Пожары, звезды и стрельба в Киевской опере

Автор: Надія Музлова
13:10 27.09.2019

Театральная история у Киева непростая, остросюжетная и почти мистическая. Хотя, вероятно, так и положено столь живому искусству. Чего только стоят…
Читать дальше

Пожары, звезды и стрельба в Киевской опере

Театральная история у Киева непростая, остросюжетная и почти мистическая. Хотя, вероятно, так и положено столь живому искусству. Чего только стоят события вокруг оперного театра: борьба за зрителя, пожар после дуэли, убийство на глазах у всех высших чинов полиции, взрывчатка и бомба. Это все на одной площади и за какие-то 150 лет.

Рождение киевской оперы

28 сентября (15 сентября по юлианскому календарю) состоялось освящение и открытие нового оперного театра в Киеве. Буквально через три дня, 1 октября, мир отмечает день музыки, а для Киева это еще и день открытия Государственной академической украинской оперы. Правда, последняя была образована из уже существовавшего до этого театра.

Еще в середине XIX века Киев посещали гастролирующие оперные певцы: богатейшие люди края, а также поляки приезжали на зимнюю Контрактовую ярмарку. Там  деньги лились рекой, гости желали развлечений, и гастролирующие звезды охотно ехали за солидный гонорар, ставили отдельные акты из опер при участии студенческого хора. Однако город рос, уже его жители желали культурного досуга круглый год. В 1860-х годах антрепренер Городского театра Н. Новиков решил попробовать организовать собственно оперу в Киеве.  Вначале объявили подписку на сезонный абонемент. Итальянские артисты, неполный оркестр и балетные номера в исполнении киевского учителя танцев с учениками – такой была первая киевская опера. Она дала толчок развитию музыкальных вкусов публики.

Киев 60-е годы 19 века
Киев 60-е годы 19 века

В 1856 году был построен Городской театр по проекту архитектора Ивана Штрома. Находился он на месте нынешнего здания оперы и балета. Деньги на строительство и содержание театра выделяла государственная казна, но, по-видимому, этого было недостаточно. По воспоминаниям киевлянина А. Паталеева, город назначил свою дополнительную субвенцию, разрешил повысить цены на билеты и дал разрешение антрепренеру право безвозмездно пользоваться зданием театра, буфетом и даже отоплением. Тогда антрепренер Ф. Бергер собрал киевскую оперную труппу и организовал ее регулярное функционирование. Театр тогда назывался Русской оперой, однако из отечественных постановок были «Жизнь за царя», «Русалки» да «Гальки». Зато зарубежных и особенно итальянских было с избытком: от «Травиаты» и «Фра-Дьяволо» до «Севильского цирюльника» и «Дон Жуана».

первое здание киевской оперы

Следующий антрепренер И. Сетов нанимал начинающих артистов, хорошо угадывая будущую знаменитость, вспоминал выходец из богатой купеческой семьи Александр Паталеев.

«Сетов был единственным из антрепренеров, который никогда не нуждался в денежных средствах и никогда не прибегал к денежным займам», – писал киевлянин в мемуарах.

Киев рос, превращаясь в сахарную столицу империи, публика охотно посещала театр, и он уже не вмещал всех желающих, общее число мест – почти 850.

Одновременно театральное дело развивалось и в других городах империи. Киевские артисты славились и по окончании контракта получали из других городов предложения, с которыми И. Сетов конкурировать финансово уже не мог. Добавилась и внутрикиевская конкуренция за зрителя: появлялись другие театры. Тогда И. Сетов добавил к опере оперетку. Результат был плачевный: с 1880 года сетовская опера потеряла публику.

Новый театр

В 1896 году 4 февраля после утреннего показа оперы «Евгений Онегин» в Городском театре начался пожар. Театр был пуст, оставалось всего несколько работников, которые пользовались стеариновыми свечками и убирали здание. Первый работник, заметивший возгорание, кинулся сообщить старшему по чину, а тот, вместо того чтобы тут же вызывать пожарную команду, пошел на сцену лично убедиться в наличии огня. Еле выбравшись из полыхавшего зала, он кинулся за телефоном в ближайшую гостиницу ( в театре своего не было).

пожар, опера

Старокиевская пожарная команда, по мнению очевидцев, показала «свою неспособность тушить пожар». Потом в городе поговаривали, что все усилия пожарных были направлены не на театр, а на находившийся рядом резервуар с нефтью и электростанцию (в театре уже функционировало электрическое освещение). Так от Городского театра остались одни стены.

После тщательных расследований выдвинули две версии. Первая –  прагматическая: возгорание произошло от оставленной в гримерной свечки. Вторая – театральная: в постановке использовалось настоящее оружие, искра после дуэли Ленского и Онегина могла попасть за кулисы,  став впоследствии причиной пламени. Противопожарных занавесов тогда не было, и огонь распространялся по всему зданию свободно.

Кстати, театры тогда горели часто: всего за 1889-1891 гг. в Европе и Америке сгорело 22 здания. В среднем театры существовали 20-40 лет. А в результате пожаров гибли сотни людей.

В городе объявили сбор пожертвований для поддержания артистов, ведь они потеряли свои дорогостоящие инструменты. Имена благотворителей печатали в каждом номере местной прессы. Без театра Киев был уже невозможен, и городская дума объявляет конкурс проектов для нового здания. Свои эскизы присылали  архитекторы не только из Российской империи, но и из Италии и Франции. Участники подписывались псевдонимами. Победил проект академика и петербургского архитектора Виктора Шретера. Он уже перестраивал фасад Мариинского театра после пожара в 1880-е, а также автор здания вокзала в Одессе. Однако в Киеве архитектор жить отказался, и руководство строительством осуществлял известный в Киеве и плодовитый Владимир Николаев.

В. А. Шретер
В. А. Шретер

Завершить работы планировали за два года: на стройке были задействованы от 300 до 500 рабочих и более 60 лошадей одновременно. Потратить город планировал 500 тысяч рублей, выпустив облигации под залог недвижимости и планируя собрать средства в кредит. Однако рубеж веков отметился строительной лихорадкой: всего за три года с 1898 по 1901 к Киеве построили около 1000 каменных домов, приводит статистику Дмитрий Малаков в книге «Прибуткові будинки Києва». Строительные материалы и услуги работников дорожали не по дням, а по часам. В результате смета строительства театра выросла почти вдвое, а завершение его произошло на год позже.

Освящение нового здания состоялось в сентябре того же ажиотажного 1901 года. Новое здание вмещало уже 1650 зрителей, а сцена была самой большой в империи. Однако это мало радовало прессу:  

«Внешний вид театра крайне непривлекательный: некрасивое сооружение сидит посреди площади, словно огромная неуклюжая черепаха», — сообщала городская газета «Киевлянин».

Появился ехидный фельетон, описывает настроения горожан исследователь киевской старины Михаил Кальницкий, в котором фигурируют Строитель 1 и Строитель 2. Один из них похваляется второму: «Я памятник  себе воздвиг великий, вечный. Он грацией затмит цейлонского слона». Знали бы ехидные киевляне, как они угадали с «вечностью» театра.

оперный театр старого киева оперный театр старого киева

Что же касается развития собственно театра, пока проектировалось и строилось здание, была создана балетная труппа – в 1897 году. Именно Киев подарил миру двух великих танцоров: Вацлава Нижинского и Сержа Лифаря.

Заветный билет

Ровно через десять лет после открытия оперный театр становится свидетелем другого, уже реального выстрела, изменившего ход истории. В конце августа 1911 года в Киев  прибывает император Николай II с семьей и приближенными, в том числе премьер-министром Петром Столыпиным. Меры по безопасности были приняты беспрецедентные, описывает в книге «Привет из Киева» Александр Анисимов.

Владельцам усадеб и домов предписывалось «допускать к окнам и на балконы квартир, ими занимаемых, только  лиц, ими приглашенных и хорошо известных». Вести наблюдение за домами, гостиницами и меблированными комнатами прибыл из столицы особый жандармский офицер с многочисленными помощниками. А на церемонии, парады и прочие мероприятия попасть можно было только по особым билетам, которых насчитывалось 26 категорий, выдавало их специальное Регистрационное бюро, а скрепляли – в корпусе жандармов. Однако все эти меры на практике оказались напрасными.

Столыпин. Последние минуты. Худ. Д.В. Несыпова
Столыпин. Последние минуты. Худ. Д.В. Несыпова

Однако 1 сентября 1911 года в антракте спектакля «Сказка о царе Салтане» в присутствии императора и семьи, военных и сотрудников Охранного отделения 24-летний Дмитрий Багров приблизился к Петру Столыпину, стоявшему в первых рядах, и совершил выстрел. С 1907 года Дмитрий Багров состоял сотрудником Киевского охранного отделения, к весне 1910 года его работа сошла на нет, молодой человек оставил работу в охранке. А в августе 1911 года снова появился: сообщил, что готовится покушение на министров Кассо и Столыпина и только он знает, как будут выглядеть террористы. В результате бывший секретный сотрудник получил билет в театр.

Фото Багров фото старого киева (план-схема)

Украинская опера XX века

В 1919 году на киевской сцене начинается подготовка к исполнению на украинском языке оперы П. Чайковского «Черевички». Идет работа над постановкой оперы М. Лысенкоа «Утоплена». Однако оперу едва не ликвидировали как буржуазное искусство, чуждое пролетарскому зрителю. На короткие несколько лет в репертуаре появляются «Тарас Бульба», «Різдвяна ніч» М. Лысенко, «Запорожець за Дунаєм» – и снова запрет.

В 1930-е театр претерпел изменения: с тыльной стороны пристроили двухэтажное здание с залами для репетиций.

В 1941 году Театр оперы и балета пережил свое новое рождение: он должен был взлететь в воздух, как и многие здания Крещатика, но взрывчатку вовремя обнаружили и разобрали. Второй чрезвычайный случай произошел весной 1943 года: в здание попала авибомба. Пробив потолок, она упала в партер, убила четырех немецких офицеров (в театре шел спектакль), пробила пол и увязла в песке под покрытием. Чудом снаряд не взорвался.

В 1983-1988 годах состоялась первая капитальная реставрация театра под руководством архитектора Бориса Жежерина. Увеличили сцену (в том числе и в высоту), установили новый орган, переоборудовали оркестровую яму, пришлось потрудиться и над самим зданием – ведь театр был построен на краю оврага и ему грозило проседание.

В 2017 году опера отмечала свой юбилей – 150 лет с момента основания Национального академического театра оперы и балета им. Т. Шевченко в Киеве.

Великий Київ у Google News

підписатися