В прошлом году киевские власти обратились к ближайшим соседям столицы с инициативой о более тесном сотрудничестве во многих сферах жизни. Самый большой город страны предложил создать агломерацию. Эта форма взаимодействия предполагает несколько условий. Главное – наличие территориального скопления населенных пунктов, которые объединены экономическими, социальными, культурно-бытовыми, экологическими связями. Также необходим общий интерес, который подталкивает к сближению
В Киевскую агломерацию пригласили десять городов, восемь поселков и десятки сел, расположенных в ареале этих населенных пунктов.
Это страшное слово «агломерация»
Итак, агломерация представляет собой образование, состоящее, как правило, из доминирующего города и прилегающих территориальных общин. Высший орган управления – Совет агломерации. В Украине предлагают формировать его на паритетных началах из не менее двух представителей общин (председатель и уполномоченные депутаты соответствующих местных советов). Впрочем, несмотря на равноправие сторон, мегаполис и сателлиты могут иметь совершенно разные интересы в объединении.
Транспортное сообщение
Каждый день в Киев приезжает работать около полумиллиона украинцев из предместий. Часто эти люди вынуждены часами простаивать в пробках или ожидать транспорт на остановках.
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Улучшить дорогу, связывающую Киев и соседний город, расширить транспортное сообщение, разработать новый маршрут не только частного, но и муниципального транспорта, мешает несогласованность между властями мегаполиса и ближайших городов и сел. Более тесное взаимодействие между ними может существенно облегчить жизнь жителей прилегающих к Киеву населенных пунктов. Кроме того, столица имеет больше средств, а главное, готова вкладывать их в такие проекты.
Социальная сфера
Украинцы, которые ездят работать в Киев, сегодня лишены многих возможностей. Без регистрации человек фактически не имеет права на бесплатные образовательные услуги.
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
«Агломерация позволит таким людям устраивать своих детей в столичные школы и детские садики, получать помощь в местных поликлиниках, – рассказывает директор Департамента общественных коммуникаций КГГА Марина Хонда. – Киев готов пойти на этот шаг. И это вполне оправданно, поскольку налоги они платят именно в столичный бюджет. Однако это не просто благотворительность».
Интерес Киева
В обмен на помощь в транспортной и социальной сфере центр рассчитывает на понимание партнерами своих потребностей. Сейчас вокруг столицы ударными темпами строятся жилые комплексы. Причем делается это весьма неравномерно с точки зрения миграционных потоков, внутри мегаполиса. А вот единый подход в застройке окраин Киева, благодаря согласованной политике центра и сателлитов, значительно уменьшил бы нагрузку на транспортную инфраструктуру.
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Например, появление еще большего количества жилья со стороны Троещины, в конечном итоге может вызвать коллапс в районе мостов через Днепр. В то время как увеличения количества квадратных метров в других окрестностях города не скажется на комфорте людей. Кроме того, Киев заинтересован в выносе производств за черту города. Взамен столица могла бы предлагать своим партнерам различные инвестиционные проекты. Более плотное сотрудничество с соседями также поможет понять, сколько приезжих посещает мегаполис ежедневно. Достоверно определить этот показатель сейчас затруднительно. Понимание масштабов маятниковой миграции позволит более эффективно развивать инфраструктуру столицы.
Агломерация – не поглощение
«Важно понять главное, что киевская агломерация – это не присоединение городов-спутников и близлежащих сел к Киеву», – говорит Марина Хонда. К сожалению, многие восприняли эту инициативу именно как поглощение соседних населенных пунктов. Это касается и журналистов, и общественных деятелей. Однако особую тревогу предложение о сотрудничестве в виде агломерации вызвало у представителей местных территориальных общин.
Буча
Видимо, они восприняли это как посягательство на их власть и полномочия. Хотя на сегодняшний день, даже при большом желании, Киев был бы не в состоянии «переварить» такое расширение. «На самом же деле, речь идет о равноправных отношениях между субъектами, при которых решения принимаются коллегиально, а не в одностороннем порядке», – говорит Марина Хонда. По ее словам, цель агломерации – взаимовыгодное сотрудничество, своеобразный бартер услуг. Тем более что небольшие города заинтересованы в этом не меньше Киева.
Большинство соседей Киева не поддерживают агломерацию на законодательном уровне
Отношение к киевской агломерации у разных населенных пунктов, окружающих столицу, различное. Например, власти Броваров и Борисполя относятся к инициативе довольно благосклонно. А вот руководители и местные рады Ирпеня, Василькова и Бучи интеграцию с Киевом воспринимают без особого энтузиазма. Хотя большинство населенных пунктов, которым столица предложила более высокий уровень отношений, сходятся в одном, а именно: в недопущении принятия закона про городские агломерации парламентом.
Ирпень
Как бы то ни было, но инициативу уже рассматривают в Верховной Раде. Комитет по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления предлагает парламенту принять в первом чтении за основу законопроект № 6743 «О городских агломерациях»
Киев обречен на взаимодействие с городами-спутниками
«Вне зависимости от решения народных депутатов, Киев намерен устанавливать более тесные отношения с прилегающими населенными пунктами, даже если это не будет происходить в рамках агломерации», – отмечает Марина Хонда. Всегда остается возможность сотрудничать в индивидуальном формате. Например, это может быть трехстороннее взаимодействие между столицей, соседним городом и обладминистрацией. «По прогнозам, через семь лет фактическое население Киева может увеличиться до пяти миллионов», – подчеркивает директор «Института города» Александр Сергиенко. В таких условиях местная власть просто обречена на максимальную кооперацию со своими соседями.