Киевский политехникум появился в ответ на запрос общества. На его создание жертвовали деньги богатейшие люди края. Его выпускники должны были покончить с засильем французских и немецких работников. Но вуз сыграл более значимую роль в жизни города.
Политех стал центром Шулявской республики, в его лабораториях студенты готовили бомбы, авиация из увлечения отдельных людей превратилась в динамичную отрасль
Промышленный бум
В XIX веке жизнь Киева стала кардинально меняться. Если в начале столетия население города составляло около 25 тысяч человек, то в 1897 году, согласно Всероссийской переписи, здесь проживало уже 259,7 тысячи. Таким образом, численность киевлян увеличилась в десять раз. Способствовало этому несколько факторов. Первый – ежегодные ярмарки на Подоле, куда съезжалась вся знать из соседних земель. Второй – бурное развитие промышленности и сообщения во второй половине XIX века.
После внедрения паровой энергетики быстрыми темпами развивается сахарная промышленность. С 1861 по 1897 год производство сладкого продукта на украинских землях выросло в 15 раз. В 1912 году более 50% всего сахарного производства в Российской империи даст Юго-Западный край. Во второй половине XIX века в Киеве появляются промышленные предприятия. В 1867 году к городу строят чугунку, а следом – железнодорожный мост через Днепр. В 1872 году прокладывают водопровод на Крещатике. Везде нужны квалифицированные специалисты технического профиля. А их крайне мало.
Статистика всей Российской империи: только 7,5% управляющих фабриками и заводами имели техническое образование, а высшее специальное – меньше 1%. В результате на предприятиях повсеместно работали привлеченные из других стран специалисты. Железную дорогу в Киеве строили французы и немцы. Директор Харьковского технического института и будущий первый ректор Киевского политехнического института Виктор Кирпичев на торгово-промышленном съезде в 1896 году заявил: «Все директора высших учебных заведений завалены просьбами направить инженеров. Но мы не в состоянии удовлетворить эти заявки».
Новое образование
Заказчиками и идеологами воспитания кадров для нужд промышленности выступили сами предприниматели и ученые. Идею сформулировало Императорское российское техническое общество, которое объединяло самых видных ученых государства. Изучив европейский опыт, они пришли к выводу, что университетскую форму образования надо сохранить как отдельную и независимую, а для промышленных потребностей создать политехнический институт с несколькими специальностями.
В Киеве сначала была идея создать среднее техническое училище. Но приехавший осенью 1896 года с визитом министр финансов и бывший начальник Общества Юго-Западных железных дорог Сергей Витте выразил уверенность, что губернскому центру с его развитием нужна не средняя школа, а высшая. И в следующем месяце того же года на общем заседании представители городского правления, биржевого комитета, учебного, технического и финансового общества Киева решили создать новое учебное заведение, состоящее из нескольких отделов разных специальностей по примеру политехникумов в европейских странах.
1890-е. КПИ
Средства на строительство вуза собирали всем городом. В числе самых щедрых были сами сахарозаводчики: Николай Терещенко пожертвовал 150 тысяч рублей, Лазарь Бродский – 100 тысяч, некоторые предприниматели отдавали определенный процент прибыли от продажи сахара, другие же выделяли по 10-20 тысяч рублей. Киевская городская дума выделила 300 тысяч рублей. Так собрали более миллиона, а конечная сумма строительства университета составила три миллиона рублей.
КПИ. Конец XIX века
Легенда
Существует легенда, будто бы сахарный король Терещенко (один из богатейших людей Юго-Западного края) договорился с царским правительством о прекращении государственного контроля над ценами на сахар. Сам же предприниматель обязывался построить в Киеве политехникум для студентов юго-западной части империи.
Студенты
Первый выпуск состоялся в 1903 году – дипломы получил 91 выпускник. Экзамены у них принимал сам Дмитрий Менделеев. В письме к Сергею Витте он писал: «Имея 35-летний опыт в деле дипломирования в высших учебных заведениях, я беру на себя смелость утверждать, что такой общей совокупности специальных работ студентов-выпускников, которую я видел у студентов первого выпуска Киевского политехникума, нельзя найти в известных мне университетах и технических институтах, так как в этих последних большинство представленных диссертаций имеет характер теоретический и не сопровождается, как здесь, собственными лабораторными исследованиями, которые случаются только как особые исключения».
Студенты КПИ
Студенты вместе с прогрессивными преподавателями организовывают научно-технические кружки, стремятся углубить знания, получить информацию о новейших достижениях в своей сфере и малоизвестных дисциплинах. Например, на механическом отделении учебный план не содержал курсов по изучению двигателей внутреннего сгорания, воздухоплавания и т. д. С другой стороны, увеличивать объем курса было некуда – обучение и так длилось порой шесть-восемь лет, а средний возраст выпускника достигал 27 лет. Правда, причиной тому была не сложность обучения, а бедность самих студентов.
Ежегодная плата за обучение составляла 100 рублей, плюс оплата за жилье, питание, литературу. По предложению Дмитрия Менделеева в Устав института внесли пункт, по которому совет учебного заведения имел право освобождать от оплаты за обучение около половины студентов. Однако оставалось низкой бытовая обеспеченность учащихся. Было создано Общество помощи бедным студентам КПИ, которое принимало пожертвования. Профессора института устраивали благотворительные мероприятия, читали открытые лекции, собранные деньги с которых тоже шли в пользу студентов. Тем не менее до выпуска доходило около половины поступивших.
Свобода и Шулявская республика
Киевский политех отличался внутренней свободой и справедливостью. Впервые педагогический коллектив ввел конкурсный порядок назначения профессоров кафедр и исключительно из лиц, имеющих ученую степень. А в 1906-1907 годах 23% поступивших были евреями, хотя по норме полагалось не более 15%. Когда эти сведения дошли до министерства, высшие чиновники потребовали сократить студентов-нехристиан до положенных 15%. После некоторых прений требование было удовлетворено. Но ректор и три декана после этого подали в отставку.
Студенты на митинге
Самыми же неспокойными оказались именно студенты института. Уже в первый год существования заведения они приняли участие во всероссийской забастовке, за что 32 учащихся были арестованы и отправлены в ссылку. В марте 1901 года студенты Политехника и других вузов вышли на Крещатик с рабочими киевских предприятий. В следующем учебном году 1901-1902 политеховцы принялись бунтовать с новой силой, пыл не охлаждали даже каникулы. Молодежь требовала вернуть из ссылки своих сокурсников, невмешательства администрации в студенческие дела, равные права для поступающих независимо от пола и национальности. В начале 1905 года учеба из-за митингов и забастовок до лета была прекращена.
1900-е. Лаборатория
Осенью 1905 года правительство ради успокоения масс решило предоставить вузам автономию. «Временные правила об управлении высшими учебными заведениями», опубликованные 27 сентября, давали профессорам право избирать директора, его заместителя и деканов, а студентам – организовывать собрания. На советы вузов возлагалась обязанность следить за ходом учебного процесса. Однако отвлечь учащихся от митингов и сборов с рабочими не удалось.
Потеряв терпение, киевский генерал-губернатор 14 октября 1905 года отдал распоряжение полиции и войскам окружить институт. На его территорию пропускались только живущие здесь. Студенты запланировали общее собрание, но из газет стало известно, что правительство пошло на уступки – издало манифест, гарантировавший неприкосновенность личности, свободу слова, собраний и союзов, обещало созыв законодательной думы. 18 октября студенты отправились на Думскую площадь, куда уже стекались тысячи киевлян. Часть демонстрантов захватила здание Городской Думы. Но все разбежались после того, как подошедший Киевский полк открыл огонь.
1902 год
В самом конце месяца в большой физической аудитории КПИ состоялось первое заседание Киевского совета рабочих депутатов (председателем совета был избран рабочий завода «Гретер и Криванек» Федор Алексеев). В химической лаборатории для боевых дружин тайно изготавливали бомбы. Район Шулявки, где и раньше жандармы и полицейские не рисковали лишний раз появляться, теперь был объявлен Шулявской рабочей республикой с административным центром в КПИ. Здесь разместился штаб общегородской забастовки и Совет рабочих депутатов. 12 декабря началась всеобщая забастовка рабочих Киева. Но уже через пять дней городские власти собрали войска и за ночь покончили с республикой. Начались обыски и аресты. Занятия в КПИ возобновились уже в сентябре 1906 года.
Авиация благодаря общественности
После того как поутихли страсти первой революции, учебно-исследовательский процесс в стенах Политеха стал налаживаться. Его студенты и преподаватели стали сподвижниками развития отечественной авиации. Еще в конце XIX века это новое направление развивалось силами общественности, на государственном уровне к аэропланам относились недоверчиво, ставку делали на воздушные шары. На маневрах 1902-1903 гг. в Киевском военном округе впервые использовали несколько воздушных шаров для ведения воздушной разведки и корректировки огня артиллерии. А шеф Военно-инженерного управления великий князь Петр Николаевич заявил: «В самолеты я не верю, будущее им не принадлежит».
В 1908 году в КПИ возникает кружок воздухоплавания. За год он объединяет около 200 студентов и преподавателей, среди которых был Игорь Сикорский. Это была вторая после Петербургской авиалаборатория. Здесь стали создавать планеры, а потом и самолеты. Этот кружок стал ядром Киевского общества воздухоплавания, которое популяризировало авиацию среди населения. Здесь строились модели самолетов, планеров, аэросаней.
25 апреля 1910 года в киевское небо поднялся первый самолет. 50 тысяч киевлян следили за тем, что до сих пор видели только на фотографиях в газетах. А потом собравшиеся кричали «Браво, Уточкин!» Это было большое событие. Но уже через месяц произошло еще большее. Если до сих пор полеты совершались на летательных аппаратах зарубежного типа, то 23 мая 1910 года на своем же детище в небо поднялся конструктор самолета – профессор Киевского политехнического института Александр Кудашев. Уже через два года в Киеве открылись три авиационные мастерские. Военные летчики испытывали новые модели.
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Так начиналась история Киевского политехникума. Сейчас это один из самых крупных вузов Украины: в нем учится более 20 тысяч студентов, работает 2300 преподавателей, это кампус на территории в 160 га. Город в городе, был и остается.
Источники:
- Михаил Рыбаков «Неизвестные и малоизвестные страницы истории Киева»
- Анатолий Макаров «Благоустройство старого Киева»
- Дмитрий Малаков «Доходные дома Киева»
- Киевский политехнический институт. Очерк истории. – Киев: Наукова думка, 1995
- сайт Национального технического университета Украины «Киевский политехнический университет имени Игоря Сикорского»
Фото: http://starkiev.com
Приєднуйтесь до обговорення
Потрібно бути зареєстрованим користувачем, щоб коментувати.
Коментарі (0)