Проверки без ограничений. Что изменилось после отмены моратория на проверки бизнеса

Автор: Константин Симоненко
14:02 14.01.2019

С 1 января 2019 года перестал действовать пятилетний запрет на проверки малого и среднего бизнеса. Из 33 контролирующих органов свои…
Читать дальше

Проверки без ограничений. Что изменилось после отмены моратория на проверки бизнеса Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

С 1 января 2019 года перестал действовать пятилетний запрет на проверки малого и среднего бизнеса. Из 33 контролирующих органов свои планы на текущий год обнародовали 27 ведомств. С ними можно ознакомиться на специальном инспекционном портале inspections.gov.ua, а также на сайте Госрегуляторной службы. Первыми под проверки попадут предприятия, где риск выявления нарушений или степень опасности для населения особенно высоки.

Как и прежде, внеплановые проверки проводятся по жалобам потребителей товаров и услуг вне зависимости от планов и запретов

Ориентация на риск

Впервые запрет на проверки предприятий ввели в августе 2014 года, чтобы облегчить участь бизнеса, которому и так пришлось несладко из-за военных действий на востоке страны и общих кризисных явлений в экономике. С тех пор мораторий регулярно продлевался законом о госбюджете каждый год. Исключением стал 2019-й.

Но уже в прошлом году мораторий стал весьма условным: из-под его действия Кабмин своим постановлением вывел сразу почти два десятка контролеров, среди которых были налоговики, Нацбанк, Гоструда, Гослекслужба и другие. Среди них была и Госпродпотребслужба, но только в части ветеринарно-санитарного контроля, надзора за соблюдением санитарного законодательства, безопасностью и отдельными показателями качества пищевых продуктов.

секонхенд
Проверяющие будут искать большие и маленькие риски. Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Свое решение чиновники объяснили необходимостью контроля за «наиболее уязвимыми и рискованными сферами общественных отношений и выполнения международно-правовых обязательств Украины». Таким образом, в 2019 году сбылась мечта руководства Минэкономразвития, которое давно хотело вместо моратория внедрить принцип рисково ориентированного подхода.

«Мы перешли к определению рискованности бизнеса. Если у бизнеса низкая степень риска – проверяющий приходит к нему раз в пять лет. Если высокая степень – не чаще одного раза в два года», – сообщил первый вице-премьер-министр, министр экономического развития и торговли Украины Степан Кубив.

Самые рисковые

Критерии оценки были утверждены отдельным постановлением Кабмина № 1164 от 27 декабря 2018 года.

Так, критериями, по которым оценивается степень риска, являются:

  • вид деятельности (за предыдущие два года), в первую очередь той, что может оказывать вредное воздействие на среду жизнедеятельности и здоровья человека;
  • работа, связанная с обслуживанием населения;
  • возникновение острых кишечных заболеваний, отравлений, смерти человека, связанных с деятельностью предприятия;
  • нарушения санитарного законодательства, выпуск некачественной, опасной продукции;
  • выполнение предписаний органа госконтроля по устранению нарушений санитарного законодательства;
  • наличие обоснованных обращений и жалоб о нарушениях требований санитарного законодательства.

По каждому из критериев риска установлены показатели и количество баллов по каждому из них. Например, обеспечение питьевой бутилированной водой свыше 100 тыс. человек – это 41 балл риска, а нарушение санитарных норм за последние три года – всего 15 баллов и т. д. Жалоба на работу предприятия «обойдется» в 5 баллов, а неисправленное нарушение – 6 баллов.

Предприятиям поставят оценки по степени риска

Баллы по всем критериям работы предприятия суммируют и решают, к какой категории риска оно относится. Так, разделяют три степени риска, от которых зависит периодичность проверок:

  • 41-100 баллов – высокая (проверки не чаще одного раза в два года);
  • 21-40 баллов – средняя (проверки не чаще одного раза в три года);
  • 0-20 баллов – незначительная (проверки не чаще одного раза в пять лет).

Этот принцип будет касаться только плановых проверок. Мало того, как сообщил глава Госпродпотребслужбы Владимир Лапа, периодичность проверок могут увеличить: вместо одного раза в несколько лет – раз в квартал или раз в полгода. Это связано с массовыми отравлениями украинцев в прошлом году, когда вспышки кишечных инфекций наблюдались в Киеве, Днепре, Луцке и Львовской области.

Дополнительно Госпродпотребслужба будет проводить внеплановые контрольные мероприятия.

Внезапные проверки

Как и прежде, контролеры делают ставку на внезапные проверки. Ведь, как отмечает Владимир Лапа, перед приходом инспектора можно вывезти из цеха поддон с пальмовым маслом, а через неделю после проверки – вернуть его. Поэтому даже для плановых мероприятий Госпродпотребслужба не указывает конкретные даты, а только месяцы, когда возможна проверка. 

Напомним, что внеплановые контрольные мероприятия могут проводиться только при следующих условиях:

  • по согласованию Государственной регуляторной службы;
  • по собственному письменному заявлению предприятия;
  • по решению суда;
  • в случае аварии, смерти пострадавшего, что связано с деятельностью предприятия;
  • для проверки выполнения предписаний по устранению нарушений.
продукты
Честному бизнесу не стоит бояться проверок. Фото: Константин Ильянок,«Большой Киев»

«Неурегулированного процесса контроля и надзора наша служба не допустит. Порядок проведения проверок предусмотрен законом о госнадзорев сфере хозяйственной деятельности. Он балансирует процедуру относительно прав, обязанностей и интересов всех сторон», – сообщила глава Государственной регуляторной службы Украины Ксения Ляпина.

По ее словам, никакой плановый контроль без утвержденных критериев риска невозможен, а внеплановые проверки также должны иметь четкие основания. Например, Верховный суд постановил, что решение следователя или прокурора не являются основаниями для проведения внеплановой проверки, потому что они не предусмотрены законом.

Как говорят в Госпродпотребслужбе, главное основание для любой внеплановой проверки – жалоба потребителя. Обращения общественных организаций, чиновников и т. п. не принимаются во внимание.

Но даже те, кто жалуется от себя лично, нередко допускают ошибки. По словам Владимира Лапы, люди часто указывают название магазина, а не юрлица, которое им владеет. Или указывают только адрес торговой точки. Это не позволяет оперативно реагировать. Хотя чиновники стараются как можно быстрее уточнить у человека всю необходимую информацию, украинцы расценивают эти задержки как нежелание контролеров работать.

Кого проверят в 2019 году

маршрутки
Фото: Константин Ильянок,«Большой Киев»

Исходя из опыта прежних лет, можно предположить, что предметом внезапных проверок, скорее всего, снова станут предприятия общепита, магазины и рынки, а также места массового отдыха людей. Все зависит от того, где раньше случится ЧП.

Не останутся без внимания и перевозчики. Так, почти год назад после ДТП с двумя маршрутками на улице Телиги киевские власти требовали у премьера отменить мораторий на проверки маршруток и отдать часть полномочий Укртрансбезопасности в КГГА. Зампредседателя КГГА Дмитрий Давтян мотивировал это тем, что машины проверяют только на маршрутах, а что происходит на автобазах, каков профессиональный уровень водителей и т. п. мешал проверить мораторий.

Внеплановые проверки Укртрансбезопасность начала только после двух страшных ДТП с участием маршруток в Николаевской и Житомирской областях, когда погибло 15 человек.

В апреле столичные ТРЦ подверглись внеплановым проверкам ГСЧС на предмет соблюдения правил пожарной безопасности после трагедии в российском городе Кемерово.

трц
Столичные магазины проверят не только на пожарную безопасность. Фото: Константин Ильянок,«Большой Киев»

Аналогично в сентябре 2018 года МЭРТ начал проверки украинских туроператоров после того, как туристы подолгу не могли вылететь на отдых или вернуться домой. Что уж говорить о проверках общепита в местах массового отдыха. Как сообщили в ГФС, из свыше 1,6 тыс. проверенных заведений не нашлось ни одного, где не было бы нарушений. Чаще всего фиксировались продажа товара без документов, лицензий на торговлю (алкоголем и табаком), сокрытие выручки.

Конец года ознаменовался массовыми проверками школьных столовых по жалобам родителей учеников. Как сообщил начальник ГУ Госпродпотребслужбы в Киеве Олег Рубан, из 50 проверенных учебных заведений — в 37 были выявлены нарушения и подготовлены предписания. Больше всего нарушений нашли в Соломенском районе столицы.

В торговых сетях столицы в период новогодних праздников на прилавках магазинов выросло количество фальсифицированных продуктов питания. В лидерах подделок — масло, колбаса и икра.

магазин
Чаще всего в Киеве продают поддельное масло, колбасу и икру. Фото: Константин Ильянок,«Большой Киев»

«Продукты питания надо покупать только в местах организованной торговли — там, где есть хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу, есть субъект, ответственный за безопасность, есть орган, который контролирует данные товары», — добавил Рубан.

Есть и позитивные примеры. Например, жительнице Киева удалось вернуть деньги за некачественную мебель (кровать «Нота»), купленную в интернете. После ее обращения в столичное управление Госпродпотребслужбы, соответствующие документы были направлены по месту регистрации компании-производителя в Житомирскую область.

По результатам проведенной внеплановой проверки физического лица-предпринимателя на предмет соблюдения им требований действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей он вернул потребителю 5,7 тыс. грн за товар с дефектами.

Великий Київ у Google News

підписатися