Районы для развития: переделить правый берег

Автор: Григорий Мельничук
12:04 20.11.2018

«Большой Киев» продолжает обзор возможных преобразований границ административных районов – после передела левого берега и расширения Печерского района поговорим о…
Читать дальше

Районы для развития: переделить правый берег Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Світлодіодне освітлення

«Большой Киев» продолжает обзор возможных преобразований границ административных районов – после передела левого берега и расширения Печерского района поговорим о правобережных районах и центре города. Посмотрим на районы как на отдельные города – насколько они целостны, чтобы развиваться. Какие есть «оторванные» территории, которые оказываются вне внимания районных администраций и общин, а какие районы стоит и вовсе «пересобрать» заново. И конечно – речь пойдет о центральном районе.

Границы (не) по дворам: уточнения для целостности

Если взглянуть на динамику развития ведущих городов мира, то Киев на пороге глобальной ревитализации и переосмысления. Если ранее улицы, превращенные в магистрали, скорее разделяли «городскую ткань», то сегодня улицы считаются чем-то объединяющим. Как можно говорить о новой концепции Крещатика, когда разные стороны улицы относятся к разным районам города, четная – к Шевченковскому, нечетная – к Печерскому? Отодвинув границу выше по склону, буквально на десятки метров и пару рядов зданий, можно существенно упростить администрирование главной улицы страны.

жилье
Константин Ильянок, «Большой Киев»

Точно такая же ситуация с его продолжением – улицей Большой Васильковской, ось улицы — это граница уже Печерского и Голосеевского районов. О них мы писали в первой статье, но центральный отросток Голосеевского не стоит передавать механически в Печерск. Южная часть улицы – более жилая и скорее ближе нижнему Печерску с новыми жилыми комплексами. Северная часть Большой Васильковской – деловой центр со стадионом, исторической застройкой, площадями.

районы
Правый берег Киева

Да, на площади Толстого сходятся аж три района – Голосеевский, Печерский и Шевченковский. Улицы Шота Руставели, Эспланадная более тяготеют к центру, чем к возвышающемуся на холмах Печерску. Точно также стоит отступить границы Печерска от Европейской площади, которая требует новой концепции без границ, ныне разделяющих ее пополам. 

районы
Константин Ильянок, «Большой Киев»

На окраинах уточнение границ чуть может быть чуть масштабней территориально, но их важно привести к естественным. Аэропорты – большие безжизненные недоступные территории, разделяющие микрорайоны. Потому бывшее село Жуляны, располагающееся за одноименным аэропортом, живет скорее общей жизнью с Голосеевским районом, который через дорогу. Как и отделенные оврагом и парком «Совки», которые примыкают к голосеевской ширме.

Святошинский район: западная граница с прицелом на расширение

Природной восточной границей района служит железная дорога, но в северной части это правило нарушено. Территория авивазавода с аэродромом также служит естественной восточной границей, но что здесь делает несколько кварталов Нивок в Святошинском районе? Как и южные Нивки – Галаганы, до недавнего времени – закрытая промзона, а сейчас – застраивающийся новый район, оказавшийся в мешке железнодорожных веток и доступный только с проспекта Победы.

районы
Константин Ильянок, «Большой Киев»

Как быть с центром района? Нынешнее расположение администрации вроде как компромиссное – между крупными массивами Борщаговок и Беличей-Новобеличей – близко к оптимальному, хотя и администрация оказывается на краю района. Разделяют север и юг крупная промзона и военные комплексы, однако дополнительно связать район может хордовая дорога, если она выйдет на Святошин, а не упрется в Нивки. Когда городская электричка перестанет быть кольцевой и выйдет в пригороды, то железная дорога станет и внутрирайонным транспортом для района.

Такая конфигурация Святошинского района демонстрирует и готовность города со временем принять пригородные Борщаговки, расположенные по другую сторону Окружной дороги. Продолжение скоростного трамвая в пригород, общая социальная инфраструктура, развитие Окружной дороги как внутренней улицы города более эффективно, если все Борщаговки будут в составе Киева. Но случиться это сможет лишь тогда, когда в пригородах будет преобладать новое население новостроек, столкнувшееся с проблемами уплотнения застройки.

Университетско-казарменная Соломенка и торговая Оболонь

районы
Константин Ильянок, «Большой Киев»

Согласно официальной статистике, на сегодня Соломенский район является самым густонаселенным – во многом за счет отсутствия больших лесных территорий. Население же составляет более 320 тысяч, хотя здесь нет крупных жилых массивов и маловысотной застройки. Причина – большое количество университетов и военных объектов: казармы, общежития — это значительная часть жилого фонда района.

Такая специализация района в будущем может стать основой его стратегии развития и это должно быть отражено в границах района. Присоединение к Соломенскому району северной части застройки проспекта Победы, от зоопарка до улицы Дегтяревской включительно, с медицинским университетом, промзоной и научными институтами у метро «Шулявская».

шулявка
Константин Ильянок, «Большой Киев»

А вот Вокзальная площадь в составе Соломенского района – странное решение, когда территория вокруг Центрального вокзала – Шевченковский район. Площадь, как и весь узел, ожидает глобальная реконструкция и такие границы ей только мешают. Лучше социальное обслуживание бывшего села Жуляны будет, если оно отойдет Голосеевскому району, как и небольшой микрорайон частного сектора Совки.

Существенный минус Соломенского района – разорванность железной дорогой. Стратегическим проектом как для Соломенского района, так и для города в целом, может стать достройка новой дороги от улицы Кайсарова через Медовую, аэропорт, с новым путепроводом над железной дорогой и выходом на Отрадный и Святошин. В свою очередь продолжение такой дороги через Нивки бессмысленно – там и так все стоит и это жилой район с потенциальным ростом населения.

оболонь
Константин Ильянок, «Большой Киев»

Сильная сторона нынешней Оболони – крупные торговые кластеры общегородского значения — это бывшая Петровка, Dream Town и сопутствующие торговые центры Оболонского проспекта. Однако собственно Оболонь слабо связана с Петровкой-Почайной, а они отрезаны от Рыбальского острова железной дорогой, дальше – гавань. Такая полоса препятствий делает Оболонь как бы далекой от центра, хотя и по времени, и по расстоянию она довольно близко.

Соединить Оболонь с центром, с Подолом – хороший вызов для города. И здесь районирование поможет: присоединение Рыбальского острова к Оболонскому району поставит задачи создать удобные связи, а дальше через гавань уже Подол. А вот Приорка – территории вдоль улиц  Автозаводской, Луговой, промзона – явно тяготеют больше к Виноградарю. Его естественная граница с Оболонью – по железнодорожной ветке на Вышгород и северным озерам Опечень, а никак не по улице Вышгородской.

кпи
Константин Ильянок, «Большой Киев»

 Сильные центры – сильный город: зачем нужна «пересборка» двух районов

Центр района, как и центр города, во многих смыслах символ, который притягивает другие активности, способствует развитию территорий вокруг. Доступность к центру района определяет степень связности территорий. Например, как можно говорить о связности северных кварталов Нивок, относящихся к Подольскому району, с Контрактовой площадью, где расположена районная администрация. Шевченковская райгосадминистрация вблизи Крещатика, также на окраине района — это никак не центр притяжения.

рга
Районные государственные администрации

В описанной системе передела административных границ Киева два района отправляются на «пересборку». Шевченковский район без Сырца и Нивок, но с районом стадиона, обоими сторонами Крещатика и всей Европейской площадью и, самое главное, историческим Подолом – действительно выглядит как полноценный центр мегаполиса. Разнообразный: с историей, с известными площадями, знаковыми улицами. Ядро.

Однако такой центральный Старо-Подольский район требует нового центра. Им не может быть ни Майдан (центральная площадь страны, но уже скорее с историко-мемориальным смыслом), ни Контрактовая как потенциально туристическое ядро, ни Софийская-Михайловская – сакральные площади у монастырей-соборов.

районы
Константин Ильянок, «Большой Киев»

Сильным новым центром могла бы стать Львовская площадь — самая депрессивная в центре. Если вместо долгостроя института культуры появится современное здание районной администрации центра города, откроется здесь станция метро, возможно даже со вторым выходом в районе Воздвиженки. Близость как к Верхнему городу, так и к Подолу, Лукьяновке, Татарке могут сделать эту площадь новой точкой роста для города.

Второй «новый» район – объединенные Виноградарь, Нивки, Сырец и Куреневка вместе с промзоной со стороны Оболони. Новый Шевченсковский район – название вполне можно сохранить, ведь на территории такого района оказывается и площадь Шевченка, и дом-музей Кобзаря на улице Вышгородской, да и станция метро «Тараса Шевченка» совсем близко к его началу.

район
Константин Ильянок, «Большой Киев»

Географический центр такого района оказывается на малозаселенных территориях в районе садов между проспектом Маршала Гречка и улицей Межевой, где как раз идет новая застройка, прокладываются новые дороги, рано или поздно появится метро. Новый центр, новая администрация, новая центральная площадь и новый торговый, и деловой центр для северо-западной части города. А со стороны Оболони – большая промзона, которая может стать индустриальным парком, мастерской города.

Великий Київ у Google News

підписатися