Британский режиссер и актер Кеннет Брана берется за экранизацию «Убийства в Восточном экспрессе» Агаты Кристи и сам играет Эркюля Пуаро. В одном он уделывает своих предшественников точно: таких невообразимых усов на физиономии великого сыщика мы еще не видели
Каждое поколение вправе расчитывать на свою экранизацию «Убийства в Восточном экспрессе». Классическая история, герметичный детектив с полутора десятками персонажей в поезде и одним трупом. Это не только сложная техническая задача – поддерживать зрительский интерес, помещая действие в ограниченном пространстве железнодорожных вагонов, – но и своеобразный снимок киноэпохи.
Традицию приглашать для исполнения многочисленных персонажей – от главных до второстепенных – звезд первой величины заложил Сидни Люмет в 1974 году.
В 2017 году звездный состав приносит в жертву героя Джонни Деппа. Последний, к слову, чуть ли не впервые за несколько лет снова чертовски хорош.
Перед новой картиной стояла очевидная проблема. Большая экранизация романа Кристи класса А в 1974 году разыгрывала карту детектива. Там были суперзвезды своего времени, большой режиссер и, наконец, главное – финальный акт, в котором Пуаро медленно и со вкусом снимает обертку с конфеты под названием «кто убийца».
Переносить на экран историю, надеясь, что никто не знает, кто же на самом деле является убийцей, уже нельзя. Поэтому режиссер Кеннет Брана, сделавший себе имя на экранизациях Шекспира, отправился навстречу зрителю в другом поезде.
Сперва кажется, что ты вообще находишься в другом фильме. Иерусалимское вступление напоминает скверный анекдот, а чудовищные усы Пуаро и боевой балет в исполнении одного из пассажиров Восточного экспресса заставляют подумать, что это Гай Ричи экранизирует комикс по мотивам Кристи, в котором Пуаро будет стрелять отравленными волосками из своих пышных усов по недругам, а поезд в конце концов красочно взорвется.
Но фильм очень скоро успокаивается, возвращается на рельсы истории и идет по знакомому маршруту. Хотя в детективной истории уже не настолько важна тайна смерти, она продолжает работать как последовательное раскрытие загадок.
При этом Брана делает очень любопытную вещь, которую с классическим английским детективом проделывают в кино не так часто. По сути, сам жанр детектива – это победа рационального разума над хаосом. Детектив классического периода утверждает принципиальную познаваемость людей так же, как ученые XIX века провозглашали познаваемость природы.
Классический Эркюль Пуаро, как и тот же Шерлок Холмс, лишен этической составляющей. Он – часовщик, который должен разобраться, как устроен сложный механизм преступления. Остальное его не заботит. В романе он показательно отстраняется от финального выбора.
Новая экранизация – это скорее современный комментарий к истории Агаты Кристи. В глазах нашего современника закон и мораль – вещи если и не одинаковые, то идущие в ногу. История «Убийства в Восточном экспрессе» позволяет их противопоставить.
Оказавшийся между ними смешной человечек с нелепыми усами, бравирующий безупречной работой своего мозга, будет поставлен перед необходимостью выбора.
В общем, это уже не старомодная история о гениальном сыщике, раскрывающем любые преступления. Это современный рассказ о человеке, который расплачивается за каждое раскрытое им преступление частичкой сердца.
Времена меняются, истории остаются.