Не так давно довольно незаметно на фоне бурных политических событий прошла крайне важная новость: впервые за всю историю число украинцев в возрасте свыше ста лет превысило тысячу человек. Чтобы ни говорили, но продолжительность жизни в Украине увеличивается, как и в целом в развитых и развивающихся странах мира. Человечество стареет, и к этому нужно адаптироваться.
Давно принято считать, что для долгожительства больше возможностей у жителей села: лучше экология, больше физических нагрузок (фитнес-центр можно пропустить, а покормить корову или протопить печь нужно каждый день), да и обитатели сел и маленьких городков, даже одинокие, больше общаются с соседями и имеют, как ни странно, зачастую больше социальных связей. Так что – отправляться на старости в «добровольную ссылку» куда-то в глушь или все-таки делать города более удобными для нас же самих, в не слишком далеком будущем?
Хороший город – не только для пожилых
Если вдуматься, то в наших городах лучше всего себя чувствуют молодые обеспеченные мужчины – всем остальным приходится в той или иной мере испытывать дискомфорт, а то и ежедневно «сражаться» с неудобствами и опасностями городского пространства.
Самая острая проблема в больших городах – транспорт, инфраструктура перемещения. Легко рассуждать о том, как хороши подземные переходы, проносясь по городу в автомобиле. Но совсем иначе все выглядит глазами пожилых, которым тяжело просто идти, не то что карабкаться по лестницам. Общественный транспорт также не идеален – да, троллейбусы и трамваи без ступеней – это хорошо, но регулярность движения и удобные маршруты все же важнее.
А, собственно, зачем перемещаться по городу? Ведь часто можно встретить мнение, что в общественном транспорте, особенно днем, одни пенсионеры. Но ведь они куда-то ездят, не все же используют транспорт для праздных экскурсий и поездок через весь город на другой рынок, где лук на пару гривен дешевле. Потребность во внутригородском транспорте – своеобразный компенсатор несовершенства пространственного планирования мест реализации наших потребностей.
Потребность в средствах к существованию – это про размещение рабочих мест зачастую в центре города, при их дефиците в жилых массивах. Да что там – в них часто нет в принципе возможностей разместить бизнес, разве что магазины и парикмахерские. Касается это и людей зрелого возраста, предпенсионного, раннепенсионного – ведь они часто также работают или подрабатывают. Важно, чтобы это можно было делать в пределах жилого района или поблизости.
Снабжение товарами в последнее время улучшилось – торговля в жилых районах получила большое развитие, редко за чем нужно ехать даже в другой район. Но это на первый взгляд, так как ценовые предложения и ассортимент в разных районах отличаются. Выручают стихийные рынки и ярмарки, но фактически многие горожане, в первую очередь те, кто старается сэкономить, за покупками ездят за пределы своего района.
Различные социальные услуги – третья причина поездок по городу. Образование, административные, медицинские услуги – все это важные точки притяжения, как и досуг, развлечения, социальные коммуникации. Зачастую смысла создания специализированных центров в каждом жилом районе нет – просто нет столько людей.
Но здесь может сработать принцип «не вы к нам, а мы к вам». Не заставлять клиентов ездить через весь город – а предоставлять услуги по очереди в нескольких районах. По понедельникам – в одном районе, по вторникам – в другом. Неудобно для сотрудников? Так проще возить их, чем генерировать куда большие потоки клиентов. Ну и, конечно, для таких сервисов в каждом районе нужны универсальные центры предоставления услуг – что-то типа наших центров предоставления административных услуг (ЦПАУ), только с большими возможностями.
Работа не для молодых: не выживать, а зарабатывать
Идея, что по окончании трудовой деятельности человек получает пенсию, достаточную для безбедной жизни, увы, утопия из индустриальной эпохи. Фактически хорошие пенсии получали далеко не все (шахтеры, высшие чиновники, сотрудники МВД и еще не так уж много категорий), остальным же приходилось рассчитывать на подмогу детей и различные подработки.
Сейчас же все больше работающих понимают, что достойная пенсия им не светит: зарплаты «в конвертах», перерывы в трудовой деятельности, да и часто просто невысокие зарплаты. На фоне увеличения продолжительности жизни это создает огромный потенциал для рынка труда – многие люди в «активном» пенсионном возрасте еще могут и хотят работать. Кроме того, немало для кого работа – и едва ли не единственная возможность «быть в обществе», но об этом поговорим позже.
На чем зарабатывают пенсионеры – тема отдельного и на самом деле очень нужного для нашего общества исследования. Приведем лишь несколько новых тенденций, появившихся относительно недавно. Итак, если такой человек хороший специалист и его опыт может быть полезен – то это прямой путь в обучающие центры в качестве тренера, ментора и иже с ними. Конечно, потребуется небольшая подготовка навыкам обучения, но такой опытный преподаватель куда ценнее тех, кто никогда не видел реального сектора экономики.
Собственно, ввиду динамичности рынка труда переквалификация может понадобиться на самых разных этапах жизни, уже редко кому повезет проработать всю жизнь «на первом дипломе». В сегменте людей предпенсионного и пенсионного возраста мировой тренд – так называемое «образование третьего возраста», когда в учебном процессе учитываются особенности поколений.
Еще одно направление – свое дело. Когда речь заходит о бизнес-инкубаторах и стартапах, мы зачастую представляем студентов-хипстеров из сферы IТ. На самом же деле это может быть поддержка микропроектов или самозанятости для людей разных возрастов. Например, кто-то хочет создать небольшое предприятие по рукоделию, а кто-то – предоставлять услуги сантехника/электрика по месту жительства, в своем районе.
Социальная интеграция: не остаться одиноким среди людей
Страх оказаться одиноким и никому не нужным, уйдя на пенсию, типичный для индустриального общества, где действительно нужны были только молодые и активные работники. К тому же в больших городах уровень социальной интеграции, как ни странно, ниже – мы зачастую не знаем своих соседей (да особо и не надо), и число социальных связей и принадлежностей к разным социальным группам ниже, чем в селах и небольших городках, где «все всех знают».
Принудительно знакомить людей, конечно, никто не будет, а вот создать возможности для появления новых социальных связей город может – собственно, это его изначальна историческая функция. Реализовать это должны коммуникационные центры микрорайонов, которые могут совмещать функции ЦПАУ, образовательных центров и мест проведения различных социальных мероприятий.
Именно на уровне таких центров могут реализовываться проекты социально полезной работы. Такое понятие получает распространение в развитых обществах, где в пенсионном возрасте подработки важны не сколько для дополнительного заработка, сколько для осознания нужности и вовлеченности в общественные процессы. Часто это такие работы, где нельзя предложить конкурентную зарплату для молодежи, однако через дополнительные нефинансовые стимулы можно привлечь людей постарше.
На самом деле в городе таких работ много – и зачастую тем или иным способом в этом участвует мэрия. Например, инспекторы по парковке в Германии часто бабушки-пенсионерки, живущие в этом же районе, и периодически они обходят вверенные кварталы, выявляя нарушителей. Руководители и персонал ОСББ – тоже возможности для нашей «целевой аудитории», как и няни в детсадах и детских комнатах, смотрители парков и скверов, медперсонал амбулаторий – да и тех же коммуникационных центров микрорайонов, которыми должны стать в том числе локальные библиотеки. Конечно, всему этому людей нужно обучать – и вновь на местах, в районах проживания.
Инфраструктура старости: живите долго и счастливо
Мы часто обращаемся к дорогим нам людям именно с пожеланием «живите долго и счастливо», однако в итоге долголетие означает и то, что многие окажутся в весьма почтенном возрасте не способными в полной мере себя обслуживать и требовать сторонней помощи. Присмотр за пожилыми немощными людьми – тяжелая тема, о которой редко говорят, но с которой сталкиваются многие семьи. Еще тяжелей, когда такие люди остаются одни – в силу жизненных обстоятельств, и это уже угроза оказаться на улице или даже лишиться жизни.
Ввиду низкой эффективности социальных служб и позиционирования домов престарелых как крайней меры, когда стоит задача обеспечить элементарную выживаемость людей преклонного возраста (а так оно изначально и было – дома для пожилых вдов появились более века назад), в нашем обществе больше принято рассчитывать, что родственники присмотрят в старости. В реальности это выливается в уйму бытовых проблем. Кроме того, «досматривающий» фактически выпадает из активного рынка труда, что довольно накладно.
Ключевая задача для города здесь – создание промежуточных опций, между домашним присмотром и домом престарелых для одиноких. Таких вариантов может быть много: например, отдельные жилые блоки для таких людей, но внутри жилых районов (с мерами безопасности, медицинским обслуживанием и т. д.), отели-хостелы для таких людей, если досматривающий член семьи вынужден отлучиться, социальные службы на дому, парамедицинская помощь…
Ключевым вопросом по домам престарелых остается их закрытость и, соответственно, довольно негативное восприятие как некоего хосписа, где доживают. Внешние моменты открытости – это интеграция таких заведений в общественные процессы (внешние мероприятия), хорошие возможности для посещения (детские площадки, чтобы играть с внуками-правнуками), разнообразные занятия, а не просто сидение-выживание.
Если же говорить о более глубинных вопросах доверия, то здесь самое важное – общественный контроль и в то же время поддержка таких заведений. Ключевое место здесь играет опекунский совет – опять же, сейчас часто формальный орган, созданный с подачи текущего руководства самого же дома престарелых. В «докоммунистические» же времена опекунские советы в городах часто были чрезвычайно престижными и членство в них являлось показателем статуса в обществе.
И конечно же, должны существовать кризисные центры – для оперативной помощи людям пожилого возраста, с соответствующим штатом не только медиков и психологов, но и юристов, транспортных сервисов. Все это задачи города как общины, каждый член которой должен понимать, что когда-нибудь и он может оказаться клиентом этой системы социальной, нет, не помощи – а поддержки.