Киев занимает третье место среди европейских мегаполисов по уровню пробок, а в мире – 12 место.
Почему столица попала в топ-15 этого рейтинга, изменится ли ситуация и что для этого делают городские власти, разбиралось НВ.
Что случилось?
Согласно данным аналитической компании TomTom, Киев ухудшил позиции в ежегодном рейтинге по уровню заторов и занял 12-е место в мире и третье место в Европе (в 2018 столица занимала 13 место в мире, а в 2017 — 14). В 2019 году жители Киева провели в автомобильных пробках 227 часов, или 9 дней и 11 часов. За это время водители или пассажиры могли бы посмотреть 201 серию «Игры престолов». Если так пойдет и дальше, через несколько лет Киев встанет окончательно. Плюс стоящие в пробках машины создают вокруг себя настоящее облако из опасных газов – столица занимает 8‑е место среди самых загрязненных городов Украины.
Где больше всего заторов?
Самые проблемные столичные улицы — это бульвар Тараса Шевченко, Большая Васильковская и Окружная дорога. Свою лепту в столичную заторность вносят и мосты. Например, Южный рассчитан на проезд 20 тыс. машин в день, а фактически здесь проходит по 110 тыс. автомобилей: 90% транзита из Европы на Левобережье и обратно. Причем мост проектировался под автомобили массой до 6 т, а на деле по нему движутся и 40‑тонные автопоезда.
Что по статистике?
Украинцы все больше автомобилизуются. По данным КГГА, сейчас в столице зарегистрировано 1,2 млн автомобилей, из которых 20% — грузовики, а остальные — легковушки. При этом Киев рассчитан на использование 300−400 тыс. автомобилей ежедневно, то есть город перегружен в 3−4 раза, но на деле все еще печальнее: в статистике КГГА не учтены транзитные автомобили. Когда все эти «средства передвижения» сходятся где‑то в районе центральной части города или на самых популярных магистралях, Киев останавливается.
Каково мнение экспертов?
По их мнению, дело не только в большом количестве машин. По словам Владимира Караваева, эксперта по вопросам законодательного обеспечения безопасности дорожного движения, в столице плохо организованы транспортные потоки и недостаточно развита инфраструктура. Кроме того, Киев не имеет достаточно развитой системы общественного транспорта. Целые районы города лишены самого оптимального из них — метро.
А что говорят власти?
Говорят кроме большого количества машин проблем немало – грузовики, неправильно припаркованные авто и т.д. Как признается советник столичного мэра Максим Бахматов, через центр с его не самыми широкими улицами идет насыщенное движение машин, а полноценной окружной или объездной дороги в Киеве нет. Из‑за этого по городским улицам идут груженые фуры — в других европейских столицах подобного давно нет. С этим явлением ведут борьбу: перекрывают в часы пик въезд в город грузовиков. По словам Бахматова, этого мало и стоило бы закрыть город для фур полностью и на круглые сутки.
Кроме того, сильно ухудшают пропускную способность столичных дорог неправильно припаркованные машины. В последнее время власти взялись решать этот вопрос: с конца ноября 2019 года в городе эвакуировали уже более 1,1 тыс. автомобилей-нарушителей.
Что поможет в решении проблемы?
- Проблемы с трафиком испытывали практически все европейские города, говорит Сергей Вовк, директор Центра транспортных стратегий. И все они разбирались с заторами комплексно: в первую очередь боролись с нарушителями правил парковки и вводили плату за проезд в центр. Киеву тоже можно перенять этот опыт.
- Вторым моментом, способным разгрузить улицы, являются перехватывающие паркинги на въезде в город и вощле метро. По генплану Киева они в перспективе есть.
- Избавить столицу от транзитных фур могла бы полноценная окружная дорога и в КГГА намерены в ближайшее время активизировать работы по строительству Большой кольцевой.
- Еще один способ решения проблем с перенасыщенным трафиком: улучшение сети железных дорог.
- Также власти должны взяться за воспитание водителей — нарушителей правил дорожного движения. В Киеве, кстати, уже начали штрафовать за выезд на полосу движения общественного транспорта.
Как сообщалось ранее, КГГА совместно с компанией TomTom начали измерять трафик, пытаясь понять, в каких районах города ситуация с заторами самая сложная. Уже есть, что анализировать и Бахматов обещает, что уже в следующем году на улицах столицы многое изменится.
Напомним, ранее исландский комик Йон Гнарр, ставший одним из наиболее успешных мэров Рейкьявика (2010-2014), раскритиковал Киев за большое количество личных автомобилей и сказал, что из-за этого ему было не очень комфортно гулять по городу.