Потрепанные, но живые: в прокат выходит украинская комедия «Шляхетні волоцюги»

Автор: Сергей Ксаверов
08:40 27.09.2018

В прокат выходит «Шляхетні волоцюги» – почти незнакомая современному украинскому кино музыкальная комедия. Фильм рассказывает о двух батярах, прохиндеях, ворах…
Читать дальше

Потрепанные, но живые: в прокат выходит украинская комедия «Шляхетні волоцюги»
Світлодіодне освітлення

В прокат выходит «Шляхетні волоцюги» – почти незнакомая современному украинскому кино музыкальная комедия. Фильм рассказывает о двух батярах, прохиндеях, ворах и трикстерах, но добрых внутри, во Львове конца 30-х годов, которые попадают в самый центр битвы между фашистами и коммунистами за древний магический артефакт, дарующий победу его обладателю

«Шляхетні волоцюги» начинается быстро во время первого же музыкального номера представляет место действия, Львов конца 30-х годов, и главных героев – батяров Бодю и Мирека. За всю песню на базаре на площади Рынок они успеют поучаствовать в ее исполнении, украсть сумку у торговки и даже засмотреться на красивую девушку, которая помогает в кукольном представлении своему возлюбленному. Как вскоре окажется, девушка – одна из главных героинь фильма. Вообще, за первые десять минут фильма девиз этой городской субкультуры  XIX-XX веков: «Любити Львів, любити жінок і любити жартувати» уже не нуждается в дальнейших доказательствах, а кроме этого через их участие в уличных кражах нам представляют еще одного героя фильма – очень смешно одетого агента НКВД, у которого наши герои похищают бумажник, откуда выпадет лента ксив и удостоверений чудовищной длины.

Хотя Львов в этом фильме вполне настоящий, так как съемки проходили именно там, это кино – почти историческая фантазия. Его герои – часть довольно специфической местной субкультуры, особенность которой тут постоянно подчеркивается. Кстати, эта его характеристика во время съемок даже вызвала небольшой скандал во Львове по поводу того, что фильм якобы порочит имя батяров, которые ворами не были. В конце концов, сам фильм вполне отвечает на эти обвинения. Он подчеркнуто не исторический, а если заинтересует зрителей узнать побольше о настоящих батярах, то он выполнил свою миссию. Поэтому здесь не только вполне «ненастоящие» батяры, а и карикатурные советские агенты, и свободно разгуливающие по городу нацисты, которые гоняются за одним и тем же предметом, в преддверии войны очень важным. Это браслет Александра Македонского, дарующий его владельцу непобедимость в бою. Каким-то чудом он оказался не просто во Львове, а на руке той самой девушки, которую нам представили в начале фильма. Скоро Бодя и Мирек, невольно выступив причиной смерти ее дяди, пытаются исправиться и становятся ее официальными опекунами. Это значит, что все заинтересованные стороны, а их действительно много в этом фильме, встретятся.

Большинство современных украинских фильмов, претендующих на широкий зрительский успех, похожи на путешествие на самолете. Сначала трясет и очень страшно, что вообще не взлетит. Жалеешь, что вообще сидишь в этом кресле и заранее считаешь себя жертвой украинского кино. Некоторые фильмы все-таки взлетают, выравниваются, но к концу обычно тряска повторяется. Почему у многих наших фильмов наиболее заметны проблемы именно в начале и в конце, обычно хорошо видно. В начале их неудобно смотреть потому что в массе своей они куда менее профессиональные, чем большинство того, что идет у нас в прокате. Эту разницу мы и замечаем, но по ходу фильма к ней привыкаем. Проблемы финала иные – часто сценарные. Украинский фильм, а особенно зрительский, далеко не всегда знает, чем закончить, потому что не совсем понятно о чем он рассказывал вообще, какой итог его истории. У «Шляхетні волоцюги» на этом фоне есть одно существенное достоинство – своих зрителей он доставляет до финала живыми и удовлетворенными, хотя и потрепанными.

Главная тому причина — цельная и понятная история фильма. На фоне «Сватов», который вообще забыл связать одну из сюжетных линий с остальными, и на фоне «Дзидзьо», у которого был только герой, а больше ничего – это огромное достижение.  «Шляхетні волоцюги» рассказывает внятную историю. Да, его уносит на некоторые гэги аж в Африку, он не всегда знает меру и поэтому немного затянут, но не теряет своих многочисленных героев. С почти десятком важных для истории фильма персонажей и обилием гэгов такой подход может превратиться в катастрофу – бессвязный набор комических сцен разной степени удачности. Но фильм делает почти невозможное для украинской комедии. Не забывая постоянно шутить, он умудряется продвигать сюжет вперед, не терять героев и в конце концов оставляет впечатление цельной истории с понятным смыслом и даже с некоторым залихватством утверждает в конце превосходство батяров и львовян, авантюристов и мещан, и в конце концов — городского порядка над жадностью польского нобилитета и над безумием тоталитарных режимов. У него есть закономерный и логичный, исходя из расстановки сил и морали истории, итог.

Он вытаскивает юмор из закромов, почти даже неизвестных украинской комедии. Прежде всего, это комическое изображение фашистов и советских агентов разведки. Фильм фонтанирует иногда целыми россыпями блестящих гэгов особенно в их изображении, доходя до такого буйного гротеска, как боевые нацистские карлики с гитлеровскими усиками и феерический «алтарь» агента НКВД, содержание которого лучше один раз увидеть, чем прочитать тут. Для украинской комедии, которая любит шутить грубо, пошло и иногда откровенно отвратительно, «Шляхетні волоцюги» смотрится как фильм с юмором почти здорового человека. Он не сексистский, он не антисемитский, хотя два героя фильма – евреи, причем один из них – немецкий коллаборационист (что тоже превращено в отдельный комический номер). Он даже не всегда плоский. «Шляхетні волоцюги» пытается работать с глубиной кадра. То есть, перед нами не просто актеры на переднем плане, разыгрывающие что-то смешное. В отдельных сценах фильм создает почти живое и наполненное пространство, которое смотрится иногда колоритным и забавным. Фильм действительно создает образы двух главных героев Боди и Мирека, которых легко отличить друг от друга и у которых есть хотя бы зачатки своих самостоятельных характеров. Остальным он дает запоминающиеся характеристики, которые не пропадают внезапно. Может быть именно поэтому такое необычное большое количество юмора фильма попадает в цель: он двигает историю, сталкивая героев в разных комбинациях, но держа в русле основного сюжета.

Воздушных ям во время фильма, правда, тоже хватает. В некоторых моментах это очень типичный зрительский украинский фильм, в котором заметен очень низкий уровень режиссуры. Просто в данном случае он был наложен на неплохой сценарий. Этот фильм просто не знает, как показывать массовые экшн-сцены. Количество героев в итоге ему аукается в финале, где все они, естественно, собираются все вместе и наступает та самая финальная турбулентность, свойственная украинскому кино. Но на этот раз не потому, что фильм не знает, как закончить, а потому что количество взаимодействующих персонажей в одной сцене явно превышает критическую массу, с которой режиссер и оператор могут совладать. Они просто не знают, что с этими всеми людьми делать. «Шляхетні волоцюги» не по делу вдруг включает замедление и убыстрение, как будто забывая, что это кино, а не телесериал. Местами он выглядит как утомительный капустник. Костюмы в нем тоже как будто только что выужены из телереквизиторской. В фильме очень неровная актерская игра, где актер может выдать совершенную театральщину в духе провинциального аматорского театра, а потом блестящую сцену. В общем, «Шляхетні волоцюги» — далеко не шедевр и, скажем честно, ему у нас пока неоткуда взяться. Но даже самую непрофессионально поставленную, плохо сыгранную, смонтированную топором и снятую оператором-дальтоником комедию может спасти то, что она смешная. «Шляхетні волоцюги», к счастью, дает повод смеяться преимущественно не по поводу своих недостатков.

Великий Київ у Google News

підписатися