Спектакль политзаключенного в Киеве

Автор: Надія Музлова
14:55 28.11.2018

Допремьерный показ, первая леди, министры и представители иностранных посольств, журналисты центральных телеканалов. Пьесу называют пророческой для автора и злободневной для…
Читать дальше

Спектакль политзаключенного в Киеве Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Допремьерный показ, первая леди, министры и представители иностранных посольств, журналисты центральных телеканалов. Пьесу называют пророческой для автора и злободневной для Украины. Но в темном театральном зале вспоминаются мировые антиутопии и театр абсурда прошлого века, стеклянный дом с занавесками на окнах по расписанию, Старший Брат и люди-носороги. Хорошо бы прийти на спектакль по билету, не зная ничего об авторе, и услышать его фамилию в финале.

Высокопоставленные гости

Номера, Сенцов, пьеса
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Не знаю, как часто театральные постановки удостаиваются такого внимания, но во вторник, 27 ноября, в Довженко-центре точно большое событие: сюда прибыли первая леди Марина Порошенко, министр культуры Украины Евгений Нищук, уполномоченный Верховной Рады по правам человека Людмила Денисова, исполняющая обязанности министра здравоохранения Ульяна Супрун и журналисты всеукраинских телеканалов.

Номера, Сенцов, пьеса
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Приглашены представители посольств. Судя по английской речи, среди зрителей как минимум зарубежные гости присутствуют. 

Номера, Сенцов, пьеса
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Спектакль поставлен при поддержке Украинского культурного фонда. Автор – украинский режиссер – написал пьесу еще в 2011 году. Теперь ее называют пророческой: герой произведения, как и его автор, не желает мириться с существующим положением вещей и решает бороться. При этом все герои на сцене – без имен, только с номерами, что создает ассоциацию с номерами тюремными. Именно за решеткой и находится ныне автор.

Номера, Сенцов, спектакль
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Номера, Сенцов, спектакль
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Перед спектаклем к зрителям со сцены обращается Марина Порошенко: «Кожен українець повинен відповісти для себе на одне питання: чи маємо ми достатньо мужності і мудрості для того, щоб іти шляхом єдності, тому що тільки в єдності ми можемо вистояти і перемогти. .. Дуже важливо, щоби ми не перетворитися на номери, які не мають власних імен, які не мають власної історії, не мають власної держави».

Привет из прошлого

Номера, Сенцов, спектакль
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Сцена круглая и движется, костюмы – черно-бело-красные, герои – клоуны в цирке, паяцы. С широкого экрана к ним обращается некий авторитет, высшее существо, которое передает бразды правления первому по счету из паяцев.

Новоиспеченный лидер тут же вводит свои правила: назначает всем имена, устанавливает, что и когда должны делать, и главное – по его команде. И даже личная жизнь – с ближайшим номером и на «батуте».

Номера, Сенцов, спектакль
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Что-то знакомое всплывает сразу: Евгений Замятин со своей антиутопией «Мы» (1920 год), где жизнь в доме со стеклянными стенами, вместо имен – шифры из букв и цифр, а для личной жизни – занавески по расписанию.

Номера, Сенцов, спектакль
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Руководитель цирка то ли существует, то ли нет – он на экране в течение всего спектакля, но видоизменяется внешне, в событиях не участвует. Вспоминается роман Оруэлла «1984», в котором на каждой стене был плакат с портретом, от взгляда которого нигде не скрыться, и подпись «Старший Брат смотрит на тебя».

Эти два программных произведения 20 века стали следствием революций и тоталитарных режимов ушедшего столетия. Но история давно минувших дней, по-видимому, все еще не завершилась.

Номера, Сенцов, спектакль
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Ружья нет, но как будто стреляет

По ходу спектакля совсем некстати вспоминается пьеса «Носорог» Ижена Ионеско, впервые поставленная в 1959 году. В ней жители сначала громко возмущались прогулками дикого животного по цивилизованному городу, а потом сами по доброй воле превращались в толстокожее создание с рогом, просто потому что их больше и они сильнее. Прямой связи с «Номерами» здесь нет, и даже наоборот – герои украинского режиссера вначале пытаются сопротивляться или хотя бы размышлять: так ли должно быть. Однако ближе к финалу все привычнее для них становится «носорожья» жизнь.

Номера, Сенцов, пьеса
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Номера, Сенцов, пьеса
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Будь хоть у одного героя спектакля оружие – я бы ясно увидела Германию 1920-1930-х. И ружья таки должны были быть: по замыслу автора герои пьесы не циркачи, а биатлонисты. Но режиссер Тамара Трунова вынуждена была сократить изначальный сценарий и переработала его в соответствии со своим видением.

Сенцов, Номера, пьеса
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Автор не мог участвовать в постановке и просто доверился коллеге, написав только, что «…хотелось бы подчеркнуть, что это буффонада, гротеск. Главное задание пьесы – это развлекать. Это должно быть смешно с начала и до конца». Гротеск был, смешно не было. Видимо, за сто лет антиутопий и абсурда все еще не настало то время, когда можно будет посмеяться.

Сенцов, Номера, пьеса
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Совсем скоро

Аплодировали стоя. Гости из Торонто определили спектакль как авангардный, вспоминали виденную перед этим выставку «Курбас. Нові світи» в «Мыстецком арсенале», находили сходство. От всего увиденного на сцене под впечатлением, но значение нумерации и причины рамок и условностей героев надо еще осмыслить.

Сенцов, Номера, пьеса
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Сенцов, Номера, пьеса
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Слов в постановке не так много, акцент на пластике движений. Создатели мечтают показать спектакль на зарубежных театральных подмостках. Но начнут, скорее всего, с гастролей по Украине – уже интересовались постановкой Львов и Харьков. Однако это путешествие будет не из легких: с собой придется везти и круглую поворачивающуюся сцену, и световые приборы. К тому же часть выручки с билетов пойдет на поддержку семей политзаключенных. Ведь автор сценария – Олег Сенцов.

Сенцов, Номера, пьеса
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Премьера в Киеве – 7 декабря в Центре Довженко.

Сенцов, Номера, пьеса
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Великий Київ у Google News

підписатися