Традиция отмечать Halloween, «вечер всех святых», зародилась в незапамятные времена в поселениях кельтов на территории Шотландии и Ирландии. В средние века языческие мистерии были адаптированы под свои нужды и взяты на вооружение христианской церковью, а в эпоху научно-технической революции они стали веселым праздником, еще одним поводом надеть карнавальные костюмы и подурачиться. Считается, что Хеллоуин, пришел к нам сравнительно недавно, в самом конце прошлого – начале нынешнего века, но далеко не все так однозначно.
Во всем мире вечер всех святых празднуется в ночь с 31 октября на 1 ноября. Якобы в это время границы с потусторонним миром истончаются и в образовавшиеся прорехи оттуда устремляются души умерших предков, а вместе с ними и всевозможная нежить и нечисть. Правда, оказавшись в нашем мире, она сталкивается с созданиями пострашнее себя – ее встречает детвора, наряженная в костюмы сказочных персонажей, монстров, кровожадных литературных и кинематографических героев.
«В того невольно верят все»
Фауст
В периодике дореволюционного Киева не найти упоминаний о таких забавах, нет там и сведений о проведении тематических балов, карнавалов, вечеров. Русская православная церковь, мягко говоря, неодобрительно относилась к массовым мероприятиям, проводимым любыми конкурирующими религиозными культами, а тем более к участию в них своих прихожан.
Да и сражаться с «врагами рода человеческого» надлежало специально обученным в семинариях и духовных академиях специалистам. Тем не менее довольно любопытная тенденция раскрывается при просмотре репертуара Киевских театров. Возьмем, к примеру, 31 октября и 1 ноября в 1898-1904 годах:
«Общедоступный спектакль. Товариществом малорусских артистов под управлением Садовского назначен спектакль по значительно уменьшенным ценам, пойдет оперетта в 4 действиях, сочинения Старицкого по Гоголю, музыка Гротенко, «Сорочинский ярмарок»;
«Городской театр. Русская опера. Товарищество М. М. Бородай и С. В. Брыкин. Сегодня предоставлено будет в 1-й раз «Фра-Диаволо» опера в 3 действиях, музыка Обера»;
«Театр «Соловцов». Николаевская площадь. Сезон XIII. По уменьшенным ценам два спектакля. В 1-й раз пьеса комедия «Странный гость» и водевиль в 1 действие «Мой утопленник»;
«Киевский городской театр. В пятницу, 31 октября «Гугеноты», музыка Мейербера. В субботу, 1 ноября, опера «Фауст» с «Вальпургиевой ночью», музыка Гуно»;
«Русская опера под управлением М. М. Бородая. В воскресение, 31 октября «Русалка», музыка Даргомыжского».
«Театр Вергонье. Фундуклеевская улица. Русская комическая опера и оперетта под управлением А. А. Левицкого. В воскресение, 31 октября, популярная оперетта «Орфей в аду», музыка Оффенбаха, Адский голос. После спектакля первый большой театральный маскарад. Бой серпантином, конфетти. Призы за костюмы и за танцы: бриллиантовое кольцо, серебряный сервиз. Во время маскарада большой Concert Parisian»;
«Городской театр. Русская опера. Сегодня, 1 ноября, представлена будет по уменьшенным ценам «Пиковая дама»;
«Сегодня, впервые оперетка Михаила Церера в трех действиях «Посыльный № 6666».
Весьма возможно, такой с «дьявольским» или на крайний случай мистическим духом репертуар представляли киевские театры ежегодно, аккурат на стыке октября и ноября. Каждый год накануне католического дня всех святых киевские обыватели бурно аплодировали, вызывая на сцену актера, только что сыгравшего если не Люцифера из «Фауста», то черта из «Сорочинской ярмарки» или исполнителя роли нечисти рангом пониже…
Ты – это только ты, ничто иное
Фауст
В октябре 1898 года был опубликован один любопытный документ:
«Из распоряжения начальника полиции. На днях чинами полиции была произведена поверка домовых фонарей. Поверкою этою выяснено, что еще не все домовладельцы обзавелись уже фонарями, у некоторых же домов фонари не были зажжены. Ввиду этого полицмейстер поручил приставам предупредить домовладельцев, у которых нет фонарей, что последние должны быть заведены до 1 ноября, в противном случае будут составлены протоколы и переданы губернатору. Одновременно приставам поручено предупредить дворников, у которых фонари не горели или не были зажжены своевременно, что ответственность за неисполнение этого возложена на них и что впредь за это дворники будут подвергаться денежному штрафу или аресту».
Арест за незажженный фонарь? Не слишком ли сурово? И дата исполнения – как раз к Хеллоуину. Просто совпадение? Возможно. Но кроме «бесовского» репертуара в местных театрах в ночь с 31-го октября на 1 ноября, на киевских улицах обязательно случался пожар и находили одного или несколько подкинутых детей. 1898 год найдены подкидыши – новорожденная девочка на Нестеровской улице, 10 и шестинедельная девочка на Дмитриевской. 1899 – два мальчика: двухнедельный на Кузнечной и трехнедельный на Бассейной улице. 1900 год – одномесячный мальчик на Фундуклеевской улице. 1901 год подброшены девочка и мальчик на разных концах Жилянской улицы. Ночь на 1 ноября 1902 года была особо «урожайной» – ребенок двух недель на Константиновской, трехнедельный на Мало-Подвальной, двухнедельный и восьмимесячный младенцы подброшены в Михайловский монастырь.
Девочка, найденная в ту же ночь на Гоголевской улице, была с запиской: «Сие дите православное, но некрещеное». Оставила этого ребенка особь женского пола, очевидно, и православная, и крещеная, но без бога в душе. Не стоит опасаться прихода нелюдей из иных миров. Они рождаются и вырастают в нашем. Самое время процитировать Вильяма нашего Шекспира: «Ад пуст. Все бесы здесь».