Множество имен педагогов остались только в истории науки, некоторые имена знают продвинутые мамы, которые всерьез заняты воспитанием своего чада, но есть имена, которые знают все. Одно из таких — Януш Корчак — человек, который подарил детство множеству детей, в том числе и киевским сиротам. Что же такого важного сделал Корчак при жизни и почему многим запомнилась только его смерть?
22 июля 1878 года в Варшаве родился Эрш Хенрик Гольдшмит, но в историю вошло и другое имя, и другая дата. Начнем с того, что по еврейской традиции мальчика назвали в честь умершего родственника — деда, и это, возможно, повлияло на выбор первой профессии. Хенрик принимает решение стать доктором и идет учиться в университет. Но, как это часто бывает, студент-медик пробует себя и на другом поприще – литературном. Подавая две пьесы на литературный конкурс, начинающий писатель берет себе псевдоним — Янаш Корчак. Но пьесы, из-за ошибки наборщика, выходят под авторством Януша Корчака и с этого момента начинается история человека, о котором слышал практически каждый в нашей стране и не только. Правда, по-настоящему успешными и популярными стали не первые пьесы и рассказы молодого студента, а более поздние книги, посвященные теме воспитания детей, одна из которых была написана в Киеве.
Сложно сказать, когда именно Корчак переместил акцент с медицины на педагогику, но кажется, вопросы воспитания детей интересовали его всегда. В 1898 году Корчак поступает на медицинский факультет Варшавского университета, а уже в следующем году отправляется в Швейцарию изучать педагогику. Профессиональная деятельность Корчака так и развивалась в тесном переплетении двух наук — строго медицинской и более гуманитарной педагогической. И это не удивительно, ведь дети болеют, а с другой стороны только лишь лечить и кормить детей явно недостаточно, их надо еще и научиться понимать.
«Прежде чем вступать в войну ради чего бы то ни было, вам следует остановиться и подумать о невинных детях, которые будут искалечены, убиты или осиротеют». (Цитата из книги «Правила жизни Януша Корчака»)
В 1905 году Януш Корчак получает диплом военного врача — символичная дата. Начиная с революционных лет, далее в годы Первой и Второй мировой войны огромную территорию лихорадило, взрослые погибали, а число бездомных детей и сирот неумолимо росло. Ужасные «игры» взрослых приводили к тому, что у сотен тысяч детей не было детства, не было прав, внимания и заботы. В этом смысле роль Корчака, как величайшего педагога, огромна, он не только заботился о детях, но и приучал взрослых иначе смотреть на вопрос воспитания.
Киев, война, дети…
Впервые в Киеве Корчак оказался именно во время Первой мировой войны. У врача Галицкого фронта выдались небольшие рождественские каникулы в 1915 году. Провести три дня в Киеве Корчак решил в своем стиле — в интернате для мальчиков доктор организовал самоуправление и газету. Зачем во время войны детям газета? Ответов может быть множество, главный из которых заключается в том, что газета — территория, где дети могут высказать свое мнение, описать свои мысли, чувства, нужды. Часто дети в интернатах замкнуты, воспитатели делают большой акцент на гигиене, питании, соблюдении правил и режима, но не на чувствах и мыслях воспитанников. Как это не печально, но и спустя более ста лет ситуация с детдомами не слишком измелилась, так стоит ли говорить, что на начало XX-го века идеи Корчака были новаторскими.
«Существуют проблемы, которые, как окровавленные лохмотья, лежат прямо поперек тротуара. А люди переходят на другую сторону улицы или отворачиваются, чтобы не видеть». (Цитата из книги «Правила жизни Януша Корчака»)
С окончанием войны проблемы детей в Киеве не решились, а только усугубились. Следующий приезда Корчака в столицу Украины припал на революционный 1917 год. На этот раз доктор прожил в городе несколько лет, какое-то время квартировал в доме на улице Институтской. Работал сразу в трех детских домах по 18 часов. Секрет невероятной трудоспособности доктора предельно прост — он не мог отказать молчаливым, ожидающим поддержки детским глазам.
«Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой». Януш Корчак
Помимо своей работы в приютах и детских домах, Корчак не утратил и литературного дара, но направил его на написание не пьес или рассказов, а больших книг о детстве и воспитании. Именно во время своего пребывания в Киеве, Януш Корчак пишет всемирно известную книгу «Как любить ребенка». Самым главным, самым нужным и самым сложным педагогическим инструментом, по мнению автора, является только любовь. Кому-то кажется, что любить ребенка просто (особенно своего), кому-то кажется, что любить сложно (особенно не родного ребенка), но Корчак настаивает на том, что это необходимо.
Смерть Старого доктора
Казалось бы, что войны и нескольких революций уже много для одной жизни, но Старому доктору (такое прозвище было у Корчака) пришлось увидеть и страшную Вторую мировою войну. Эта страница его жизни не связана с Киевом, но она настолько важна, что не сказать о ней просто невозможно.
Надо признать, что большинство статей о Корчаке посвящены не столько дате рождения, сколько факту и дате смерти — такой трагичной и легендарной она стала. Но, кроме глубокого ужаса и боли, история гибели Старого доктора и его воспитанников вызывает и еще одно чувство — восхищения, как бы ужасно это не звучало. Восхищаться приходится тому, насколько Корчак был целостным и честным человеком, он верил в то, что детей надо любить и их надо поддерживать. Он любил их и до последней секунды был рядом.
«Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности». Януш Корчак
В августе 1942 года Дом сирот — это около 200 детей, вместе с Янушом Корчаком и Стефанией Вильчинской (помощницей Старого доктора) отправили в вагонах в лагерь Треблинка. К газовой камере дети шли во главе с Корчаком, они не плакали, шли уверено, хотя и знали, что это их последний поход. Двух самых маленьких деток Корчак нес на руках. В последний момент доктору предложили остаться и не идти в газовую камеру, на что Корчак ответил: «Не все люди – мерзавцы». Легенда гласит, что пока не подействовал яд, дети в газовой камере пели (даже в такой момент настоящий педагог знает, как успокоить деток). Когда же открылась дверь, то вошедшие увидели, что дети собрались вокруг своих воспитателей и умерли в обнимку. Эти смертельные объятия невозможно было разъединить, так сильно дети прижимались друг к другу и к своему учителю, который оказался верен им до конца.