Рождество и Новый год Киева в открытках

Автор: Надія Музлова
10:10 28.12.2018

Открытки – открытое письмо – в начале XX века были тем, что для нас сегодня телефонные сообщения. Их слали не…
Читать дальше

Рождество и Новый год Киева в открытках Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Світлодіодне освітлення

Открытки – открытое письмо – в начале XX века были тем, что для нас сегодня телефонные сообщения. Их слали не только родственникам и друзьям, живущим на расстоянии, но и те, кто находился в одном городе.  На Рождество почтальоны Киева сбивались с ног: однажды им пришлось разнести 600 тысяч посланий, при том, что работало всего-то 40 человек в службе. Отправляли горожане открытки киевские, российские и европейские. А желали «самых лучших в мире пожеланий».

Рисунок отдельно, карточка – отдельно

открытка
Первая коммерческая открытка

У рождественской открытки долгая родословная. Ее прототипами считают гравюры на тему Рождества в средневековье,  в XVIII веке парижане обменивались визитками на праздники. В конце того же столетия художник Добсон карточку с зимним пейзажем подарил другу. А на следующий год уже отпечатал таких несколько. Но первая коммерческая открытка, тиражированная, появилась в Лондоне уже в середине XIX века. Однако все это, вероятно, не приобрело бы такого размаха и не называлось бы открыткой, если бы отправлялось в конверте.

Официально открытка, то есть открытое письмо, как почтовое отправление появилась в 1869 году в Австро-Венгрии. Хотя всего четырьмя годами ранее идею отклонили на конгрессе как «неприличную» – карточку предлагалось отправлять без конверта, текст был открыт всем. Предложение внес директор почты Северогерманского союза (впоследствии – министр Германской империи) Генрих фон Стефан.  Он и стал реформатором почтовой службы в Европе: немецкие разрозненные отделения объединил в единую современную систему, инициировал сотрудничество почтовых администраций всех стран и добился того, чтобы почтовый сбор в Европе взимался не за расстояния, а по весу. Соответственно, открытое письмо обходилось дешевле: не нужен конверт и доставка меньше.

Первые открытки были без картинок: лицевая сторона – для текста, тыльная – для адреса. Отправители вскоре сами стали рисовать рисунки, а издатели подхватили  идею и понеслось.

открытка
Коллекция Геннадия Киркевича. Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
открытка
Коллекция Геннадия Киркевича. Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
открытка
Коллекция Геннадия Киркевича. Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Открытки с секретом

В Российской империи, а вместе с ней и в Киеве, почтовые формуляры появляются через два года после запуска в Австро-Венгрии – в 1870-х гг. В 1895 году киевские книгоиздатели на карточках размещают виды города и оставляют место для текста. Задняя сторона – все еще только для адресата. Первые рождественские отправления выпустили петербуржцы, причем в благотворительных целях. Община святой Евгении Красного креста по акварельным рисункам именитых художников (Бенуа, Репин, Рерих) печатает поздравления.

Киркевич
Геннадий Киркевич, коллекционер, исследователь. Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Киевляне для поздравлений с зимними праздниками используют европейские (преимущественно немецкие), российские и собственные открытки. Зарубежные экземпляры были с секретами: световыми или механическими. У исследователя старины Геннадия Киркевича есть такая, зимне-летняя. Держишь ее в руках: зима, парочка в санях, а поднесешь к свету – краски меняются, сани исчезают, зелень. А ведь карточке более ста лет.

открытка
Коллекция Геннадия Киркевича. Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
открытка
Коллекция Геннадия Киркевича. Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

«У немецких издателей полиграфия была на высоте», – рассказывает Геннадий Киркевич. Они же делали трехслойные открытки и с тиснением. Но и пиратствовать не гнушались: печатали открытки с русскими надписями без указания издательства и серии, и продавали под видом местных.

Забытый язык символов

Изображения детей, цветов, денег  и поросят – это европейская мода. Дети связываются с ангелочками, цветы, в первую очередь, незабудки, как напоминание о Боге, деньги – пожелание богатства и достатка. Появление Нового года связывают с римскими празднествами сатурналиями  по окончании сбора налогов. Римляне строили новые планы и надеялись, что будут жить лучше и богаче. Прямо как мы с вами. Вот и на открытках – золотые монеты.

открытка
Коллекция Геннадия Киркевича. Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
открытка
Коллекция Геннадия Киркевича. Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
открытка
Коллекция Геннадия Киркевича. Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Поросята – это из язычества. И в Скандинавии, и у славян бог солнца либо сам представлен в виде золотого поросенка, либо летает на таковом. Еще в XIX веке особо доверчивые европейцы высматривали ночью светящееся животное на небе. У украинцев были свои традиции и верования, связанные со свиньей,  о них напишем в статье о гастрономических нравах Киева через неделю.  

открытка
Коллекция Геннадия Киркевича. Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
открытка
Коллекция Геннадия Киркевича. Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

В Киеве популярные мотивы: дети, красивые и модно одеты молодые женщины, влюбленные пары и семьи. Вообще преобладают фото-открытки. Кстати, именно в связи с фотопечатью текст переносится на тыльную сторону: картинка имела определенный размер, для послания было мало места. Тогда поле с другой стороны делят на две части: для послания и адреса. Поначалу открытки поздравляли преимущественно с Рождеством. Постепенно появляются и новогодние.

открытка
Коллекция Геннадия Киркевича. Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
открытка
Коллекция Геннадия Киркевича. Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
открытка
Коллекция Геннадия Киркевича. Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Дефицитная вещь

Распространению открытки-фотографии способствовало весьма развитое в Киеве фотодело.  На Крещатике во второй половине XIX века было около десятка фотоателье.  Один из самых активных издателей – Дмитрий Марков.  Для рождественских поздравлений покупали его зимние виды города. Но если продукции не хватало, издатель, по-видимому, допечатывал виды Киева любого сезона, лишь бы спрос был.

открытка
Источник https://www.segodnya.ua
Источник: https://oldcards.kiev.ua

В первом десятилетии века ушедшего открытки стоили: черно-белая – 5 копеек, цветная – 10 копеек, да еще и за марку – 3 копейки отдай. За такую сумму рабочий мог позавтракать в Киеве или две кружки пива выпить. Поэтому ценность открытки в некотором смысле приравнивается к подарку.  За зимние праздники киевляне отправляли или получали более пяти открыток. Если открытка отправлялась по городу, то на ней указывали это очень просто – словом «здесь».

Идеология и колорит в открытках

Открытки в национальном стиле печатались во Львове в 1930 гг. Геннадий Киркевич выдал целую книгу с их иллюстрациями. Были и так называемые «подпольные» открытки, которые печатали за рубежом диаспорой, но завозились на территорию Украины.

открытка
Коллекция Геннадия Киркевича. Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
открытка
Коллекция Геннадия Киркевича. Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
открытка
Коллекция Геннадия Киркевича. Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Патриотические национальные открытки, хоть и с мальвами, но все же с рождественскими пожеланиями, выходили и в Киеве в издательстве «Рассвет».  А колоритные и общие – на любой случай печатали в Петрограде.

открытка
Коллекция Геннадия Киркевича. Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
открытка
Коллекция Геннадия Киркевича. Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

И все же открытки хорошо демонстрируют на сколько Киев был светским городом: с модными гардеробами, шампанским и нарядной елкой, с детьми в чепчиках, с дамами в мехах. Весьма далекий от картинок сельских интерьеров.

открытка
Коллекция Геннадия Киркевича. Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Великий Київ у Google News

підписатися