Стоит ли что-то покупать в Черную пятницу

Автор: Анастасия Рымар
15:21 28.11.2019

Киев уже окунулся в атмосферу массовых покупок. Скидки к Черной пятнице предлагают все: от книжных магазинов до компаний, организовывающих образовательные…
Читать дальше

Стоит ли что-то покупать в Черную пятницу Фото: Катерина Френч, «Большой Киев»
оренда квартири Київ

Киев уже окунулся в атмосферу массовых покупок. Скидки к Черной пятнице предлагают все: от книжных магазинов до компаний, организовывающих образовательные тренинги. С ростом популярности Черной пятницы увеличивается и количество ее критиков. Люди не верят в реальность скидок, обвиняя бренды в обмане, не хотят толкаться в очередях и беспокоятся об окружающей среде – ведь в этот день очень легко купить то, что совсем не нужно.

Последние тенденции

Не успела Черная пятница набрать определенную популярность в Украине, как в мире появились новые модные тенденции. Все больше людей отказываются от покупок в дни скидок, чтобы не приобрести ничего лишнего.

Чрезмерное потребление и вездесущая реклама, доступность товаров разной ценовой категории приводят к тому, что люди постоянно покупают и выбрасывают огромное количество вещей, превращая планету в большую свалку.

В этом году более 450 брендов одежды присоединились к информационной кампании «Сделаем пятницу снова зеленой», цель которой – объяснить людям, почему стоит отказаться от массовых закупок в дни скидок. В основном это французские марки, а инициатором стал один из основателей бренда Faguo Николас Рор. Компании не будут участвовать в Черной пятнице – 2019, чтобы защитить окружающую среду.

магазин, витрина, черная пятница
Фото: Катерина Френч, «Большой Киев»

Покупателей призывают не вестись на влияние и манипуляции и сосредоточиться на содержимом своих шкафов. Например, пересмотреть ранее приобретенные вещи, продать или отдать ненужное и составить список того, что действительно необходимо.

Чрезмерное потребление и вездесущая реклама, доступность товаров разной ценовой категории приводят к тому, что люди постоянно покупают и выбрасывают огромное количество вещей, превращая планету в большую свалку

В ответ часть брендов обвинила организаторов в том, что они лишают единственной возможности людей получить доступ к слишком дорогим для них товарам. Николас Рор же утверждает, что просто пытается повысить уровень осведомленности в проблемах будущего планеты и даже не боится ради этого терпеть определенный финансовый ущерб.

Не отставать

В Украине тоже есть компании, которые выступают против Черной пятницы. Например, благотворительный магазин «Ласка» предложил вместо однодневной распродажи «вдумчивый и неспешный» шопинг на протяжении четырех дней: с 25 по 28 ноября.

«Мы ни в коем случае не против покупок, ведь мы любим вещи и благодарны каждому из наших покупателей. Но есть большая разница между бездумным, импульсивным шопингом и сознательным отбором действительно нужных вещей», – значится в объяснении «Ласки».

Время, сэкономленное в Черную пятницу, советуют использовать с пользой: разобрать гардероб, отобрать вещи для благотворительности, а также провести время в кругу семьи и друзей.

магазин, скидка, черная пятница
Фото: Катерина Френч, «Большой Киев»

Противников охоты за скидками поддержала и бывший министр здравоохранения Ульяна Супрун. На своей странице в Facebook она написала о рисках, поджидающих любителей Черной пятницы. В частности, предостерегла от нервов и растерянности, которые может вызвать истерия вокруг скидок. Поскольку все в этот день хотят купить лучшие товары за наименьшие деньги, шопинг превращается в охоту и сплошной стресс.

Как отмечает Супрун, кроме психологических, есть еще и физические риски пребывания в местах большого скопления народа: можно упасть и травмироваться, в толпе и с дефицитом кислорода повышается давление, существует риск подхватить вирус. Также обычно в дни распродаж увеличивается количество краж, а на дорогах перед торговыми центрами образуются пробки.

Лучше покупать не вещи, а опыт: путешествия, образовательные курсы, билеты на концерты и т. д

Ульяна Супрун советует выбрать онлайн-шопинг, но и тут есть свои минусы. Поскольку за такие покупки не всегда нужно платить сразу, довольно сложно оценить объемы и общую стоимость, купив в итоге больше, чем позволяют возможности. Кроме того, при покупках онлайн часто возвращают вещи, нанося дополнительный удар по окружающей среде и вызывая непредвиденные  расходы для бизнеса. 

магазин, скидка, черная пятница
Фото: Катерина Френч, «Большой Киев»

Устоять перед необдуманными приобретениями, по словам Супрун, помогут несколько простых действий. В первую очередь стоит составить список потенциальных покупок и магазинов, собрать свои ненужные вещи и отдать их на благотворительность. Также бывший министр призывает поддерживать украинских производителей – для экономического развития страны и меньшего влияния на экологию. А покупать, считает Супрун, лучше не вещи, а опыт: путешествия, образовательные курсы, билеты на концерты и т. д.

Если не убедили

Те, кто все-таки решил отправиться за покупками, должны помнить о главной цели маркетологов, придумавших Черную пятницу. В первую очередь ее используют для распродажи старых коллекций, неликвидных размеров и бракованных изделий. Кроме того, в ходе акции компании собирают полезную информацию о своих клиентах: их предпочтения, платежеспособность и т. д.

На товары из новых коллекций получить скидку более 10-15% невозможно. Но такой бонус могут предложить и в обычный день. Если же покупатель видит сниженную на более чем 50% цену – вещь из прошлых коллекций, к тому же стоит присмотреться к ее состоянию более тщательно.

магазин, скидка, черная пятница
Фото: Катерина Френч, «Большой Киев»

Что касается уже не нового приема за месяц до Черной пятницы повышать стоимость товара, чтобы потом якобы ее снизить, то этот вариант уже практически не работает. Люди стали готовиться к акции и мониторить цены заранее. Если такой прием и используют, то повышают цены уже за несколько месяцев.

В целом опытные покупатели отмечают, что в последние годы в Украине стали появляться реальные скидки в Черную пятницу. Однако, например на бытовую технику и электронику по-прежнему хороших скидок ожидать не следует. Наша страна не является производителем, поэтому максимум, что можно получить, – снижение в размере наценки импортера.

Есть и другие манипуляции, которые используют магазины: снижают цены лишь на несколько позиций, чтобы привлечь внимание клиентов, а также продают дополнительные товары в нагрузку.

Великий Київ у Google News

підписатися