы о престарелых – так оценивать эффективность города куда гуманней, чем в ВВП, пассажиропотоках и объеме привлеченных инвестиций. Это устойчивое развитие – но в широком смысле слова.

Не «Город-ЖЭК» или «Город-ЦПАУ/ТРЦ», а «Город-инкубатор», который с помощью физической и «мягкой» инфраструктуры активно формирует образ жизни человека, развивает собственный человеческий капитал – и не только как рабочую силу, делающую город привлекательным для инвесторов. Уникальный образ жизни и становится главной идентичностью города, не просто «умного» или «мудрого» города, но здорового и счастливого. Самодостаточной общины, реализующей свои потребности с минимальной внешней помощью.

совместно решают
Жители города много могут решить вместе, если осознают себя городской общиной

…Если постараться, «инфраструктуру человечности» можно отыскать и в нынешних украинских городах, в мире же тема «города здорового человека» все больше выходит на первый план.

Великий Київ у Google News

підписатися