«Большой Киев» продолжает обзор возможных преобразований границ административных районов – после передела левого берега и расширения Печерского района поговорим о правобережных районах и центре города. Посмотрим на районы как на отдельные города – насколько они целостны, чтобы развиваться. Какие есть «оторванные» территории, которые оказываются вне внимания районных администраций и общин, а какие районы стоит и вовсе «пересобрать» заново. И конечно – речь пойдет о центральном районе.
Границы (не) по дворам: уточнения для целостности
Если взглянуть на динамику развития ведущих городов мира, то Киев на пороге глобальной ревитализации и переосмысления. Если ранее улицы, превращенные в магистрали, скорее разделяли «городскую ткань», то сегодня улицы считаются чем-то объединяющим. Как можно говорить о новой концепции Крещатика, когда разные стороны улицы относятся к разным районам города, четная – к Шевченковскому, нечетная – к Печерскому? Отодвинув границу выше по склону, буквально на десятки метров и пару рядов зданий, можно существенно упростить администрирование главной улицы страны.
![жилье](https://bigkyiv.com.ua/wp-content/uploads/2018/11/Xrussch4246.jpg)
Точно такая же ситуация с его продолжением – улицей Большой Васильковской, ось улицы — это граница уже Печерского и Голосеевского районов. О них мы писали в первой статье, но центральный отросток Голосеевского не стоит передавать механически в Печерск. Южная часть улицы – более жилая и скорее ближе нижнему Печерску с новыми жилыми комплексами. Северная часть Большой Васильковской – деловой центр со стадионом, исторической застройкой, площадями.
![районы](https://bigkyiv.com.ua/wp-content/uploads/2018/11/Pravij-bereg-2-2.jpg)
![районы](https://bigkyiv.com.ua/wp-content/uploads/2018/11/Pravij-bereg-2-2.jpg)
Да, на площади Толстого сходятся аж три района – Голосеевский, Печерский и Шевченковский. Улицы Шота Руставели, Эспланадная более тяготеют к центру, чем к возвышающемуся на холмах Печерску. Точно также стоит отступить границы Печерска от Европейской площади, которая требует новой концепции без границ, ныне разделяющих ее пополам.
![районы](https://bigkyiv.com.ua/wp-content/uploads/2018/11/rayon_572.jpg)
На окраинах уточнение границ чуть может быть чуть масштабней территориально, но их важно привести к естественным. Аэропорты – большие безжизненные недоступные территории, разделяющие микрорайоны. Потому бывшее село Жуляны, располагающееся за одноименным аэропортом, живет скорее общей жизнью с Голосеевским районом, который через дорогу. Как и отделенные оврагом и парком «Совки», которые примыкают к голосеевской ширме.
Святошинский район: западная граница с прицелом на расширение
Природной восточной границей района служит железная дорога, но в северной части это правило нарушено. Территория авивазавода с аэродромом также служит естественной восточной границей, но что здесь делает несколько кварталов Нивок в Святошинском районе? Как и южные Нивки – Галаганы, до недавнего времени – закрытая промзона, а сейчас – застраивающийся новый район, оказавшийся в мешке железнодорожных веток и доступный только с проспекта Победы.
![районы](https://bigkyiv.com.ua/wp-content/uploads/2018/11/MG_1737_novyj-razmer.jpg)
Как быть с центром района? Нынешнее расположение администрации вроде как компромиссное – между крупными массивами Борщаговок и Беличей-Новобеличей – близко к оптимальному, хотя и администрация оказывается на краю района. Разделяют север и юг крупная промзона и военные комплексы, однако дополнительно связать район может хордовая дорога, если она выйдет на Святошин, а не упрется в Нивки. Когда городская электричка перестанет быть кольцевой и выйдет в пригороды, то железная дорога станет и внутрирайонным транспортом для района.
Такая конфигурация Святошинского района демонстрирует и готовность города со временем принять пригородные Борщаговки, расположенные по другую сторону Окружной дороги. Продолжение скоростного трамвая в пригород, общая социальная инфраструктура, развитие Окружной дороги как внутренней улицы города более эффективно, если все Борщаговки будут в составе Киева. Но случиться это сможет лишь тогда, когда в пригородах будет преобладать новое население новостроек, столкнувшееся с проблемами уплотнения застройки.
Университетско-казарменная Соломенка и торговая Оболонь
![районы](https://bigkyiv.com.ua/wp-content/uploads/2018/11/MG_6770.jpg)
Согласно официальной статистике, на сегодня Соломенский район является самым густонаселенным – во многом за счет отсутствия больших лесных территорий. Население же составляет более 320 тысяч, хотя здесь нет крупных жилых массивов и маловысотной застройки. Причина – большое количество университетов и военных объектов: казармы, общежития — это значительная часть жилого фонда района.
Такая специализация района в будущем может стать основой его стратегии развития и это должно быть отражено в границах района. Присоединение к Соломенскому району северной части застройки проспекта Победы, от зоопарка до улицы Дегтяревской включительно, с медицинским университетом, промзоной и научными институтами у метро «Шулявская».
![шулявка](https://bigkyiv.com.ua/wp-content/uploads/2018/11/MostShuliavka_04.jpg)
А вот Вокзальная площадь в составе Соломенского района – странное решение, когда территория вокруг Центрального вокзала – Шевченковский район. Площадь, как и весь узел, ожидает глобальная реконструкция и такие границы ей только мешают. Лучше социальное обслуживание бывшего села Жуляны будет, если оно отойдет Голосеевскому району, как и небольшой микрорайон частного сектора Совки.
Существенный минус Соломенского района – разорванность железной дорогой. Стратегическим проектом как для Соломенского района, так и для города в целом, может стать достройка новой дороги от улицы Кайсарова через Медовую, аэропорт, с новым путепроводом над железной дорогой и выходом на Отрадный и Святошин. В свою очередь продолжение такой дороги через Нивки бессмысленно – там и так все стоит и это жилой район с потенциальным ростом населения.
![оболонь](https://bigkyiv.com.ua/wp-content/uploads/2018/11/MG_6755.jpg)
Сильная сторона нынешней Оболони – крупные торговые кластеры общегородского значения — это бывшая Петровка, Dream Town и сопутствующие торговые центры Оболонского проспекта. Однако собственно Оболонь слабо связана с Петровкой-Почайной, а они отрезаны от Рыбальского острова железной дорогой, дальше – гавань. Такая полоса препятствий делает Оболонь как бы далекой от центра, хотя и по времени, и по расстоянию она довольно близко.
Соединить Оболонь с центром, с Подолом – хороший вызов для города. И здесь районирование поможет: присоединение Рыбальского острова к Оболонскому району поставит задачи создать удобные связи, а дальше через гавань уже Подол. А вот Приорка – территории вдоль улиц Автозаводской, Луговой, промзона – явно тяготеют больше к Виноградарю. Его естественная граница с Оболонью – по железнодорожной ветке на Вышгород и северным озерам Опечень, а никак не по улице Вышгородской.
![кпи](https://bigkyiv.com.ua/wp-content/uploads/2018/11/kpi_05.jpg)
Сильные центры – сильный город: зачем нужна «пересборка» двух районов
Центр района, как и центр города, во многих смыслах символ, который притягивает другие активности, способствует развитию территорий вокруг. Доступность к центру района определяет степень связности территорий. Например, как можно говорить о связности северных кварталов Нивок, относящихся к Подольскому району, с Контрактовой площадью, где расположена районная администрация. Шевченковская райгосадминистрация вблизи Крещатика, также на окраине района — это никак не центр притяжения.
![рга](https://bigkyiv.com.ua/wp-content/uploads/2018/11/RDA2.jpg)
В описанной системе передела административных границ Киева два района отправляются на «пересборку». Шевченковский район без Сырца и Нивок, но с районом стадиона, обоими сторонами Крещатика и всей Европейской площадью и, самое главное, историческим Подолом – действительно выглядит как полноценный центр мегаполиса. Разнообразный: с историей, с известными площадями, знаковыми улицами. Ядро.
Однако такой центральный Старо-Подольский район требует нового центра. Им не может быть ни Майдан (центральная площадь страны, но уже скорее с историко-мемориальным смыслом), ни Контрактовая как потенциально туристическое ядро, ни Софийская-Михайловская – сакральные площади у монастырей-соборов.
![районы](https://bigkyiv.com.ua/wp-content/uploads/2018/11/MG_1761_novyj-razmer.jpg)
Сильным новым центром могла бы стать Львовская площадь — самая депрессивная в центре. Если вместо долгостроя института культуры появится современное здание районной администрации центра города, откроется здесь станция метро, возможно даже со вторым выходом в районе Воздвиженки. Близость как к Верхнему городу, так и к Подолу, Лукьяновке, Татарке могут сделать эту площадь новой точкой роста для города.
Второй «новый» район – объединенные Виноградарь, Нивки, Сырец и Куреневка вместе с промзоной со стороны Оболони. Новый Шевченсковский район – название вполне можно сохранить, ведь на территории такого района оказывается и площадь Шевченка, и дом-музей Кобзаря на улице Вышгородской, да и станция метро «Тараса Шевченка» совсем близко к его началу.
![район](https://bigkyiv.com.ua/wp-content/uploads/2018/11/Osokorki_4141.jpg)
Географический центр такого района оказывается на малозаселенных территориях в районе садов между проспектом Маршала Гречка и улицей Межевой, где как раз идет новая застройка, прокладываются новые дороги, рано или поздно появится метро. Новый центр, новая администрация, новая центральная площадь и новый торговый, и деловой центр для северо-западной части города. А со стороны Оболони – большая промзона, которая может стать индустриальным парком, мастерской города.