На экраны выходит «11 дітей з Моршина» Аркадия Непиталюка. Фильм позиционируется как семейная новогодняя комедия и собрал действительно крупное количество имен – от настоящих эксцентричных миллионеров и известных медиаперсон до легендарных актеров. Зрительское внимание ему вполне обеспечено, однако, вполне возможно, что после выхода из кинотеатра вы можете испытывать легкое недоумение. Этот фильм не является тем, чем кажется.
Официальный синопсис фильма сообщает, что речь пойдет о метеорите, на месте падения которого якобы был основан город Моршин. И вот им хочет завладеть управляющая торговым центром по имени Снежана, так как в составе метеорита находится редкоземельный металл осмий, который стоит безумных денег. Но завладеть этим сокровищем ей будут мешать 11 детей, которые объединятся, чтобы отстоять сокровище и не дать попасть ему в нечестные руки.
Выше написанное – очень интересный и редкий пример в истории не только украинского, но и мирового кино. Это сознательно неправдивое описание сюжета фильма. Оно настолько уводит от того, что тут происходит, что вся промо-кампания картины даже «забыла» показать, кто является в фильме главным героем. В рекламных материалах фильма часто фигурирует слово «афера», и, как оказывается, отчасти это касается его подачи зрителю. «11 дітей з Моршина» – это фильм про аферу, и тот же принцип применяет команда, преподнося его зрителю как семейную приключенческую комедию. На деле фильм явно вдохновлен творчеством Стивена Содерберга, особенно «11 друзьями Оушена». Как вы понимаете, название на это и намекает.
Наш главный герой по имени Сашко (Александр Пискунов) выходит из тюрьмы с намерением отомстить тому, кто его туда несправедливо упек. Это управительница торгового центра по имени Снежана (Елена Лавренюк), которая обвинила Сашка в расхищении денег детского фонда. Вдобавок от него ушла девушка. Она – дочь владельца этого же торгового центра и должна унаследовать его, так как ее отец умер (почему и как – в фильме не упоминается). Теперь девушка встречается с братом Снежаны Артуром и даже готовится выйти за него замуж, но все это, конечно, часть плана по завладению торговым центром. В торговом центре возвышается огромная стеклянная колба с призовыми деньгами, которые должны достаться стотысячному посетителю заведения. Выйдя из тюрьмы и убедившись, что его бросила невеста, зато дети в театральном кружке, руководителем которого он был раньше, по-прежнему ему верны и рвутся помогать, начинает воплощать свой план мести. Сначала для этого нужно похитить эти деньги.
Как легко можно увидеть, источником вдохновения «11 дітей з Моршина» явно были «11 друзей Оушена», как и в принципе вообще творчество Стивена Содерберга. Сцена ограбления торгового центра свидетельствует о том, что «Счастливчика Логана», еще один фильм про ограбление того же режиссера, создатели тоже аккуратно законспектировали. Картина Непиталюка даже не особенно обращает внимание на то, что сценарий иногда активно против таких источников вдохновения. Детей, например, вовсе не 11, а 13. Они на ход фильма никак не влияют, ему особенно не нужны и введены в действие с большими трудностями только в начало и конец. Есть даже впечатление, что все три сценариста, указанные в титрах фильма, писали каждый свой сценарий, а потом попытались как-то помирить все написанное ими между собой. В какой-то момент в фильме наконец-то появляется история про метеорит, стоящий безумных денег, израильский профессор и криминальный авторитет, решающий все проблемы при помощи циркулярной пилы и имеющий свой интерес в торговом центре и отношение ко всем героям.
Разобраться, правда, во всех хитросплетениях сюжета, наверное, не стоит даже пытаться, потому что ничего, кроме головной боли, вы не получите, несмотря на то что этот фильм вроде бы является фильмом про аферу и, по идее, должен особенно тщательно продумать все логические связи в сюжете. «11 дітей Моршина» очень простодушно делает вид, что если создать в каждой сцене особенно легкое настроение, напичкать его шутками и песнями Алена Алена и Сергея Бабкина, который сыграл в фильме одну из ролей, то и так сойдет. При этом картина действительно сохраняет важные структурные части фильмов про аферу. Например, необходимое финальное объяснение, в котором зритель наконец-то понимает механику всей аферы. Тут тоже есть нечто подобное, но в довольно ограниченном объеме, так как достоверно объяснить все в этом фильме невозможно.
Средняя часть фильма, в которой он облегченно выдыхает, забывает о детях и рассказывает свою основную историю, смотрится не так уж и плохо. Хотя фильм слишком увлекается шутками, подмигиваниями взрослой аудитории и продакт-плейсментом центра Lavina Mall, где была снята чуть ли не половина картины, он выглядит немного лучше, чем большая часть массового кино в Украине. Тут есть даже целиком удачные сцены, вроде торговли Снежаны с покупательницей пентхауса в еще не существующем доме, который стоит на месте, где якобы таится драгоценный метеорит. В фильме все-таки есть минимальная кинокультура и желание хотя бы немного разнообразить планы и способы съемки. Тоже не без необъяснимых моментов – например, первая сцена без причин и предупреждения снята в черно-белом изображении, но желание действительно есть.
Но главное ощущение, которое выносишь из кинотеатра, – это то, что ты посмотрел как будто два отдельных фильма. Одинаково хаотичных, но направленных на совершенно разную аудиторию. Первый – семейное кино с теми условностями приукрашенной действительности и соответствующей степенью достоверности и детьми в качестве героев. Второй – фильм про аферу для более взрослой аудитории, хотя в той же фантазийной и иногда уже шизофренической действительности. Например, попробуйте разобраться, где происходит большинство действия фильма, если торговый центр находится в «большом городе», а все, что происходит вне его, – в Моршине, но герои, кажется, не замечают, что это два разных места. В этом втором фильме есть моменты, странные для детского кино: присутствует сцена с кровью, причем достаточно необоснованно выглядящая достаточно натуралистично, а один из персонажей, миллионер с криминальным как прошлым, так и настоящим, собирается распилить другого персонажа пополам. До расчленения дело, конечно, не доходит но сам персонаж криминального босса в исполнении Гарика Корогодского не выглядит и злодеем из детских фильмов. Антураж для него создан вполне узнаваемый для злодеев из как раз семейных фильмов (например, он плавает в своем бассейне в гигантской надувной уточке), он говорит и действует как персонаж фильмов для другой возрастной категории.
В целом, «11 дітей Моршина» смотрится жизнерадостным, но очень разбалансированным фильмом, который так и не решил, к какой публике он должен апеллировать. Он пытается угодить всем, но для этого ему приходится немного мошенничать, особенно если учесть то, как этот фильм подавался публике до своего выхода на экраны.