На минувших выходных в столице состоялся масштабный марш равенства «Киевпрайд», в котором приняло участие около восьми тысяч человек. Киевляне много рассуждали не только об этической стороне этого мероприятия, но и снова горячо дискутировали о том, стоит ли на такой длительный срок перекрывать движение транспорта в центре города. «Большой Киев» собрал все «за» и «против» по поводу ограничений.
В этот раз полностью перекрывали движение по Крещатику, части бульвара Шевченко, улицам Владимирской, Льва Толстого, Хмельницкого и других. Да еще и не только на время проведения марша, а на целые сутки, с вечера 22 июня до вечера 23 июня. Так что автомобилисты, которым пришлось наматывать круги по окрестным улицам и стоять в пробках, изрядно повозмущались.
И это не впервые. Фестивали, пробеги, соревнования, концерты, всевозможные акции – в этом году в центре ограничивали движение для авто, по нашим подсчетам, уже не менее трех десятков раз. Вспомним только самые масштабные и свежие. К примеру, 1 и 2 июня из-за празднования Дня защиты детей, проведения Всеукраинского велодня и Разноцветного забега. День Киева 25-26 мая вообще превратил Киев в город без авто: перекрывали движения в связи с Пробегом под каштанами, велогонками Race Horizon Park и другими мероприятиями. А еще в прошлом месяце пережили байкерский фестиваль MotoOpenFest, пробег Kyiv Euro Marathon, День победы над нацизмом. Ну и, конечно же, не можем забыть одно из важнейших для страны событий – инаугурацию президента. Напомним, 19 и 20 мая нельзя было проехать не только по улицам в районе Мариинского дворца, но и на таких важных участках, как проспект Бажана, Южный мост или Надднепрянское шоссе. Новоизбранный президент Владимир Зеленский даже извинился за доставленные из-за этого неудобства перед киевлянами.
Впереди – День Конституции, и власти уже также предупредили о возможных ограничениях движения транспорта. В июле нас ждет День Крещения Руси, когда обычно проходят масштабные шествия и перекрывают не менее десятка дорог, в августе – День Независимости с праздничными мероприятиями. Не исключено, что «нарисуются» и другие крупные события. Обычно о них предупреждают всего за несколько дней, как и о связанных с ними ограничениях.
Петиций много, поддержки мало
Многие жители с пониманием относятся к перекрытиям дорог. И аргументов в поддержку проведения массовых мероприятий действительно много. Обычно это происходит в выходные, когда людям все-таки не нужно ехать на работу или куда-либо спешить. Кроме того, большинство акций – общественно-полезные. К примеру, забеги популяризируют здоровый образ жизни, часто во время их проведения собирают средства для больных детей или для покупки медоборудования в больницы. Часто жители столицы вспоминают и знаменитую фразу «не трамвай – объедет», намекая на то, что на машине все-таки довольно легко найти какой-нибудь альтернативный путь проезда.
Но противники перекрытий не сдаются. Так, на сайте Киеврады уже было зарегистрировано много петиций с требованиями запретить ограничивать движение в центре. Последняя из них появилась всего несколько дней назад. Автор Андрей Кубко просит прекратить постоянные перекрытия улицы Крещатик, которая, кроме прочего, каждую неделю становится пешеходной на выходных.
«Перекрытия создают автомобильные пробки на прилегающих улицах. В результате резко повышается аварийность, возникают угрозы здоровью и жизни пешеходов и водителей. Граждане, проживающие на улице Крещатик, лишены возможности пользоваться и общественным транспортом. Вследствие постоянных пробок вокруг ухудшается экологическая ситуация в центре города», – обосновывает свою позицию Кубко.
Правда, большой поддержкой пока он не заручился. Под его идеей оставили подписи всего несколько человек. В других петициях были предложения проводить марафоны, забеги, велосоревнования в Голосеевском парке или на пригородных трассах, у которых есть дороги-дублеры (например, Киев – Обухов). А концерты – исключительно на стадионах. Но предыдущие тоже не набирали и пары сотен голосов при необходимых 10 тысячах.
Депутаты обсуждали, но не проголосовали
Вопрос о заблокированных в центре дорог поднимался уже и в Киевраде. Еще в прошлом году был зарегистрирован проект решения «О системном подходе в вопросе ограничения движения транспорта в Киеве во время проведения мероприятий разного характера». В нем приводились цифры о том, что за девять месяцев 2018 года в столице перекрывали дороги 44 раза из-за всевозможных событий.
Документ прошел все комиссии, но до сессии добрался только недавно. Вопрос рассматривали в середине мая 2019 года, на одной из последних сессий. Автор документа депутат Александр Пабат отметил, что перекрытия доставляют неудобства не только автомобилистам, но и тем, кто не пользуется машинами. Мол, из-за ограничений часто меняет маршруты движения и общественный транспорт.
«У нас массовые акции с перекрытием дороги происходят в среднем один раз в неделю. Принимать в них участие – это демократическое право граждан. Но таким образом они препятствуют движению других таких же граждан и нарушают их права тоже», – отметил он и вспомнил, что иногда дороги блокируются и спонтанно.
Так бывает, когда проходят различные акции протеста – будь то против повышения тарифов, или за льготы на легализацию автомобилей на еврономерах.
В проекте не было предложений запретить проведение массовых мероприятий в центре или при любых обстоятельствах оставлять дороги свободными. Он предполагал лишь разработку четких правил для столицы: в каких случаях можно перекрывать улицы, каким образом предупреждать об этом людей, за какое время, как должны быть организованы пути объезда и т. п. Однако, даже для такой инициативы в зале не хватило голосов. «За» проголосовало лишь 52 депутата. Так что пока в столице все останется по-прежнему.