В Киеве Магдебургское право просуществовало около трех веков. Из-за пожаров на Подоле сохранилось мало документов и, соответственно, мало сведений о развитии самоуправления в городе. Тем не менее представить себе, как это было, увидеть, где кипела цеховая и магистратская жизнь, все еще можно.
Каждому свое
Право на самоуправление на территории Украины в XIII-XV вв. получали города, в которых проживали немцы. Когда именно и как магдебургию получил Киев, точно не известно. «Сохранилось очень мало документов из-за больших пожаров: в 1651 году, когда город захватил Радзивилл, и в 1811 году, когда сгорел деревянный Подол и ратуша в том числе», – рассказывает научный сотрудник Музея истории Киева Ольга Друг. Поэтому ученым пришлось разыскивать сведения о Киеве в Литве и Польше. Так в 1494 году литовский князь Александр подтвердил право подольских мещан на самоуправление.
Особенность Магдебургского права в том, что городом управлял не воевода или феодал, а сами жители.
Особенность Магдебургского права в том, что городом управлял не воевода (Киев входил в состав Княжества Литовского, на горе Замковой возле Андреевского спуска находилась крепость) или феодал, а сами жители. Как писал Григорий Сковорода: «Всякому городу нрав и права, всяка имеет свой ум голова», – каждый город имел свои особенности в самоуправлении. Киев, например, состоял из трех административных единиц: Печерск управлялся лаврскими священниками и военной администрацией крепости, Верхний, или Старый Киев – тамошними монастырями и замковой администрацией, а Нижний Город, Киево-Подол – собственно магистратом.
Киевляне освобождались от различных обязанностей охранять добро воеводы, предоставлять ему подводы для путешествий, топить баню или доставлять добро. Постепенно перечень прав расширялся и давал значительные экономические выгоды: местные жители освобождались от уплаты налога с продажи и получили монополию на торговлю на Подоле, для заезжих купцов предназначались ярмарки, а нераспроданный остаток они должны были по оптовым ценам оставить местным дельцам. Это заставляло купцов конкурировать в цене, чтобы не пришлось оставлять товар за бесценок. В подчинение магистрату постепенно переходили ремесленные цехи. Горожане освобождались от военной службы, зато формировали свою пешую и конную полицию и отряды для охраны города.
Труд и быт подольских ремесленников
Ремесленники одной профессии объединялись в цех, который занимал отдельную усадьбу с домом, кладовой, часто – мастерской, позже там стали располагаться и магазины. Там же хранились цеховая казна, архивы, чернильница и хоругвь. Каждый участник корпорации делал свой взнос в казну, часть которой отдавалась в общий бюджет магистрата. Например, 5% от прибыли шло на содержание городской церкви, которая не имела своей парафии. Средства направлялись и на самоуправление самого цеха, на пошив той же хоругви. У каждого объединения она была своя, в основном с изображением святого, также были свои печати. В XVIII веке было до семи цехов, к началу XIX в. их уже 15-16.
Социальный статус даже внутри цеха был неоднородный. «Из 58 человек гончарного цеха только 27 жили в своих усадьбах. Все остальные снимали жилье. Ели из керамической посуды деревянными, а то и серебряными ложками. Главным признаком достатка была печь: расписанная стоила 15 рублей, а обложенная рисованными плитками – 30 рублей. При этом цена плитки зависела от цвета: глянцевая стоила копейку (за эти деньги можно было купить фунт селедки), плитка с зеленым рисунком – пять копеек, «борщевого» цвета – восемь копеек.
Магдебургская топография в Киеве
Еще в начале XIX в Подол был похож на Львов: в центре вдоль нынешних торговых рядов между фонтаном Самсона и Киево-Могилянской академией стояла ратуша с башней.
Историк Н. Закревский писал, что на магистратском доме был удивительный герб. Барельефное медное изображение архистратига Михаила было связано с часами на башне. Во время их боя фигура ударяла стальным копьем в кремниевую пасть змея, отчего из нее сыпались искры. В Музее истории Киева на входе расположен барельеф, однако был ли это тот самый Михаил или другой – неизвестно. Во всяком случае механизма при нем нет.
Ратушу окружала площадь, от которой в разные стороны расходились улочки. Много церквей вокруг, главная из которых в городских церемониях – церковь успения Богородицы Пирогощи. Тогда она имела другой вид, поскольку не один раз перестраивалась, но полукруглые стены просматриваются на старых изображениях.
Фонтан Самсон участвовал в магдебургских церемониях. Парад городского войска, состоящий и цеховиков, проходил первого августа и в день Крещения – 6 января по ст. ст. Сначала служили Литургию в церкви Успения Пресвятой Богородицы, потом святили воду в Самсоновском фонтане, играли трубы и литавры, запускались ракеты, войско обходило Подол.
Магистрат, который размещался в ратуше, состоял из двух палат: лавников во главе с бургомистром и райцев во главе с войтом. Лавники занимались криминальными делами и вопросами наследства. Райцы рассматривали гражданские иски, отвечали за внешние связи с замковой администрацией, а потом с гетманом и губернатором. В их ведении было городское хозяйство Киево-Подола: от строительства и ремонта до содержания пожарной команды и городского войска. Основной доход – налоги с торговли
Магистрат, который размещался в ратуше, состоял из двух палат: лавников во главе с бургомистром и райцев во главе с войтом. Лавники занимались криминальными делами и вопросами наследства. Райцы рассматривали гражданские иски, отвечали за внешние связи с замковой администрацией, а потом с гетманом и губернатором. В их ведении было городское хозяйство Киево-Подола: от строительства и ремонта до содержания пожарной команды и городского войска. Основной доход – налоги с торговли.
Высокий пост и его соблазны
Войт избирался горожанами и утверждался польским королем, а потом – российским императором. Зарплату он получал при польской администрации 500 злотых за год, при царской – 400 рублей. Но большее значение имели другие привилегии: пользование сенокосами на Оболони, рыболовным озером, хутором с винокуренным заводом. На праздники он получал от города по 100 ведер вина, меда и пива, а также дрова и сосновые колоды.
Войт избирался горожанами и утверждался польским королем, а потом – российским императором.
В правилах избрания войта значилось, что он должен иметь «страх божий, правду, мудрость, расторопность, умеренность и милость для всех равную, знание прав, важность и статечность, должен судить без пристрастия, без гнева, ненависти, милости, приязни, боязни и даров для того, что посулы заслепляют и самого мудрого человека глаза».
Но привилегии соблазняли магистратских руководителей и они старались удержать власть в руках семьи. Так, на рубеже XVI-XVII века почти 20 лет Киево-Подолом правила семья Яцка Балыки. Далее их сменил богатый род Василия Ходыки, у которого брат был женат на внучке войта Черевчея, сестра – замужем за райцем, бурмистр был его должником, его кумовья тоже были из политического бомонда. В результате вся эта олигархическая направленность стала одной из причин и поводом для упразднения Магдебургского права в Киеве.
Как киевляне императора обхитрили
Борьба за власть и полномочия в Киеве были всегда, говорит Ольга Друг. При Екатерине II Киев лишился самоуправления и в 1775 году оказался под властью генерал-губернатора. Магистрат не был полностью упразднен – у него осталась судебная власть и контроль за цехами. Почти через 20 лет Павел I вернул Киеву прежние права. А последнюю жалованную грамоту выдал Александр I.
Киевляне во главе с войтом Георгием Рыбальским, дом которого до сих пор стоит на Притиско-Никольской улице, решили возвести памятник в честь этого события. Колонну по проекту первого городского архитектора А. Меленского решили строить на Крещатицком источнике. В нем по легенде князь Владимир крестил своих сыновей.
При Екатерине II Киев лишился самоуправления и в 1775 году оказался под властью генерал-губернатора.
При том что тогда в Российской империи таких объектов сооружалось единицы в год, а здесь еще и политический подтекст (подтвердят привилегии в следующий раз или нет) – императора о планах не предупредили. Военный губернатор А. Фенш был англичанином по происхождению, плохо знал язык и традиции и в результате после этого конфуза был переведен из Киева в Феодосию.
На двух памятных досках колонны были надписи: «Святому Владимиру Просветителю России» и «Усердием Киевского гражданства за утверждение прав древней сей столицы Всероссийским Императором Александром I. – 1802 года, сентября 15 дня». Мог ли император постфактум запретить? Вряд ли.
В 1804 году митрополит Серапион установил ежегодный крестный ход из Софийского собора к памятнику Магдебургского права.
Конец самоуправству
В XIX в магдебургские привилегии стали совсем утомлять российское руководство. «Как не входящие в состав общего законодательства, создавали у губернского начальства путаницу в понятиях и мешали контролю последнего над городской автономией», – писал выходец из купеческой среды Александр Паталеев в своих мемуарах.
Император Николай I устранил весь состав городского магистрата 23 декабря 1834 года. Вместо него была сформирована городская дума
А тут еще и злоупотребления магистратских чиновников. Жалобы киевского мещанина Василия Кравченко рассматривали 20 лет, дело насчитывало десятки томов. По общим подсчетам расхищения представителями магистрата составили 1 400 000 рублей, что составляло десятилетний годовой доход города.
В результате император Николай I устранил весь состав городского магистрата 23 декабря 1834 года. Вместо него была сформирована городская дума, которая поначалу располагалась на Подоле, а позже переехала на Крещатик.