Сколько веревке виться в киевских парках

Автор: Максим Мухин
14:41 21.09.2016

Завершившийся летний сезон показывает, что парк механических аттракционов в киевских зонах отдыха устарел морально и физически. В городской бюджет на…
Читать дальше

Сколько веревке виться в киевских парках
Світлодіодне освітлення

Завершившийся летний сезон показывает, что парк механических аттракционов в киевских зонах отдыха устарел морально и физически. В городской бюджет на его обновление средства не закладываются, а частный бизнес не спешит с инвестициями в сферу массовых развлечений. Главные причины – дороговизна оборудования, низкая платежная способность населения и короткое лето для работы под открытым небом 

«У людей денег становится все меньше и выбор за эти деньги невелик. Если папа может отказать себе в бутылке пива на выходных, чтобы ребенок поиграл на батуте или надувных горках, то для молодежи выбор ограничен. Нет романтических аттракционов, колесо обозрения доживает последние годы», – делает выводы директор одного из коммунальных парков отдыха, отказавшись называть свое имя: «вы напишете, а мне здесь еще работать».

По данным отдела садово-паркового хозяйства коммунального предприятия «Киевзеленбуд», которые имеются в распоряжении «Большого Киева», в настоящее время в столице насчитывается 111 парков. А в 2005 году их число составляло 127. Только в четырех местах работают стационарные аттракционы, это – Парк партизанской славы, парк «Победы», Центральный и Голосеевский парки.

При этом внешний вид и техническое состояние коммунальных аттракционов навевают грусть. Все они ежегодно проходят обязательную аттестацию и проверки, но морально и функционально устарели много лет назад. Как правило, это модернизированное и покрытое не одним слоем краски наследие советской эпохи. Обслуживающий персонал в разговорах с «Большим Киевом» особого энтузиазма не выказывает, перспективы всей сферы далеко не радостные. Город не покупает новых аттракционов, а частный бизнес не в состоянии предложить качественное развлечение.

«Ну что они могут привезти? Горки, батуты, тир какой-то. Разве это нужно, чтобы развлечься? Вот куда пойти влюбленной паре, где провести свидание? Ну, не на батуте же. Нужен комплекс аттракционов, а на это нет денег», –говорит администратор одного из парков.

В последний раз Киев покупал аттракционы еще в 2005 году, тогда было приобретено три единицы на общую сумму 1 млн 985 тыс. гривен.

Начальник отдела департамента культуры Киевской городской государственной администрации (курирует работу парков культуры и отдыха) Елена Ващенко вспоминает, что до Революции достоинства велись переговоры с итальянским оператором парков развлечений.

«Но события на Майдане и последующие боевые действия на востоке, возможно, повлияли на решение пока отложить переговоры. Киев очень интересен данному бизнесу, но не забывайте, что у нас есть свои особенности. У нас очень короткий сезон, к тому же то жарко, то дожди. В такую погоду люди не идут в парк», – рассказывает Ващенко «Большому Киеву». 

По ее словам, винницкому заводу «Аналог», который занимается продажей и модернизацией стационарных парковых аттракционов, поступало предложение от киевских властей оснастить парк на Трухановом острове. Но ответа из Винницы не последовало. Не удалось связаться с представителями завода и «Большому Киеву».

Жизнь по средствам

«Посещаемость упала в разы, тяжело работать в парковых зонах, все стремятся попасть в помещения, в ТРЦ. Там можно работать круглосуточно. Стационарные аттракционы в парках работают от силы месяц-полтора, если теплый апрель-май. Потом люди разъезжаются по курортам, остается сентябрь-октябрь. И то, если с погодой повезет. Опять-таки, те же батуты и надувные горки. Летом они страшно нагреваются на солнце, подойти к ним нереально. А тени в парке для всех не хватает, начинаются конфликты», – рассказывает «Большому Киеву» Андрей Грицанчук, совладелец компании Fun group, которая занимается продажей и арендой аттракционов.

По его наблюдению, в основном покупатели и арендаторы обращают внимание на аттракционы с быстрой окупаемостью. Как правило, это мобильные надувные горки, манежи, батуты.

«Капитальные, механические аттракционы не пользуются уже спросом, с ними много работы. Да и мало их в Украине осталось, в основном наследие СССР да чехословацкие еще. Немного из Крыма успели вывезти до его аннексии и в период оккупации. А закупать заграницей с нынешним курсом валюты не разумно», – заключает Грицанчук.

В свою очередь директор компании «Аттракцион сервис» Виталий Дорошенко отмечает, что рынок парковых развлечений перенасыщен батутами и горками. Основная причина – дешевизна, быстрая окупаемость и простота с разрешительными документами.

«Чтобы работать капитально, необходимо пройти несколько кругов разрешений. Начинаем все с районной администрации, потом всяческие «зеленбуды» и «благоустрои». Параллельно ГСЧС, СЭС и так далее. На все уходит до трех недель, потом начинается оплата. Месяц работы обойдется от 10 тыс. грн», – объясняет «Большому Киеву» Дорошенко.

Он обращает внимание, что при оптимальных условиях парк развлечений окупается за десять лет. А если аттракционы китайского производства – за пару лет. Но через два-три года они придут в полную непригодность. Поэтому бизнес, который смотрит далеко вперед, ориентируется на европейских производителей. Тем более что даже с учетом текущего курса валют, дешевле купить готовый аттракцион в Европе, чем модернизированный вариант в Украине.

«Это сфера развлечений, здесь не ищите быстрых денег. Нужно целенаправленно работать. Поверьте, я в этом бизнесе с 1998 года, могу многое рассказать», – заключает Дорошенко.

По подсчетам экспертов рынка, стоимость входного билета на аттракцион рассчитывается по формуле, которая предусматривает окупаемость его приобретения в течение двух лет. А в связи с девальвацией гривны цену приходится повышать, но не каждый потребитель может позволить себе платить больше. Другое дело – батуты и горки, они окупаются за сезон–полтора. 

«Как вариант: делать единый входной билет на все аттракционы, но для этого нужно иметь целый парк. А таких почти не осталось», – рассказывает Грицанчук.

Деньги растут на деревьях

«Посмотрите, какой парк открыла городская администрация в Харькове, а у нас городу пока нет дела. Скоро в парках ничего не останется, только батуты да веревки», – сетует администратор столичного парка. Действительно, на сегодняшний день веревочные парки присутствуют почти во всех зеленых зонах Киева. В первую очередь это связано с большой популярностью и коротким сроком окупаемости. При средней стоимости базового веревочного парка в 70-100 тыс. грн. минимальная цена билета составляет 100 грн.

Представители этого бизнеса не спешат делиться своими успехами, отделываясь отговорками, что они сами люди наемные.

«Ничего не знаю, мое дело взять деньги и сдать кассу, я на ставке работаю. Тут много всего нужно сделать и провести инструктаж, и выбрать маршрут для пользователя, «страховку». Я думаю, если уже второй год работаем здесь – то это выгодно», – говорит Андрей, оператор веревочного аттракциона в парке «Победы».

Представитель компании «Молодой лес», которая занимается развитием веревочных парков под брендом Seiklar, Олег Полиденько также отказывается разговаривать о финансовой составляющей бизнеса. По его словам, веревочный парк – это частный бизнес и его стоимость зависит от фантазии собственника.

«По сути, главные вложения – это тросы, деревянные бруски и доски, снаряжение (карабины, ролики, страховки, каски). А дальше все будет зависеть от того, что вы из этого будете строить. Поэтому даже теоретически нельзя просчитать его окупаемость», – рассказывает «Большому Киеву» Полиденько.

По словам эксперта, для организации парка необходимо выбрать дерево, которое отвечает нормам «Киевзеленбуда». При этом придется взять разрешение на высотные работы. Согласно законодательству любая деятельность на высоте выше 130 см отвечает таким требованиям.  

Великий Київ у Google News

підписатися