Сценарии для Украины

Автор: Татьяна Коломыченко
15:37 07.10.2016

Стать первым шоураннером в Киеве и создавать украинские сериалы по американским технологиям решил Владимир Нагорный. В черно-белом open space на…
Читать дальше

Сценарии для Украины
Світлодіодне освітлення

Стать первым шоураннером в Киеве и создавать украинские сериалы по американским технологиям решил Владимир Нагорный. В черно-белом open space на Подоле он собрал команду из 16 сценаристов, которые пять дней в неделю с 10 до 18 совместно ищут нового украинского героя. «Мы не будем искать его в прошлом, как это делает Россия, мы его найдем в настоящем. Сейчас зрителю отчаянно не хватает кино про себя», — говорит основатель «Сценарного КБ», в планах которого выпускать минимум четыре сериала в год 

«В Америке все лучшие авторы ушли на телевидение! Поэтому сериалы сегодня достойнее, чем полнометражные фильмы, вспомните хотя бы «Карточный домик» или «Игру престолов».  А фильмы все супергеройские — их смотреть невозможно», — рассказывает он «Большому Киеву». Вывести украинский телевизионный продукт на мировой уровень — именно такую амбициозную задачу Владимир Нагорный ставил перед собой, когда запускал в апреле «Сценарне КБ».

По его словам, сегодня в Украине для этого есть все: и талантливые авторы, и готовые к экспериментам продюсеры каналов, которые уже не могут игнорировать исходящий от зрителя запрос на украиноязычный продукт. «Если еще Верховная Рада примет в третьем чтении законопроект о поддержке кинопроизводства и сериалы на 50% начнут финансироваться из бюджета, в Украине очень быстро появится свой «Карточный домик», — утверждает Нагорный.

С апреля его команда работает над четырьмя проектами — двумя полными метрами и двумя сериалами. Переговоры о покупке одного из них уже находятся на завершающем этапе.  Назвать сумму вложений в открытие «Сценарного КБ» собеседник «Большого Киева» отказывается, ссылаясь на коммерческую тайну. Однако говорит, что намерен вернуть инвестиции в течение года. 

Оптом дороже

«Мы стремимся к открытости и хотим создать новую культуру общения между авторами и заказчиками. Я работал в обоих лагерях — и как сценарист, и как продюсер, – поэтому знаю, что чувствует каждый участник процесса», — поясняет Нагорный. 

До сих пор в Украине вся киноиндустрия держалась на фрилансерах, но сотрудничать с организацией заказчикам значительно выгоднее, уверен он. Ведь компания, в отличие от свободного художника, не может «захандрить» и сорвать сроки сдачи. За эту и другие гарантии телеканалы и крупные продакшены готовы платить больше.

Свои выгоды получают и сценаристы. «Кино — это коллективное творчество. А у нас сценарист, то есть человек, который все придумывает, почему-то оказался в стороне от этого процесса. Я хочу это изменить! Задача — создать по американскому типу институт шоураннеров. Ведь шоураннер не только пишет сценарий, но и общается с заказчиком и председательствует на съемках. На нем вся ответственность и успех», — отмечает Нагорный, проработавший несколько лет в Голливуде.

Он уже организовал две большие встречи продюсеров телеканалов с членами «Сценарне КБ». У каждого автора было 15 минут на презентацию своей идеи и личное общение с заказчиками. «Раньше сценаристы отправляли заявки младшему редактору канала, который в зависимости от настроения пропускал их выше или отправлял в утиль. А я хочу, чтобы авторы заражали продюсеров своим энтузиазмом», — делится идеями Владимир Нагорный с «Большим Киевом». Обе встречи, проведенные в таком новом для украинского рынка формате, закончились тем, что выбор пал на идеи пяти проектов.

Побелить-покрасить

Украинские сценаристы привыкли работать самостоятельно — дома, за закрытыми дверями. Поэтому некоторые из них не готовы переориентироваться на коворкинг и включаться в ежедневную командную работу. Чтобы отобрать 16 сценаристов, Владимиру пришлось встретиться с 75 претендентами.

«Я изначально планировал брать молодых авторов и их подтягивать. И не только по экономическим соображениям — человек, написавший 10 ментовских сериалов, мало к чему может стремиться», — добавляет он.

Средний возраст сотрудников «Сценарного КБ» — 30 лет. Стажеры и младшие авторы, как правило, студенческого возраста, а хедрайтеры на два десятка лет старше. По словам основателя студии, «писать сценарии можно научиться за две недели. Но сценаристами становятся уже в возрасте, потому что сценарист — это прежде всего человек, которому есть что рассказать».

Работать вместе и учиться друг у друга авторы «Сценарного КБ» начали еще в процессе ремонта офисного помещения. «Тимбилдинг у нас получился экспромтом — начали работать и вместе параллельно обустраивать наше креативное пространство. И постепенно нам всем понравилось здесь находиться. Теперь даже сложно закрывать офис в 18 часов, — улыбается Нагорный. — Но я, как американец, считаю, что рабочий день должен заканчиваться минута в минуту».

В будущем делиться опытом Владимир планирует не только со своими сотрудниками. В его планах запустить сценарный хаб, который могли бы посещать все желающие. Тогда треть рабочего времени «Сценарне КБ» будет открыто для гостей.

На голосование

Расширить штат до 75 авторов и выйти на производство 10 сценариев ежегодно — среднесрочные планы продюсера. С нынешней командой Владимир планирует создать за год четыре сериала. «Предстоит выяснить, оправдает ли себя существующая концепция и сможем ли мы ограничиться написанием сценариев, не снимая самостоятельно. Не исключаю, что мы начнем сотрудничать с каким-то продакшеном», — размышляет он.

В одном Нагорный уверен: ситуация, когда украинские авторы работали на российский рынок, а потом украинские каналы покупали произведенные в РФ сериалы, не повторится. «Прикормленные» люди начнут отходить — конкурентная среда побеждает такие явления, — говорит Владимир, поглаживая кулон в виде трезубца. — До переезда в Украину я сам несколько лет работал в России. Там жесткая вертикаль и в экономике, и в искусстве, поэтому пробиться к людям, принимающим решения, гораздо тяжелее. А в Украине это получается».

Он надеется, что в будущем украинцы вообще сами будут определять то, какое кино появится в эфире, с помощью SMS-голосования. Механизм, отработанный на Евровидении и в других телевизионных конкурсах, тем более будет уместен, если деньги на кинопроизводство будут выделяться из государственного бюджета.

Великий Київ у Google News

підписатися