Последние два года государство усиленно занимается реформированием сферы образования, в первую очередь начальной школы. Однако и в высших учебных учреждениях уже говорят не о приобретении знаний, а о «формировании навыков и компетенций». Очевидно, толчком к этому послужило недоверие общества к существующей государственной системе и ее многоголосая критика родителями. Распространение соцсетей и создание профильных групп сыграло не последнюю роль.
Начальное образование: родители довольны?
Одним из наиболее заметных и обсуждаемых изменений стало внедрение НУШ. В этом году родители вели своих первоклассников, уже зная, что их ожидает. Большинство родителей осведомлены о реформе образования, и две трети из них довольны уровнем знаний и навыков, получаемых в школе. Министерство образования приводит результаты исследования «Новая украинская школа: восприятие населением», которое провел правительственный контактный центр. В опоросе приняли участие 1800 респондентов.
Почти 90% из них знают о реформе. Около 65% родителей, чьи дети стали первоклассниками в 2018-2019 учебном году и учились по новым стандартам, отмечают, что детям нравится посещать школу. Половина таких родителей выставила по данному пункту оценку «5», вторая половина – «4». Детям нравится, а что со знаниями? Уровнем знаний и навыков, которые получают дети в школе, удовлетворены 25,2% и скорее удовлетворены – 41,9% родителей. Чем же довольны родители, что их сильно беспокоит и какой увидели реформированную школу те, кто привел туда ребенка впервые.
Первая неделя понравилась
Фотограф и журналист в прошлом Марина Брикимова в первые дни сентября привыкала к тому, что сын Лева уже вырос. Теперь он школьник, хотя недавно Марина сама только была выпускницей. Другие мамы шутят: еще совсем чуть-чуть и будем слезы украдкой вытирать не на 1 сентября, а на их выпуске. Первые мысли, конечно, о том, как примет перемены сам первоклассник: «Я хотела идти в школу, а Лева не особо рвался», – говорит Марина. Хотя со счетом и знанием букв все в порядке, мальчик уже в жизни ощутил потребность в знаниях: хочешь взять из холодильника кефир, а как его не спутать с пакетом с молоком, – надо читать. Но неизвестность, новые правила жизни пугали. Стихотворение на линейке, любимые макароны в столовой – и процесс адаптации пошел.
«Леве нравится, нет резкого отторжения, что был-был садик и резко все изменилось, – делится мама. – Хорошо, что нет тяжелого рюкзака. Например, у племянника, когда он шел в первый класс, рюкзак весил как мой взрослый с аппаратурой. У Левы тетради и все принадлежности остаются в классе, у каждого ученика они лежат в специальных боксах». Это не значит, что школьники потеряли обязанности и не формируется ответственность: например, надо следить за состоянием карандашей и носить их на починку домой.
На первом плане пока физическое и эмоциональное состояние. Хорошо, что уроки по полчаса и мальчишка не так устает. Ведь до конца лета он еще спал днем и теперь без дневного сна в постель просто падает в 21:00. Хорошо, что нет обязательных брюк, иначе бы на активном ребенке они уже к концу дня выглядели ужасно. Реформа в системе питания и разнообразное меню, которое сейчас внедряют в киевских школах, не так важны: голодным он будет, и так все есть, сам знает, каких продуктов ему нельзя. Тут от себя хочется добавить шутку многодетных мам: «Научилась готовить просто, просто каша или просто пюре с котлетой, чтобы не вытаскивать из тарелки одного морковку, у другого – лук, а у третьего – мясо».
Чего бы хотелось добавить: продленку во втором классе. Вопрос, куда деть детей начальной школы после занятий, беспокоит родителей каждый год. Второклассник, по мнению Марины, еще не готов будет оставаться один дома, а подавляющее большинство родителей работают и присматривать за детьми физически не могут. Не у всех есть бабушки или возможность нанять помощников. Так что школьная продленка – самый болезненный момент для родителей.
Первый класс спустя пять лет
Психолог Светлана Созонова 2 сентября провела в школу (г. Ирпень) пятиклассника и первоклассника. «Пять лет назад было четыре первых класса, в этом – уже восемь, – отмечает собеседница «Большого Киева». – Школа переполнена, и помещения с окнами, которые раньше были частью коридора, обеспечивая его светом, теперь переделаны в классы». Маму изменения последних лет в сфере образования как раз не радуют.
Либерализация системы и борьба с финансовыми поборами привели только к отстранению школы от решения практических задач и повышению вседозволенности со стороны даже не учеников, а именно родителей. Да, теперь многие родители не сдают деньги на нужды школы или класса. Но если родительский коллектив все-таки что-то закупал для своего класса, то теперь не передает материальную базу на баланс школы. Переводя детей в средние классы, родители забирают все: «Хорошо хоть штукатурку не обдирают», – грустно шутит Светлана.
На первом звонке прямо во время выступлений родители выходили в открытый центр, чтобы сфотографировать свое чадо. В итоге выстроилась целая шеренга таких «фотографов» которые закрывали зрителям (в том числе первоклашкам) саму сцену, а выступающие в свою очередь в первом ряду видели сплошные спины взрослых. Уважение к школе и друг другу стремительно падает. В эту же стопку проблем можно положить цветные тетради, которые с этого года учителя не имеют право завернуть в непрозрачные обложки. «Как результат, у учителя в глазах пестрит, а у детей конфликты, чья тетрадь лучше», – поясняет мама.
Как может разнообразно накормить детей один повар на восемь только первых классов, почему за еду расплачиваться в школе можно только банковскими карточками, зачем они первоклассникам и много других чисто практических вопросов. Но есть и более глобальные – это собственно само образование.
Пока первоклашки не столько учатся, сколько кидаются друг в друга конструктором, который есть у каждого на парте.
«Два года они ничего не будут делать, а потом за два года должны будут проскакать всю программу, чтобы сдать аттестацию, – удивляется мама. – Альтернатива вроде бы есть – программа «Интеллект Украины».
Но там противоположная ситуация: по две буквы проходят за один день, а не одну, как это было у старшего сына. В этой программе, наоборот, активно наполняют знаниями, при этом не тренируют письмо, в основном подчеркивают, обводят и раскрашивают. Возможно, потому что темп обучения высокий – некогда писать. Получаются какие-то крайности, середины нет».
Есть вопросы и предметно к программе: если так много говорится в сфере образования о развитии творческого потенциала у ребенка, то почему школьникам выдают альбомы с уже готовыми шаблонами поделок и рисунков? Образец и пример нужен, но он должен давать поле для свободного творчества, а не пошаговые лекала для выполнения.
Школьные компетенции и новый закон
Развитие творческих качеств, как оказалось, в стратегии НУШ не предусматривается, и с альбомами с готовыми заданиями все правильно. Министерство образования и науки Украины считает, что образование должно формировать у детей такие 10 «компетенций»:
- умение выражать мысли,
- знание иностранных языков,
- математическая грамотность,
- информационно-цифровая компетенция,
- умение обучаться на протяжении жизни,
- культурная грамотность (здесь как раз предусматривается развитие художественного вкуса в вперемешку с осознанием своей национальной идентичности),
- экологическая грамотность,
- предприимчивость,
- компетентность в естественных науках,
- гражданская и социальная компетентность.
Остается добавить, что Верховная Рада в начале лета приняла в первом чтении «Законопроект о среднем образовании». Документ готовится к следующему этапу. Если его примут, ученики смогут сами выбирать предметы и формироваться в соответствующие группы из разных классов, молодые учителя получат старшего наставника, который будет их консультировать, появятся правила проведения внепланового аудита в школе, а директоров будут назначать с учетом мнения родителей и учителей.
Только вот школы в столице и пригородах переполнены, учителей не хватает и горожане – далеко не сплоченное и однородное общество. Нет у нас, как в США, социального районирования, когда люди одного достатка и жизненных приоритетов живут в одном месте, в одну школу водят своих детей. То, что хорошо одним, вредом считают другие, и как направить «лебедя, рака и щуку» в одну сторону, никто, кажется, не задумывается.